» » » Анатолий Москвин - Рим. Город, открытый для всех


Авторские права

Анатолий Москвин - Рим. Город, открытый для всех

Здесь можно купить и скачать "Анатолий Москвин - Рим. Город, открытый для всех" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Гиды, путеводители, издательство Литагент Вечеe7ff5b79-012f-102b-9d2a-1f07c3bd69d8, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Анатолий Москвин - Рим. Город, открытый для всех
Рейтинг:
Название:
Рим. Город, открытый для всех
Издательство:
неизвестно
Год:
2012
ISBN:
978-5-4444-7741-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Рим. Город, открытый для всех"

Описание и краткое содержание "Рим. Город, открытый для всех" читать бесплатно онлайн.



«Все дороги ведут в Рим», – как говорили древние. Это известное выражение прекрасно иллюстрирует значимость и величие Вечного города, по праву пользующегося славой одного из красивейших в мире! Редкий турист, путешествующий по Европе, сможет устоять перед обаянием Рима и сойти с одной из дорог, ведущих в этот город с многотысячелетней историей.

Его богатейшей истории и историко-художественным памятникам в путеводителе и уделяется особое внимание. Значительное место в книге занимает римская мифология, основные герои которой являются живыми людьми из плоти и крови.

Отдельные главы посвящены знаменитым римским фонтанам, таинственным катакомбам, чудесным паркам и мостам. Также описаны памятники церковного государства Ватикан, со всех сторон окруженного римской территорией. Приведены сведения о некоторых выдающихся личностях, связанных с историей Рима.

В путеводитель также включены материалы о ряде ближайших к Риму интересных исторических и историко-культурных объектов в провинциальных городках, что расширяет у путешественника представление об итальянской столице.






Упомянем вкратце еще о нескольких божествах из числа главных. Одним из старейших италийских богов, этрусским по происхождению, был Нептун. Наличие морского бога в этрусском пантеоне понятно, ибо это был народ, хорошо знакомый с морем. У римлян же мореплавателей в течение долгих столетий не было, поэтому и культ Нептуна большого значения не имел, хотя его введение и приписывается Ромулу.

Гораздо интереснее тот факт, что Ромулу же приписывают введение праздника конного Нептуна, так как здесь явно проглядывает аллюзия на эллинского Посейдона, бороздившего моря в конной упряжке. Между тем отождествление двух богов произошло достаточно поздно: в конце IV – начале III в. до н. э. В Риме «конный» Нептун был покровителем всаднического сословия. На Марсовом поле был воздвигнут храм Нептуна, а 23 июля ежегодно устраивался праздник в честь божества – нептуналии. Интересно, что во время праздника на местах торжеств строились не модели кораблей, а хижины из листьев, потому что в сухопутном Риме, не имевшем даже приличного морского порта, праздник Нептуна проводился как защита от засухи!

Постоянными спутницами римско-этрусского Нептуна были его жена Салация (имя, произведенное от слова «салум», то есть «движение моря») и нимфа Винилия, персонифицировавшая прибойную волну.

Древний бог плодородия и оплодотворяющей силы Либер позднее стал считаться покровителем виноградников, виноделия и вина и как таковой был отождествлен с греческим Дионисом-Вакхом. Римляне стали называть его Бахусом. Однако в старой ипостаси, вместе со своей женской параллелью Либерой и богиней Церерой, он входил в плебейскую триаду богов, в честь которой в 494 г. был построен храм. После упразднения сословий Либер стал богом свободных самоуправляющихся городов, а римляне в честь него ежегодно справляли веселый и хмельной праздник либералий (17 марта).

Характерно, что у римлян не было особого бога-врачевателя. Такого защитника они переняли у эллинов, соответствующее божество которых (Асклепий) римляне переименовали в Эскулапа.

А еще существовал в римском пантеоне веселый бог Фавн, божество полей, лесов, пастбищных лугов и животных. Этот шаловливый бог считался очень лукавым; он был способен воровать детей, насылать болезни и ночные кошмары, соблазнять женщин и вступать в связь со всеми животными. Тем, к кому Фавн был благосклонен, он сообщал свои предсказания шепотом листьев. Культ Фавна был введен Эвандром, внуком или сыном Палланта, царя Аркадии. Убив отца по наущению своей матери Никостраты, Эвандр бежал в Италию. Здесь он построил укрепленный город на холме, названном им Паллатином, в котором принимал Энея и предсказал скитальцу великую судьбу. (Кстати, тому же мифическому Эвандру приписывается введение культов Цереры, «конного» Нептуна, Геркулеса Непобедимого.)


Силен с младенцем Дионисом на руках (римская копия греческой статуи)


Эвандр стал союзником Энея в войне против племени рутулов и послал ему в помощь отряд во главе со своим сыном Паллантом. Сын Эвандра пал в бою; впоследствии римляне поставили ему алтарь на Авентинском холме, у которого ежегодно происходили жертвоприношения.


Культ Фавна отправлялся в одной из пещер на склоне Палатинского холма. Его обслуживала коллегия луперков. В праздник луперкалий (15 февраля) луперки приносили в жертву Фавну собаку и козла. Совершив жертвоприношение, обнаженные луперки, с кожьей шкурой на бедрах, пускались бегом вокруг Палатина, постегивая ремнями из кожи жертвенного козла встречных женщин, что будто бы делало этих римлянок плодовитыми.


Возможно, первоначально луперкалии были связаны с культом волка (в ипостаси бога Луперка, позднее слившегося с Фавном), но во времена римской славы луперкалии уже справлялись как пастушеский праздник очищения и плодородия, отвращения волков от крестьянских стад. Да и сам Фавн почитался римскими селянами как покровитель скотоводства и сельской жизни.

Римскую мифологию трудно себе представить без богов домашнего очага. Речь идет о пенатах и ларах. Пенатами называли фамильных («отеческих») хранителей дома, главным же образом – запасов продовольствия. Одной из главных святынь Рима считались государственные пенаты, иначе – пенаты римского народа. Они являлись залогом непобедимости и вечности Рима. В торжественных клятвах пенаты упоминались вместе с именем Юпитера. Легенда рассказывает, что пенаты привез в Италию Эней, причем сначала они хранились в городе Лавинии, а впоследствии оказались в Риме, в храме Весты. Имена этих пенатов сохранялись в глубокой тайне от непосвященных, как и их изображения; приближаться к этим образам могли только жрецы и весталки.

Фамильные пенаты, изображавшие божества в форме маленьких фигурок из глины, дерева, воска, слоновой кости или серебра, хранились в самой отдаленной части дома, откуда и получили свое название (лат. penus, penetralia – потайная часть жилища или храма). В каждом месяце года выделялся день, когда домочадцы украшали статуэтки цветами. Кроме того, во время сатурналий выделялся день, посвященный поклонению пенатам. Домашним богам приносили в жертву вино и фрукты, а иногда – козлят или ягнят.

Близки к пенатам были лары, или божества-покровители человеческих сообществ и их земель. Римляне выводили культ ларов из культа мертвых. Лары почитались как отдельными фамилиями и соседскими общинами, так и гражданской общиной целого города. Фамильные лары соотносились с домашним очагом, с трапезами в кругу семьи, с приусадебными садами и ближними рощами. К их помощи прибегали в случае родов, бракосочетаний, болезней, смерти. Лары обязаны были следить за соблюдением традиций во взаимоотношениях членов семьи, наказывая нарушителей. К ним обращались и рабы, когда испытывали слишком жестокое обращение со стороны хозяев.

Верховным жрецом культа фамильных лар был глава семейства. В качестве покровителей соседских общин лар почитали на перекрестках (компитальные лары), где окрестные семьи строили святилища с числом ниш, которое соответствовало числу выходивших на перекресток усадеб. В отверстия помещали куклы и шерстяные шары, изображавшие свободных членов семьи и рабов.

Празднество компиталий устраивалось соседями совместно и заключалось в общей трапезе, сопровождавшейся песнями, плясками, различными состязаниями. Культ компитальных ларов обслуживали коллегии из плебеев и рабов. К ларам римской гражданской общины в целом обращались при ритуальном очистительном обходе городской территории.

Существовали также сельские, морские, военные лары. Относительно природы ларов мнения современных ученых разделились. Одни видят в них духов земельных участков; их оппонентам лары представляются духами предков.


Начало культа ларов восходит к древнему обычаю хоронить умерших в пределах дома или усадьбы. Фамильные лары хранились в особом шкафчике (ларарии), находившемся возле очага. Перед ларарием ставили пищу и напитки, а в дни рождения домочадцев ларарий украшали цветами. Во время семейных праздников дверцы шкафчика открывали, чтобы лары могли присутствовать на торжестве.


Матерью добрых или злых ларов считалась богиня Ларунда, или Лара. К ларам была причислена и Акка Ларенция, которая вырастила вместе с мужем Ромула и Рема.

С ларами впоследствии слились маны, бывшие первоначально богами загробного мира; затем их стали считать обожествленными душами предков. Маны относились к разряду добрых божеств в отличие от злобных и страшных лемуров. В честь умерших предков римляне устраивали обильное пиршество в день 21 февраля.

У древних римлян было четыре священных животных: волк, дятел, сирена и сова. С волком, точнее с волчицей, вроде бы все ясно. Это – та самая Капитолийская волчица, которая выкормила в лесу на берегу Тибра братьев-близнецов Ромула и Рема. Волкам римляне приписывали всевозможные чудесные и магические свойства. Волку был посвящен особый праздник: луперкалии. Римляне считали, что волчица спаривается в присутствии всех сородичей. Если же ее супруг погибает, она остается навечно верна его памяти и в новый брак не вступает. Существовало поверье, что некоторые люди могут превращаться в волков.

Дятлом (по-латыни Пик, или Пикус) звали первого царя Латия; его имя совпадало с именем архаичного бога полей и лесов, сына Сатурна и отца Фавна. В мифологии царя называли возлюбленным волшебницы Кирке. Когда Пик отверг любовь волшебницы, та превратила его в дятла. Позднее дятел был объявлен священной птицей бога Марса. У авгуров (см. дальше) поведение дятла считалось особенно подходящим для гаданий.

Сирены взяты из греческой мифологии: это – мифические существа, полуптицы-полуженщины, наделенные матерью, одной из муз, сладчайшим голосом. Они обитали на скалистых морских побережьях. Своим пением они заманивали проплывавших мимо мореходов и убивали их. Среди некоторых италийских племен господствовало убеждение, что сирены живут на тирренском побережье Южной Италии.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Рим. Город, открытый для всех"

Книги похожие на "Рим. Город, открытый для всех" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Анатолий Москвин

Анатолий Москвин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Анатолий Москвин - Рим. Город, открытый для всех"

Отзывы читателей о книге "Рим. Город, открытый для всех", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.