» » » Галина Строева - Педагогические основы самоисправления личности в образовательной практике исправительных учреждений


Авторские права

Галина Строева - Педагогические основы самоисправления личности в образовательной практике исправительных учреждений

Здесь можно купить и скачать "Галина Строева - Педагогические основы самоисправления личности в образовательной практике исправительных учреждений" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство Литагент «ИД Наука»70a5d70d-38c6-11e4-9fd0-002590591ed2, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Галина Строева - Педагогические основы самоисправления личности в образовательной практике исправительных учреждений
Рейтинг:
Название:
Педагогические основы самоисправления личности в образовательной практике исправительных учреждений
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-9902337-8-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Педагогические основы самоисправления личности в образовательной практике исправительных учреждений"

Описание и краткое содержание "Педагогические основы самоисправления личности в образовательной практике исправительных учреждений" читать бесплатно онлайн.



Монография посвящена проблеме изучения и реализаци и педагогических основ самоисправления осужденных в образовательной практике исправительных учреждений. Рассматриваются закономерности, принципы, формы и методы самоисправления на основе самодетерминизма.

Адресована научным сотрудникам Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, преподавателям, студентам и аспирантам высших учебных заведений, всем, интересующимся вопросами исправления осужденных. Может быть использована сотрудниками исправительных учреждений и уголовно-исполнительных инспекций в рамках повышения профессионального мастерства, а также в процессе организации воспитательной работы с осужденными.






Осуждены второй раз и более около 56 % человек [128]. При этом в ИУ 81 % осужденных мужчин заявляли о том, что раскаялись или частично раскаялись в совершении преступлений [129, с. 10].

По данным исследования, проведенного в Научно-исследовательском институте Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации в 2012 г., наибольшую долю составляли осужденные в возрасте от 36 до 55 лет включительно [129].

Анализ образовательного уровня лиц, лишенных свободы, показал, что среди осужденных мужчин общее образование имели 38,9 %; основное общее образование – 27,3 %; среднее профессио-нальное образование – 21,8 %; высшее образование – 4,1 %; 1,6 % осужденных мужчин не имели никакого образования [129, с. 5].

Среди женщин начальное образование имели 6 %; общее образование – 36 %; основное общее образование – 10 %; среднее специальное – 34 %; неоконченное высшее – 5,4 %; высшее образование – 4,9 %; 3,7 % осужденных женщин не имели образования [129, с. 19].

Что касается нарушений режима отбывания наказания, то на 1 ноября 2012 г. количество осужденных мужчин в исправительных колониях (далее – ИК), допустивших нарушения режима отбывания наказания и злостные нарушения, составило 35,3 % от общего количества осужденных мужчин. А уровень преступности в колониях в целом по сравнению с 2002 г. возрос в 1,5 раза: с 0,86 на 1 тыс. осужденных в 2002 г. до 1,22 в 2012 г. [128]. Другими словами, среди осужденных «…существенно количество лиц, слабо поддающихся исправительному воздействию» [129, с. 11].

В исправительном процессе около половины осужденных (и мужчин, и женщин) занимали нейтральную позицию по отношению к исправлению [129].

В общем можно констатировать, что по сравнению с результатами специальной переписи осужденных в 1999 г. характеристика лиц, находящихся в местах лишения свободы, ухудшилась. Средний возраст осужденных повысился, равно как и количество имеющихся у них судимостей [130]. Повысилась доля осужденных иностранных граждан [129, с. 4]. Отметим повышение уровня образования, в том числе повышение доли осужденных, имеющих высшее образование, но при этом увеличение доли осужденных, не имеющих никакого образования. Доля осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления продолжает преобладать в местах лишения свободы.

Вышеназванное обусловливает поиск еще более точных и тонких педагогических технологий работы. Но для начала следует определить, что именно должно преодолеваться в процессе самоисправления.

Мы считаем, что в процессе самоисправления преодолеваются не просто негативные характеристики личности человека (можно быть вспыльчивым, но не быть ни преступником, ни осужденным), а ключевые для осужденных преступников характеристики. В качестве таких характеристик нами выделяются: отчуждение от нравственных норм; низкий уровень ответственности; нарушенный (криминальный) обмен с другими людьми и обществом; изменения в интеллектуальных процессах; низкий уровень функциональной грамотности[6] (далее – ФГ) в области нравственности; низкий уровень чувства собственного достоинства. На них базируются многие вторичные признаки, которые могут быть проигнорированы, так как они являются производными от ключевых характеристик.

Преодоление ключевых характеристик в процессе самоисправления должно быть очевидно и для осужденного, и для окружающих, включая тех, кто не является профессиональным сотрудником исправительной системы.

Рассмотрим названные характеристики подробнее.

Отчуждение от нравственных норм

Отчуждение – отдаление, чуждость чему-либо. Чуждый – не обладающий чем-либо, не имеющий, лишенный чего-либо [100]. Нравственный – соответствующий нормам нравственности [11, с. 659]. Нравственность – внутренние «…качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести и т. д.» [11, с. 659]. Нравственность проявляется в отношении человека к себе, другим людям и миру, выражается в поступках людей (в том, что они себе позволяют, а чего не позволяют). Нравственные нормы – один из основных способов регуляции действий человека в обществе. Отметим, что в человеческой культуре существуют базовые нравственные нормы, например честность, ответственность, долг и др. Есть и простые правила, следуя которым можно быть высоконравственным человеком (например: «Старайтесь не делать другим того, чего вы не хотели бы самому себе»; «Уважайте родителей и помогайте им»; «Не делайте ничего противозаконного»; «Будьте трудолюбивы»; «Подавайте хороший пример» и др. [32]).

В свое время было проведено исследование отличий преступников от активно-правомерной группы. Было доказано, что законопослушные граждане намного превосходят преступников по социально-позитивному отношению к базовым ценностям [3]. Отечественный юрист В. А. Номоконов подчеркивал, что субъективным источником преступного поведения является отчуждение личности и ее ценностно-нормативной системы от ценностей общества [74, с. 11]. Другие исследователи также подтверждали, что осужденным свойственны искаженные ценностные ориентации [102, с. 81], что основная доля «…лиц, поступающих в колонию, имеет серьезные нравственные изъяны» [117, с. 103].

Учеными был предложен вывод: «Преступники в отличие от непреступников хуже усвоили требования правовых и нравственных норм, которые не оказывают на них существенного влияния. Такие люди очень часто не понимают, что от них требует общество» [3, с. 28]. Поэтому для решения своих проблем эти лица предпринимают действия, противоречащие и нравственным нормам, и закону. В приведенной цитате ключевым для процесса исправления является словосочетание «хуже усвоили», т. е. преступники не поняли, не приняли и не начали действовать соответственно правовым и нравственным нормам.

Низкий уровень ответственности

Согласно психологическому словарю Л. А. Карпенко, А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского, ответственность представляет собой признание человеком того, что он являлся причиной вызванных последствий [54, с. 241]. В большинстве своем преступники отвергают или не осознают свою причинность, а пытаются всю ответственность возложить на других людей, правительство, страну и т. д. Осужденные считают наказание неправомерным и несправедливым. Они полагают, что «…их действия юридически неправильно квалифицированы, что не учтены многие смягчающие их личную ответственность обстоятельства» [3, с. 118].

Вот наглядный пример из личного опыта автора. Рецидивист рассказывает о своем первом преступлении. Он уверяет, что в первый раз, когда ограбил магазин, был не виноват и это получилось по не зависящим от него обстоятельствам: «Я же не виноват, что автобус остановился чуть раньше, как раз рядом с магазином. А в магазине форточка оказалась приоткрыта. Да, чтобы проникнуть в помещение, пришлось выломать решетку. Но ведь, если бы автобус не остановился раньше, форточка не была бы открыта, а решетка не была бы плохо прикручена, то я бы и не совершил преступления» (текст отредактирован).

Другими словами, осужденные преступники не признают своей ответственности (причинности). На самом деле они не перестают демонстрировать ее, поскольку эта характеристика – быть субъектом, быть причиной действия, быть тем, кто вызывает те или иные последствия, – является, по нашему мнению, сущностным признаком человека. Но они отвергают свою причинность и пытаются всю ответственность возложить на обстоятельства, судьбу и т. д.

Нарушенный (криминальный) обмен с другими людьми и обществом

Под обменом понимается такое действие, при котором человек, получив что-либо от другого, дает взамен что-то свое. Нарушенный обмен – это состояние, когда человек значительно больше получает от другого/других, но неравноценно мало отдает или вообще ничем не возмещает полученного (как в случае с вором, который забирает чужое, ничего не давая, не делая полезного в обмен своей жертве).

Подобная характеристика дается только в работах Л. Р. Хаббарда[7] и не рассматривается в других исследованиях, посвященных проблеме личности осужденного. Авторы в большей мере называют эгоистичность лишенных свободы людей, целевую направленность «к себе», сугубо эгоистические цели и четко выраженную ориентированность на собственную выгоду, склонность осужденного к концентрации на проблемах собственной жизни, иждивенчество и др.[8]

Возможно признать, что постоянный нарушенный обмен становится иждивенчеством. Иждивенец – тот, «…кто постоянно пользуется помощью со стороны, не используя свои силы, собственные средства и т. п.» [11, с. 376]. Само слово имеет старославянскую основу «изживити», т. е. «истощить», «израсходовать» [133, т. 1, с. 338].

Иначе говоря, иждивенец – тот, кто истощает и расходует что-то, принадлежащее другим людям (средства, время, знания и т. д.), не давая этим людям взамен чего-либо равноценного или даже больше, чем то, что он получил.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Педагогические основы самоисправления личности в образовательной практике исправительных учреждений"

Книги похожие на "Педагогические основы самоисправления личности в образовательной практике исправительных учреждений" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Галина Строева

Галина Строева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Галина Строева - Педагогические основы самоисправления личности в образовательной практике исправительных учреждений"

Отзывы читателей о книге "Педагогические основы самоисправления личности в образовательной практике исправительных учреждений", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.