» » » » Муртаза Мутаххари - Образование и воспитание в исламе


Авторские права

Муртаза Мутаххари - Образование и воспитание в исламе

Здесь можно купить и скачать "Муртаза Мутаххари - Образование и воспитание в исламе" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Литагент «Садра»a5cd683a-31ad-11e3-bfee-002590591ea6, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Муртаза Мутаххари - Образование и воспитание в исламе
Рейтинг:
Название:
Образование и воспитание в исламе
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
978-5-906016-06-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Образование и воспитание в исламе"

Описание и краткое содержание "Образование и воспитание в исламе" читать бесплатно онлайн.



Настоящее издание представляет собой сборник лекций, прочитанных автором на конгрессе преподавателей религиозных дисциплин и в «Исламском обществе врачей». Восемнадцать лекций посвящены принципам и связанным с ними факторам мусульманского воспитания. На примерах из Корана, сунны и притч рассматриваются основные вопросы исламской этики и морали. В сопоставлении с разработками в области педагогики выдающихся философов, мыслителей, знаменитых учителей автор раскрывает основные исламские подходы к религиозному воспитанию и образованию.

Несмотря на академическую форму изложения, книга рассчитана на широкую аудиторию читателей, интересующихся историей и культурой мусульманского Востока.






Воспитание же зиждется на обеспечении развития, то есть выявлении, активизации и совершенствовании внутреннего потенциала вещей. Следовательно, воспитание (в широком смысле этого слова, включая и выращивание) применительно только по отношению к воодушевлённым предметам, то есть к флоре, фауне и человеку. А по отношению к невоодушевлённым предметам данное понятие используется не в прямом, а в аллегорическом смысле. Это значит, что невозможно воспитать, например, камень или металл, так как этот процесс применим исключительно лишь к флоре, фауне и к человеку. Под подобным воспитанием подразумевается обеспечение процветания внутренних способностей существ, что имеет место только по отношению к живым существам. Следовательно, воспитание должно находиться в соответствии с внутренней природой существа и в зависимости от неё. Ведь если хотим, чтобы какая-либо вещь процветала, то следует стремиться к тому, чтобы заложенные в ней способности обнаруживались и проявлялись. Но если в вещи нет никаких способностей, то развивать то, чего не существует, не имеет никакого смысла. Например, птица не способна заниматься учёбой, поэтому мы не можем обучать её (например, математике или геометрическим вычислениям), ибо невозможно обнаружить способности, которые в ней отсутствуют.

Отсюда следует, что страх, устрашение и угрозы не могут служить факторами воспитания человека (воспитание в смысле совершенствования). То есть развивать способности человека путём физического наказания, запугивания и устрашения невозможно – равно как невозможно силой превращать в цветок нераскрытый бутон, как и не возможно путём физического воздействия растянуть саженец до уровня полноценного дерева. Вегетация дерева подобным способом невозможна. Применение силы здесь не имеет смысла. Для обеспечения подобной вегетации нужен потенциал самой земли и почвы, то есть естественные факторы: вода, воздух, свет и температура. И мы должны обеспечить саженец дерева именно этими факторами. При этом нам следует относиться к нему бережно, с учётом всех правил, помогающих обеспечить его естественное развитие. Но если мы хотим развивать саженец силовым методом, то положительного результата не добьёмся. Здесь фактор силы принципиально не пригоден. Также и в воспитании людей применение силы, принуждение и запугивание не могут служить факторами обеспечения развития.

Учёт духовного состояния

В афоризмах из книги «Нахдж ал-балага» в трёх местах встречаются слова нижеследующего содержания: 1) «Сердцу свойственны состояния счастья и несчастья»; 2) «Сердце следует закалять с учётом его склонностей, не заставляя его; 3) «Если сердце становится объектом принуждения, то оно будет похоронено»[65]. В 91-м мудром изречении из этой книги говорится: «Сердца, как и тела, могут утомиться, так что ищите для них изысканные и мудрые высказывания»[66] (Здесь под словом «сердце» имеется в виду дух).

Таким образом, сердце (дух) нельзя нагружать тяжёлыми мыслями, следует предложить ему изысканные и уникальные, радующие и захватывающие мудрости, такие как литературные и эстетические, чтобы в нём воцарилась радость и ликование. «Сердцам свойственно наступление и отступление, и если сердце рвётся вперёд, то нагрузите его добровольным поклонением, если же отступает, то ограничьте обязательным»[67]. В данном высказывании подразумевается богослужение, которое нельзя навязывать духу, его следует вводить в душу человека мягким и изысканным способом, учитывая разнообразные состояния и склонности его духа. Одним словом, сердцу нельзя навязывать богослужение, ибо когда богослужение навязывается путём принуждения, то оно не только бесполезно, но даже оказывает отрицательное воздействие.

Трактовка Рассела

У Рассела в его книге «Супружество и мораль» есть интересная трактовка некоторых вопросов воспитания. Методы запугивания и страха он называет «медвежьими способами» воспитания. В частности, Рассел пишет: «Чувство вины, сожаления и страха не должны господствовать над ребёнком[68]. Малыш должен быть весёлым, ликующим и счастливым и не отворачивающимся от познания тайн природы. Есть много людей, которые уподобляют обучение дрессировке медведей в цирке. Нам известно, как “обучают”этих медведей танцам. Их заставляют находиться на горячем металлическим листе и играют на флейте, а они “танцуют”, но стоит им остаться в неподвижном состоянии, они обожгут свои лапы.

Страх – фактор предотвращения непокорности

Относительно фактора страха и запугивания напрашиваются вопросы: может ли страх и запугивание служить воспитательным методом в процессе совершенствования и развития? И может ли страх быть фактором, способствующим духовному развитию индивида? Конечно, нет, страх не может быть применён в качестве метода воспитания. Но тогда возникает следующий вопрос: можно ли использовать фактор страха и устрашения в качестве элемента из совокупности методов, которые должны быть использованы для воспитания ребёнка или общества или нет? Скорее да, чем нет, но не для обеспечения развития и воспитания талантов, а для предотвращения склонности духа ребёнка или взрослых в обществе к некоторым неповиновениям. Другими словами, страх является фактором подавления, он – средство не для развития и воспитания высоких талантов, а для предотвращения мятежей и подавления низких инстинктов.

Необходимость сообщить ребёнку о причинах его поощрения или наказания

По нашему мнению, есть ряд случаев, когда фактор страха можно использовать в воспитании. Но тогда следует учитывать одно важное обстоятельство, а именно: ребёнок должен быть хорошо осведомлён о том, какова необходимость наличия угрожающего ему действия со стороны взрослых. Если малыш не знает, за что его ругают, он может подвергнуться депрессии. Сегодня установлено, что большинство психических болезней развивается у детей под воздействием неуместных запугиваний, устрашений и физических наказаний.

Приведём пример, аналог которого встречается в хадисах. На каком-то собрании сидела мать, ребёнок которой находится на руках у её знакомого. Малыш, конечно же, не знал, что ему не следует мочиться (хотя для него мочиться такая же необходимость, как пить воду). И он позволил себе подобную вольность. Мать расстроилась и, рассердившись, стала бить своего ребёнка. Естественно, он не понял, что его бьют за то, что он помочился в ненадлежащем месте. Но с тех пор в его душу проникло осознание того, что мочиться нельзя. И поэтому при каждом следующем мочеиспускании у него возникало состояние безудержного страха и тревоги, отчего он громко плакал.

Конечно, любой ребёнок после такого случая будет со страхом справлять свою нужду, и это может стать причиной возникновения у него физиологических и психологических расстройств. (Такова природа некоторых «табу»). И если для матери подобный запрет может иметь какой-то смысл, то для ребёнка он ничем необоснованный страх.

В многочисленных хадисах рассказывается о том, как к Пророку (с) однажды привезли ребёнка, чтобы Посланник Алаха (с) прочитал ему в ухо молитву[69]. Находясь на руках у Пророка (с), ребёнок помочился. Присутствующие при этой сцене отец и мать малыша были смущены этим и расстроены. Но Пророк (с) изрёк: «Оставьте его в покое». То есть дайте ему справлять нужду. Он подобным образом относился и к своим детям, считая, что справлять когда угодно нужду – естественная потребность детского организма, и когда он начнёт мочиться, не следует останавливать его.

Когда же ребёнок достигнет такого возраста, когда поймёт, где и когда этого делать нельзя, то без всякой грубости его следует приучить к тому, чтобы он не делал этого. После этого, если он специально помочится в недозволенном месте, такое действие будет характеризоваться как протест и неповиновение, то есть преднамеренное упрямство с его стороны.

В подобном случае допустимо грубое вмешательство взрослых в данную ситуацию. До этого применение грубости полезным действием не является.

В рамках же общества применение силы необходимо. Ведь человек, будучи взрослым, знает о недопустимости определённых действий, и если нарушает правила или законы, предписанные обществу, в котором он живёт, по отношению к нему применяются специальные меры наказания. Поэтому наряду с тем, что фактор страха, запугивания и жёсткости не может быть средством воспитания и обеспечения процветания личностных качеств, тем не менее он необходим как одно из возможных условий воспитания гражданина того или иного общества.

Период расцвета духа

Одной из основ воспитания человека должно быть обеспечение расцвета его духа. Есть ли с этой точки зрения разница между различными этапами жизни человека или нет? Естественно, разница существует. Некоторые периоды жизни человека являются более подходящими и плодотворными для обеспечения процветания талантов. В хадисах также говорится, что возраст от семи до тридцати лет является наиболее плодотворным и походящим периодом для процветания различных талантов: научных, религиозных и даже нравственных. Поэтому лучшим периодом жизни каждого человека считаются ученические и студенческие годы. Это очень подходящий период для духовного развития человека, в течение которого он ежедневно приобретает что-то новое в плане информации, мыслей, эстетического вкуса и эмоционального начала. Это действительно незабываемый и уникальный период.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Образование и воспитание в исламе"

Книги похожие на "Образование и воспитание в исламе" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Муртаза Мутаххари

Муртаза Мутаххари - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Муртаза Мутаххари - Образование и воспитание в исламе"

Отзывы читателей о книге "Образование и воспитание в исламе", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.