» » » Галина Строева - Педагогические основы самоисправления личности в образовательной практике исправительных учреждений


Авторские права

Галина Строева - Педагогические основы самоисправления личности в образовательной практике исправительных учреждений

Здесь можно купить и скачать "Галина Строева - Педагогические основы самоисправления личности в образовательной практике исправительных учреждений" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство Литагент «ИД Наука»70a5d70d-38c6-11e4-9fd0-002590591ed2, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Галина Строева - Педагогические основы самоисправления личности в образовательной практике исправительных учреждений
Рейтинг:
Название:
Педагогические основы самоисправления личности в образовательной практике исправительных учреждений
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-9902337-8-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Педагогические основы самоисправления личности в образовательной практике исправительных учреждений"

Описание и краткое содержание "Педагогические основы самоисправления личности в образовательной практике исправительных учреждений" читать бесплатно онлайн.



Монография посвящена проблеме изучения и реализаци и педагогических основ самоисправления осужденных в образовательной практике исправительных учреждений. Рассматриваются закономерности, принципы, формы и методы самоисправления на основе самодетерминизма.

Адресована научным сотрудникам Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, преподавателям, студентам и аспирантам высших учебных заведений, всем, интересующимся вопросами исправления осужденных. Может быть использована сотрудниками исправительных учреждений и уголовно-исполнительных инспекций в рамках повышения профессионального мастерства, а также в процессе организации воспитательной работы с осужденными.






Моделирование самоисправления взрослых осужденных на современной теоретической основе предполагает технологичность, т. е. учет наличных условий, внутренних потенций рассмат-риваемых систем (в нашем случае – исправительных), ресурсной и экономической оптимизации процесса.

Названные позиции гуманитарной парадигмы определяют стратегию построения модели самоисправления, содержательное наполнение и критерии оценки успешности процесса.

Обратим внимание на то, что исследователи особо останавливаются на проблеме самоопределения. Ю. В. Сенько и М.Н. Фроловская дают следующую дефиницию категории «самоопределение»: «Самоопределение – интеграция отдельных качеств в личностную направленность или процесс выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях» [98, с. 122].

Рассмотрение словарной дефиниции понятия «самоопределение» показывает, что в толковых словарях русского языка это существительное основывается на глаголе «самоопределиться», который означает найти, определить свое место в жизни, в обществе, в своей деятельности [11, с. 1145]. При этом в английском варианте «самоопределение» представляет собой понятие «self-determination» [72, с. 545]. Оно означает определение (направление) человеком своего ума или воли по отношению к какому-либо объекту («…determination of one's mind or will by itself towards an object» [138, с. 418]). В таком толковании сам человек, его разум и воля противопоставляются реальной (физической) действительности. Следовательно, в английском эквиваленте понятия «самоопределение» – «self-determination», – в самом определении термина «self-determination» (самодетерминация) существует преодоление антропоцентризма.

Тем не менее в психологическом словаре термин «самодетерминация» (как принцип) связывается с причиной поведения не посредством воздействия внешней среды, а самого живого организма, «…в поведении которого эти воздействия представлены в снятом виде» [54, с. 330]. Другими словами, в данном определении живой организм противопоставлен внешнему окружению, причинность же отдана организму (биологическая суть антропоцентризма).

Таким образом, даже в понимании самодетерминации (кто или что является причиной) присутствуют разные мнения.

Одновременно существует и перевод понятия «self-determination» как «самостоятельность» [72, с. 545].

С учетом вышесказанного выделим продолжающую в настоящее время развиваться теорию самодетерминации (Э. Л. Деси, Р. М. Райан). Эту теорию предлагается рассматривать как подход к изучению человеческой мотивации, личности и психологического благополучия (Т. О. Гордеева) [23].

«При объяснении причин поведения человека эта теория учитывает не только воздействия, оказываемые на него окружаю-щей средой, но и его собственные стремления и способность согласовывать внешние требования с имеющимся у него потенциалом для достижения поставленной цели» [67, с. 164]. Именно сам «…человек, его убеждения, желания и стремления выступают источником и причиной его поведения» [67, с. 164].

Под самодетерминацией в данной теории понимается способность человека делать выбор, «…чувствовать себя, а не подкрепления, стимулы или какие-то иные силы, которые также могут выступать в качестве детерминант его поведения» [67, с. 164]. Самодетерминация рассматривается и как потребность человека в автономии (стремление чувствовать себя источником собственной активности), и как характеристика личности.

Отправной точкой в теории самодетерминации был постулат о том, что человеческие существа суть активные, ориентированные на развитие организмы, по природе склонные к интеграции своих элементов психики в объединенное чувство «самости» и к интеграции самих себя в более крупные социальные структуры. Иначе говоря, теория самодетерминации означает часть приспособительной конструкции человеческого организма для вовлечения в действия по интересу, для развития способностей, для неуклонного соединения в социальные группы и для интеграции внутрипсихических и внутриличностных переживаний в относительное единство [135, с. 229]. Сами создатели теории самодетерминации утверждали, что полное понимание целенаправленного поведения, психологического развития и благополучия не может быть достигнуто без удовлетворения трех базовых психологических потребностей: автономии, компетентности, связанности с другими людьми [135, с. 228].

На основе данной теории развиваются многочисленные научные направления в различных областях.

Например, отечественные психологи, разрабатывающие данную теорию (Д. А. Леонтьев, Т. О. Гордеева, Е. Н. Осин, Е. Ю. Патяева, С. А. Богомаз и др.), акцентируют внимание на определенных аспектах.

Так, Д. А. Леонтьев определяет самодетерминацию важным компонентом личностного потенциала. Личностный потенциал он рассматривает как «…системную организацию индивидуально-психологических особенностей личности, лежащую в основе ее способности исходить из устойчивых внутренних критериев и ориентиров в своей жизнедеятельности и сохранять стабильность смысловых ориентаций и эффективность деятельности на фоне давлений и изменяющихся внешних условий» [67, с. 165]. Проблема детерминизма (с акцентом на необходимость и детерминированность) противопоставляется проблеме самодетерминации (с акцентом на возможности и самодетерминацию) [60]. Внешняя ситуация предстает как пространство возможностей, и самодетерминация позволяет «…ориентировать поведение в пространстве возможного» [60]. Исследователь делает заключение о том, что превращение «…возможности в действительность происходит только через… самодетерминированный… выбор и решение субъекта» [60].

Е. Н. Осин термином «самодетерминация» обозначает способность человека действовать внешне непредсказуемым образом благодаря активности рефлексивного сознания, которая позволяет субъекту овладеть своим поведением и процессами принятия решения (с опорой на культурные средства). Человек становится автором собственной жизни, выстраивая ее на сознательной основе.

Исследователем сделан вывод о связи между самодетерминацией, субъективным счастьем и удовлетворенностью, между воспринимаемым выбором, субъективным благополучием и аутентичностью[15].

По мнению М. А. Мартыновой и С. А. Богомаза:

• самодетерминация входит в структуру личностного потен-циала;

• существует связь самодетерминации со способностью к самоорганизации (настойчивость, целеустремленность) с базисными убеждениями, жизнестойкостью, удовлетворенностью жизнью, карьерными ориентациями;

• склонность к самодетерминации способствует раскрытию личностного потенциала и реализации человека в разных видах деятельности;

• позитивное окружение способствует инициированию саморазвития [67, с. 166];

• основой для самодетерминации могут стать «…убежденность в позитивной природе мира, чувство психологической безопасности, уверенность в собственной компетентности и значимости для других людей, а также желание активно действовать и преодолевать возникающие трудности» [67, с. 167].

Исследователи заключили, что автономное поведение позволяет действовать в соответствии с самим собой (собственным Я), способствует гармонизации отношений с другими людьми и снижает уровень стресса [67, с. 165].

Непосредственно в работах, связанных с пенитенциарной тематикой, теория самодетерминации в основном рассматривается в контексте психотерапевтической работы с осужденными, имеющими различные аномалии, и профилактики преступлений (L. Millward, S. Senker, K. Wright и др.). Практически нет исследований относительно методологии исправительной работы с взрослыми осужденными, находящимися в местах лишения свободы.

Тем не менее отметим некоторые выводы, сделанные в работах, например, K. Wright определял: необходимо, чтобы индивидуум не только обладал самодостаточностью/самоэффективностью (self-efficacy), но также находился в окружении, позволяющем ему выражать собственный выбор [139, с. 108]. Исследователь отмечал, что нехватка возможности управлять своим собственным поведением может привести некоторых индивидуумов к сопротивлению властям [139, с. 103].

L. Millward и S. Senker, работая с молодыми преступниками, заключали, что личностные изменения происходят в той степени, насколько сам человек принял собственное решение измениться [137, с. 211]. Исследователи обозначили различные стадии самодетерминации на шкале от «внешнего угодничества» (связанного в том числе с угрозой наказания в дальнейшем) через «распознанное регулирование» (необходимость изменения личностно принимается, но испытывается некоторый внутренний конфликт) до «владения решением меняться и получением от этого удовольствия» [137, с. 212]. Осознание потребности измениться должно перейти от «Я должен» к «Я буду» [137, с. 207].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Педагогические основы самоисправления личности в образовательной практике исправительных учреждений"

Книги похожие на "Педагогические основы самоисправления личности в образовательной практике исправительных учреждений" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Галина Строева

Галина Строева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Галина Строева - Педагогические основы самоисправления личности в образовательной практике исправительных учреждений"

Отзывы читателей о книге "Педагогические основы самоисправления личности в образовательной практике исправительных учреждений", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.