» » » » Наталья Пахсарьян - Человек. Образ и сущность. Гуманитарные аспекты. Современный человек. Движение к пасторали?


Авторские права

Наталья Пахсарьян - Человек. Образ и сущность. Гуманитарные аспекты. Современный человек. Движение к пасторали?

Здесь можно купить и скачать "Наталья Пахсарьян - Человек. Образ и сущность. Гуманитарные аспекты. Современный человек. Движение к пасторали?" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство Литагент «Агентство научных изданий»bd983e80-db63-11e3-8865-0025905a069a, год 2011. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Наталья Пахсарьян - Человек. Образ и сущность. Гуманитарные аспекты. Современный человек. Движение к пасторали?
Рейтинг:
Название:
Человек. Образ и сущность. Гуманитарные аспекты. Современный человек. Движение к пасторали?
Издательство:
неизвестно
Год:
2011
ISBN:
2011
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Человек. Образ и сущность. Гуманитарные аспекты. Современный человек. Движение к пасторали?"

Описание и краткое содержание "Человек. Образ и сущность. Гуманитарные аспекты. Современный человек. Движение к пасторали?" читать бесплатно онлайн.



Выпуск ежегодника посвящен анализу пасторального идеала в современной культурном сознании и его философской рефлексии. Рассматриваются вопросы влияния пасторальной проблематики, образов и мотивов на развитие различных жанров литературы и искусства конца ХХ – начала ХХI в., а также некоторые вопросы экокритицизма.

Для философов, филологов, культурологов, преподавателей вузов, аспирантов и студентов.






Есть, по-видимому, и еще одна тонкость, скрывающаяся за кажущейся несообразностью выражения у Платона «мы услышали слова (ἠκούσαμεν λόγων, οἳ ἐπέστελλον), которые повелели сказать…» – но ведь слова, кажется, сами по себе не могут ничего велеть? Даже если переводить «λόγων» (род. падеж мн. числа слова λόγος – такого управления требует в греч. языке глагол «слышать, слушать») не как «слова», а «речи», что тоже контекстуально возможно, то и это не поможет – к «речам» можно отнести то же самое замечание. Таким образом, надо, вероятно, предположить, что Сократ намекает здесь на те слова, которые «звучат» непосредственно у него в сознании, когда их «произносит» его даймон, т.е. косвенно показывает не только кто суггестировал в пасторальных условиях такие речи и мысли, но и как он (она, они – сверхчеловеческие существа) это сделал.

Таким образом, концепция пасторали, эксплицитно изложенная здесь Платоном, включает в себя по меньшей мере три основных элемента: 1) природу как символ и воплощение своей идеи; 2) живущие в ней и в то же время находящиеся над природой божественные силы (энергии); 3) возможность контакта с последними как посредством прямого обращения к ним, так и через их спонтанное стимулирующее положительное и непосредственное воздействие на интеллектуальные и духовные силы человека, оказавшегося в сфере их действия.

Что такое теологизированное понимание природы в древнегреческой философии не было ни обособленным явлением, присущим только Платону, ни тем менее случайным, видно, например, из одного сообщения Диогена Лаэртского о Гераклите: «Возненавидев людей, он удалился и жил в горах, кормясь быльем и травами» (цит. по: Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Перевод с древнегреческого М.Л. Гаспарова. М.: Мысль, 1986. – http://psylib.org.ua/books/diogenl/txt09.htm) – здесь один из величайших философов в истории человечества отдает предпочтение ландшафтному уединению перед не только жизнью в городе, но и общением с людьми. У Гераклита, по-видимому, вообще была непосредственная прямая связь с силами природы; Суда, например, прямо сообщает, что этот мыслитель «не был учеником никого из философов, но был воспитан природой и прилежанием» (Суда, Гераклит, 1а). При этом, надо думать, под первой имеются в виду не столько травы, деревья и тому подобное, а, скорее всего, именно разумные сверхчеловеческие силы, находящиеся в ней и за ней и, очевидно, каким-то образом позитивно воздействующие на людей.

То, что Гераклит действительно обладал специфическим восприятием этих сущностей, мог знать о их присутствии, легко видеть из рассказа, сохранившегося у Аристотеля в трактате «О частях животных» (I, 5. 645 а 17): «Рассказывают, что некие странники желали встретиться с Гераклитом, но, когда подошли [к его дому] и увидели, что он греется у печки, остановились [в смущении]. Тогда он пригласил их смело входить, «ибо и здесь тоже есть боги». Так и к исследованию каждого животного следует приступать не смущаясь, полагая, что во всем имеется нечто естественное и прекрасное» (цит. по: 1).

Из замечания Аристотеля, кстати, следует, что и он тоже одобрял и, вероятно, разделял в какой-то мере подобное отношение к природе, в целом присущее греческой ментальности классического периода и позже.

Список литературы

1. Гераклит. Биографические свидетельства. – Режим доступа: http://krotov.info/spravki/persons/dohrist/heraclit.html

2. Демон. – Режим доступа: http://www.wikiznanie.ru/ru-wz/index.php/Демон

3. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Перевод с древнегреческого М.Л. Гаспарова. – М.: Мысль, 1986. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/diogenl/txt09.htm

4. Федр Φαῖδρος. – Режим доступа: http://zhurnal.lib.ru/editors/s/salihow_m_z/phaedre.shtml

5. Платон. Федр. – М., 1989. – 136 с.

КОМУ ПРИСНИТСЯ ЗЕЛЕНАЯ ТРАВА?

И.С. АНДРЕЕВА

…А снится нам трава, трава у дома,

зеленая, зеленая трава…

«Земляне», «Трава у дома».

Пастораль – дивная поэтическая традиция, дошедшая до нашего времени из глубины веков. В идиллических поэтических творениях, в музыке и в изобразительном искусстве воспевалась пастушеская гармоничная жизнь в зеленых лугах, на пастбищах, среди роскошных дерев и чистых ручьев. От буколик Феокрита (III в. до н.э.) и «Дафниса и Хлои» Лонга (II–IV вв.) и др., Боккаччо, Торквато Тассо, Полициано и др. до «Завтрака на траве» Клода Моне, некоторых эпизодов «Земляничной поляны» в фильме Бергмана. В нашу рационалистическую эпоху так и не придумали ничего более выразительного для натурального человеческого счастья: в связи с этим вспоминается светлый советский фильм «Трын-трава», в котором снимались С. Никоненко и Л. Федосеева-Шукшина.

Гармоничная жизнь пастуха и пастушки, выражаемая в символах совместного труда, взаимного доверия, преданности, теплоты, нежности и невинности на все времена, – эталон человечности. Роману о чистой любви Дафниса и Хлои давал высокую оценку великий Гёте, подчеркнув величайшее искусство и культуру произведения: «Его нужно читать каждый год, чтобы учиться у него и каждый раз чувствовать его красоту» (Беседа с Эккерманом 9 и 31 марта 1831 г.). Сейчас слишком много твердят о любви. С ее красотой и с ее воплощением в жизнь существуют большие проблемы, однако, быть может, не все потеряно, пока есть тяга к земле зеленой, сакральной родине человечества?

В отечественном бытовании до недавнего времени наличие шести соток с крохотным домиком и грядками будило память о земле и мирило с невзгодами городской суеты. В наши дни зеленая трава у твоего порога стала мечтой не только космонавтов, но фактором физического и духовного самосохранения. Ужасна жизнь в городах, с ее почти безвоздушным пространством на улицах, в городском транспорте и метро, на производстве и в учреждениях, с противоречивыми законами, которые не исполняются, с беззакониями чиновников, с распадом нормативной и личной морали, когда и будущее ничего не обещает. Между тем в наших обширных сельских угодьях сама природа вопиет о человеческом участии: поля зарастают сорняком и кустарником; нет скота – нет и нужды в пастухах. Бушуют пожары, тонут в летних наводнениях города и селения, жители умирают в зимние холода. Рекультивация сельских территорий требует мощного организационного содействия государства. Для села также необходимы инновационные программы, о которых в связи с промышленностью и наукой так много и так долго говорится в высших инстанциях. Но еще больше нужна активизация так называемого человеческого фактора.

Речь идет о притоке не случайной рабочей силы, не командировочных, не лимитчиков, не мигрантов, а здоровых полноценных семей, готовых на уединенную, тяжелую (что говорить!), мало смахивающую на пасторальную, но в какой-то мере ей аналогичную жизнь. С недавнего времени наблюдается некоторый отток населения из города на село. Семьи, имеющие детей, осваивают брошенные дома и пытаются включиться в иную жизнь. Но для решения проблемы жизни-выживания в наше время настоятельно необходима также новая, своего рода инновационная программа восстановления погибающей на останках советского прошлого гражданской нравственности. Пока имеют место лишь слабые попытки такого рода.

К примеру, в Костромской области уже восемь лет работает группа социологов, демографов, социальных географов и экономистов, пытающихся обустроить восстановление жизнеспособности северных областей Центральной России. Заселяются пустующие дома, налаживается информационное обеспечение (сотовая и сетевая связь, создание школьных компьютерных классов и т.п.), осваивается экотуризм, создаются базы отдыха, обеспечивая новые рабочие места, и т.п. Речь идет о клеточной глобализации. Отмечается сокращение алкоголизма (см.: 20). Но сельское хозяйство прозябает в упадке. Депутаты местной Думы требуют для села знающего хозяина и существенной помощи государства. Сельское население продолжает сокращаться, а молодежь прозябает на пенсиях бабушек (см.: там же). Кому же суждено жить в любви и вольно дышать?

Человечество переживает системный кризис. Христианская культура близка к коме. В переломные периоды истории и прежде переживались времена утраты образцов. Ныне речь идет о варварском отношении к природе и к человеку в условиях глобального истощения ресурсов, о деградации трудовой этики и общепринятых правил поведения. Богоборчество, вседозволенность, культ тела и плотских наслаждений, ломка ролевого и полового поведения, ослабление абсолютных табу, крушение семьи, разрушение привычных правил внутренних и международных коммуникаций и т. п. – все это мы ныне в существенных моментах переживаем сообща с Европой. В России, естественно, «особенная стать». Начать с того, что мы «вписываемся» в глобальный кризис на фоне существенных сдвигов в природно-климатических условиях – мощных катаклизмах, угрожающих не только технологическим достижениям человечества, но самому его обитанию на Земле.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Человек. Образ и сущность. Гуманитарные аспекты. Современный человек. Движение к пасторали?"

Книги похожие на "Человек. Образ и сущность. Гуманитарные аспекты. Современный человек. Движение к пасторали?" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Наталья Пахсарьян

Наталья Пахсарьян - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Наталья Пахсарьян - Человек. Образ и сущность. Гуманитарные аспекты. Современный человек. Движение к пасторали?"

Отзывы читателей о книге "Человек. Образ и сущность. Гуманитарные аспекты. Современный человек. Движение к пасторали?", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.