» » » Татьяна Коваль - Религия и экономика. Труд, собственность, богатство


Авторские права

Татьяна Коваль - Религия и экономика. Труд, собственность, богатство

Здесь можно купить и скачать "Татьяна Коваль - Религия и экономика. Труд, собственность, богатство" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Литагент «Высшая школа экономики»1397944e-cf23-11e0-9959-47117d41cf4b, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Татьяна Коваль - Религия и экономика. Труд, собственность, богатство
Рейтинг:
Название:
Религия и экономика. Труд, собственность, богатство
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2014
ISBN:
978-5-7598-1072-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Религия и экономика. Труд, собственность, богатство"

Описание и краткое содержание "Религия и экономика. Труд, собственность, богатство" читать бесплатно онлайн.



В книге рассматриваются связь религии и экономики, влияние религиозного фактора на социально-экономическое развитие и религиозная мотивация хозяйственной деятельности. Автор выясняет, как, исходя из различных представлений о Боге, мире и человеке, разные религии приходили к сходным нравственным постулатам в отношении материальных благ. Подробно освещаются также религиозно обоснованные современные социально-экономические учения. Особое внимание уделено истории христианской мысли.

Основная цель автора заключалась в том, чтобы прояснить логику формирования социально-экономических взглядов различных религий, определить степень влияния того или иного вероучения на хозяйственную деятельность, социально-экономические идеалы, представление о справедливости, отношение к бедности и богатству.

Книга адресована преподавателям и студентам гуманитарно-обществоведческих факультетов вузов (бакалавриат и магистратура), а также всем читателям, интересующимся историей и религией.






В Древней Месопотамии признавалось, что материальное благополучие во многом зависит не только от воли небесных богов, но и от самого человека. Причем не только от его трудолюбия, но и от могущества его личных духов. Каждый человек находился под защитой и покровительством двух «супружеских» пар духов – мужского и женского рода. Одна пара называлась «тот, кто дает хорошее», другая – «тот, кто дает плохое». Все они так или иначе были связаны с удачами и неудачами в практических делах. О человеке, которому удалось разбогатеть, говорили, что он «имеет духа». В некоторых случаях это связывалось с представлением о роке, судьбе, выпадающей на долю того или иного человека. Предполагалось, что каждому предназначены определенная доля счастья и несчастий, состояние здоровья и продолжительность жизни. Это полностью относится и к социальному и имущественному положению.

Вера в детерминизм, предопределенность важных событий в жизни, создавала психологический фон, на который накладывались религиозные представления древних жителей Месопотамии. Это, впрочем, не отменяло идею о том, что боги накажут за нарушение моральных норм, в том числе связанных с собственностью и хозяйством, как, например, воровство, грабеж, обман, лень, недобросовестно выполненная работа и т. п. Напротив, исполнение их воли дает шанс получить счастливую жизнь и богатство.

§ 2. Древний Египет

Древнеегипетская цивилизация возникла в долине Нила чуть позже месопотамской. Считается, что на рубеже IV–III тыс. до н. э. произошло объединение разрозненных мелких политических общностей (номов) и началась история объединенного Египта, которая охватывает около трех тысячелетий. Она заканчивается в 30 г. до н. э., когда Египет вошел в качестве провинции в Римскую империю.

Несмотря на столь длительную историю, религиозные верования египтян мало менялись. По оценке известного немецкого египтолога А. Видемана, египтяне всегда отличались удивительным консерватизмом, боясь забыть что-либо ценное из духовного и культурного опыта предков. «Они никогда не теряли связи с прошлым, чтобы все могло оставаться так, как было “со времен бога Ра”, и это желание перевешивало все практические рассуждения»[46]. В результате новые религиозные размышления и представления не вытесняли старые, но как бы надстраивались над ними. Бок о бок с довольно примитивными архаическими культами существовали весьма возвышенные и утонченные богословские системы, а пантеон богов постоянно расширялся, в том числе и за счет культов божеств чужеземного происхождения. Логические нестыковки и противоречия, неизбежные при таком многообразии, ничуть не смущали египтян, которые никогда не предпринимали попыток свести свои религиозные представления в единую, общую для всех жителей страны, богословскую систему. Поэтому «мы можем говорить о религиозных представлениях египтян, но не об их религии»[47].

Пестрота религиозных представлений египтян была связана также и с тем, что и в объединенном Египте каждое из бывших независимых царств (номов) продолжало поклоняться своему богу-покровителю, который почитался как глава богов и податель всех благ, в первую очередь материальных. В честь этого бога в столице каждого нома строился главный храм. Богослужение в нем осуществляла целая коллегия жрецов во главе с верховным жрецом. В некоторых случаях второе место после него занимала главная жрица. В каждом номе главного жреца называли по-разному. Примечательно, что иногда его именовали по тому или иному виду профессий и занятий, которым особо покровительствовал бог нома. Так, например, в Мемфисе главного жреца называли главой ремесленников, а в Мендесе – духовным отцом воинов. При этом жрецы номов были относительно независимы и руководили не только духовно-религиозной жизнью, но и экономикой и политикой, а также системой образования и культурой. Жрецы были своего рода интеллектуальной элитой, которая хранила свои знания в тайне. Они развивали математику и астрономию, руководили строительством ирригационных систем, пирамид и храмов. Им принадлежат великие философские и богословские прозрения, а также приоритет в развитии нравственных постулатов, в том числе и в социально-экономической сфере.

Верховным жрецом был сам фараон, который считался сыном бога Солнца[48]. Теоретически только он, как наместник бога на земле, и мог служить богам. (Так и было в древнейшую эпоху, но впоследствии эта роль перешла к жрецам.) Бог-фараон, воплотившись в человека, согласно воззрениям египтян, продолжал управлять страной так, как это делал его отец бог Солнца Ра в некие давние времена. Фараон магически охранял границы страны, управлял природными стихиями, водой и огнем. Именно от него зависело плодородие земли и разлив Нила, общее благополучие государства и подданных. Фараон совершал торжественный обряд первой вспашки и проводил от имени стоящих за ним богов первую борозду[49]. И после смерти фараоны продолжали покровительствовать подданным, лежа в своих гробницах, для которых в период Древнего царства строились величественные пирамиды – дом, в котором навечно поселялся умерший, его мумия, статуя и душа.

Египтяне «осознавали себя частицей обожествленного фараона – сына бога, подобно тому, как многочисленные боги были частицами породившего их единого божества. Проявление и образ фараона живет в теле страны, где все существует по установленному порядку вещей, поддерживаемому «сыном бога по плоти его»[50]. Идеальный образ политического управления страной и ее социально-экономической системы связывался, таким образом, с представлениями о добром и справедливом боге, создателе мира и первом царе Египта. Это был бог Солнца Ра, который правил в то легендарное время, когда боги и люди жили вместе, а также царила дочь Ра – Маат, воплощение правды и справедливости[51].

Особенно Ра чтили в Гелиополисе, одном из духовных центров страны, где все остальные боги считались его разнообразными воплощениями. При этом Ра как восходящее солнце чтили в образе бога Кхепера, как заходящее – в образе бога Тума (Атума), солнечный диск – в образе бога Атона. Последнего изображали в виде солнечного диска, лучи которого, завершаясь кистями рук, направлены к земле. (Его культ стал государственной религией при Аменхотепе IV.) Во всех этих и других своих проявлениях Ра выступает как податель благ, как заботливый небесный отец всех своих созданий, прежде всего человека.

Важно отметить, что в Египте существовала весьма специфическая традиция – объединять несколько различных божеств под одним общим сложносоставным именем, в результате чего Ра (или другой верховный бог) объединялся с другим. Получалось новое солнечное божество, например Амон-Ра. (Амоном изначально был местный бог Фив, где он почитался как бог земли и плодородия и изображался с головой барана.)

Во многих гимнах, посвященных Амону-Ра, говорилось, что он «глава всех богов», «творец того, что внизу» (т. е. на земле), и «того, что вверху» (т. е. на небе), «создатель людей, стай и стад». Он также «творец изобилия», «бог зерна», «две руки его дают дары тому, кто любит его». Он «дает средство к существованию день ото дня» (в библейской традиции это обозначается как хлеб насущный). Кроме того, он защитник бедного и «судит дело между бедным и сильным мира сего». Любовь и справедливость – его главные качества, он – «светлая сила – молодая прекрасная любовь»[52]. Важно обратить внимание, что эти идеи были развиты в иудаизме и унаследованы христианством и исламом. (Представление о Боге как любви особенно характерно для христианства.)

Во многих частях Египта, и особенно в Мемфисе – одном из ведущих духовных центров Египта, – монотеистические воззрения связывались с богом Пта – главным солнечным божеством, согревающим всех своим живительным теплом. (По некоторым предположениям, изначально он был богом Земли.) Наряду с ним в Мемфисе почитался и погребальный бог Сокар. В результате Пта слился с Сокаром и с богом мертвых Осирисом в единое целое – бога Пта-Сокар-Осириса[53], который стал покровителем царства мертвых, в противоположность Ра – покровителю царства живых. Земным воплощением Пта считался бык Апис, культ которого был широко распространен в Египте и оттуда заимствован греками. Пта стоял на страже правильных мер и весов, честности и порядочности.

У верховного бога Ра была дочь – Маат, которая воплощала в себе Правду и Справедливость. (У греков она стала называться Фемидой.) Иногда ее изображали с завязанными глазами, так как она вершила суд, невзирая на лица.

Что касается Осириса[54], входящего в состав этого божества, то он, несмотря на свое божественное происхождение от богини неба Нут и бога земли Геба, был первым человеком и первым умершим (своего рода Адамом). Осирис проявил себя как мудрейший царь Египта, он создал справедливую (по мнению египтян) социально-политическую систему, дал законы, научил жителей всем видам ремесел и искусств. Впрочем, изобретателем письменности и покровителем наук и торговли был бог Тот (греки отождествляли его с Гермесом).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Религия и экономика. Труд, собственность, богатство"

Книги похожие на "Религия и экономика. Труд, собственность, богатство" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Татьяна Коваль

Татьяна Коваль - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Татьяна Коваль - Религия и экономика. Труд, собственность, богатство"

Отзывы читателей о книге "Религия и экономика. Труд, собственность, богатство", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.