Олег Булаков - Двухпалатный парламент Российской Федерации

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Двухпалатный парламент Российской Федерации"
Описание и краткое содержание "Двухпалатный парламент Российской Федерации" читать бесплатно онлайн.
В издании дается правовая характеристика внутреннего устройства и процессуально-организационной деятельности палат современного российского парламента. Рассматриваются вопросы его взаимоотношений с другими органами государственной власти. Особое внимание в работе уделено верхней палате парламента – Совету Федерации, ввиду ее последних реорганизационных изменений. Автор дает краткую характеристику работы российского парламента и проводит сравнительный анализ с практикой деятельности двухпалатных парламентов ряда зарубежных государств, детально рассматривает процесс законотворчества, акцентируя внимание на вопросах законодательной техники как на правилах конструирования закона. В приложении содержится информационный материал, подготовленный Советом Федерации РФ, по вопросам формирования и деятельности парламентских палат ряда государств, имеющих двухпалатные парламенты.
Издание предназначено в качестве научно-практического пособия для работников аппаратов органов государственной власти и местного самоуправления, преподавателей, аспирантов и студентов юридических факультетов, изучающих конституционное право, а также для всех интересующихся вопросами парламентаризма и парламентского права.
В сентябре 1995 г. в штаб-квартире МПА СНГ состоялась встреча руководителей парламентов Азербайджана, Армении, Грузии, Кыргызстана и России по вопросам обеспечения мира и стабильности на Кавказе. Во встрече принимали участие Генеральный секретарь Парламентской ассамблеи ОБСЕ С. Оливер, глава Московской делегации Международного комитета Красного Креста Т. Мера, а также представитель действующего председателя ОБСЕ Э. Кешкень. Участники встречи приняли заявление «К миру и стабильности на Кавказе», призывающее конфликтующие стороны не допускать вооруженного противостояния, избегать конфронтационных действий, взаимодействовать в деле нормализации хозяйственных связей, создавать условия для безопасного возвращения беженцев и перемещенных лиц к родным очагам.
Контакты с международными межпарламентскими организациями со временем переросли в совместные мероприятия, сотрудничество по конкретным вопросам. Так, в июне 1997 г. в С.-Петербурге состоялось совместное заседание Совета МПА и Бюро Парламентской ассамблеи Совета Европы, на котором было подписано Соглашение о сотрудничестве между МПА и ПАСЕ. Делегации МПА регулярно принимают участие в работе очередных сессий ПАСЕ. В апреле 1999 г. делегация МПА участвовала в заседании II части сессии ПАСЕ, а в ноябре того же года приняла участие в мини-сессии ПАСЕ. Во время визита в штаб-квартиру МПА делегации Конгресса местных региональных властей Европы было подписано совместное коммюнике, предусматривающее оказание помощи экспертизе модельных законодательных актов по региональному и местному самоуправлению, содействие со стороны Конгресса формированию аналогичного Конгресса местных региональных властей Содружества. В марте 1999 г. в Таврическом дворце при экспертной поддержке Программы развития ООН состоялся международный семинар «Проблемы разграничения полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления». В июне 1999 г. был подписан Меморандум о намерениях между Департаментом ООН по экономическим и социальным вопросам (ДЭСВ) и МПА по сотрудничеству в экономической, социальной и родственных областях. В мае 2001 г. в Таврическом дворце прошла встреча Генерального секретаря Совета МПА СНГ М. И. Кротова с вице-президентом и главным советником Всемирного банка по юридическим вопросам Ко-Юнгом Тунгом. 8–12 июля 2001 г. под эгидой Всемирного банка и Правительства России при поддержке Межпарламентской ассамблеи СНГ прошла международная конференция «Права, защищенность и возможности их обеспечения на основе закона и правосудия».
Проводятся также тематические конференции, «круглые столы», парламентские слушания, консультации, налажен обмен информацией.
3. Проблема формирования и полномочий двухпалатного парламентов
3.1. Структура парламентов
Отдельного рассмотрения заслуживает структура парламентов (начиная с сословных парламентов) и ее воздействие на дальнейшее развитие государственных и особенно парламентских институтов в той или иной стране.
Термин структура парламента может обозначать только деление парламента на палаты и структурирование не только на палаты, но и составные элементы палат парламента.
На выбор структуры парламентов влияет много факторов, таких, как форма устройства, политический режим, национальные традиции.
Рассматривая теоретическую конструкцию, можно, основываясь на анализе многовековой истории парламентов, сделать вывод о том, что структура всех парламентов имеет много сходных черт. Так, парламент обычно бывает однопалатным либо двухпалатным. Иногда палат может быть и больше. Например, Конституция ЮАР 1983 г. предусматривала существование трехпалатного парламента.[141] По Конституции Югославии 1974 г. скупщины республик и автономных краев имели трехпалатную структуру.[142] Но это исключения из правила. Наличие двухпалатного парламента оправдано в федеративном государстве, в котором одна палата формируется на основе представительства всего населения государства, а в другой палате представлены отдельные субъекты федерации. В силу этого каждый субъект федерации представлен равным количеством членов второй палаты. Только в четырех федеративных государствах (Танзания; Сент-Китс и Невис; Федеративные Штаты Микронезии; Коморские острова) существуют однопалатные парламенты.[143]
Говоря о целесообразности второй палаты, известный французский государствовед М. Прело подчеркивал, что бикамеральное устройство имеет естественную основу только в федеративных государствах. Такая конструкция органично вписывается в конституционные традиции современных федераций. «В федеральном государстве, – указывает бельгийский профессор А. Ален, – двухпалатная система далеко не лишняя, поскольку при федеральном устройстве с однопалатной системой парламент рассматривается как представитель территориальных единиц и является одним из элементов центробежных сил. Отсюда участие территорий в принятии решений на общенациональном уровне, особенно по вопросам их статуса, что является существенной чертой федерального государства. Такая процедура – прерогатива второй государственной палаты, где представлены территориальные образования».[144] Суждений, доказывающих существование связи между формой государственного устройства и организационной структурой парламента, достаточно много. Даже советские юристы, критически воспринимавшие дуализм палат, признавали его обоснованность в федерациях. Эти представления сохранили свое значение в современной теории и практике российского федерализма. «Двухпалатность Федерального Собрания, – замечает по этому поводу Председатель Конституционного Суда России М. В. Баглай, – выступает фундаментальной основой реального федерализма, призванного расширить права и самостоятельность народа».[145]
Особая ситуация существует в ФРГ, где многие ученые не признают Бундесрат – орган земельного представительства – палатой парламента,[146] обращаясь при этом зачастую к соответствующей позиции Федерального Конституционного Суда. В то же время некоторые германские специалисты подходят к этому вопросу более осторожно, указывая на специфичность Бундесрата и отмечая, что имеются аргументы как в пользу признания его палатой парламента, так и против этого.[147] В отечественном государствоведении мнения о том, является ли Бундесрат палатой парламента, разделились. Например, Ю. П. Урьяс считает, что Бундесрат не входит в состав парламента.[148] В. В. Маклаков полагает, что Бундесрат – это вторая палата парламента.[149] Говорят также о «скрытой» двухпалатности, когда не признаваемый формально палатой парламента Бундесрат фактически выполняет функции второй палаты.[150] Однако вопрос нельзя считать полностью решенным, поскольку Бундесрат выполняет практически все функции, присущие верхним палатам парламентов других стран, а способ его формирования не может служить весомым аргументом, так как мировая практика изобилует самыми разнообразными и далеко не всегда демократичными способами формирования верхних палат парламентов, ничуть не лишая эти палаты права быть палатами парламентов.
В унитарных государствах, напротив, верхняя палата традиционно играла роль консервативного тормоза прогрессивных преобразований и формировалась менее демократичным путем, чем нижняя (по наследству, либо путем назначения и т. п.). В демократических государствах, где и верхняя, и нижняя палаты формируются целиком или в основном путем выборов, смысла в существовании верхней палаты не осталось. Не случайно в некоторых странах верхние палаты после второй мировой войны были упразднены (Новая Зеландия, Дания, Швеция). В некоторых странах сохранение второй палаты – дань традиции, а в некоторых вторая палата – сдерживающий фактор на пути преобразований.
Иногда в отдельных унитарных государствах вторую палату формируют как орган представительства территориальных коллек тивов, проживающих в пределах административно-территориальных единиц (Франция, Италия, Испания). Этим стараются объяснить необходимость сохранения верхних палат парламентов в таких государствах. В региональном государстве (Испания, Италия), которое, как уже отмечалось, рассматривается в качестве промежуточной формы между унитарным и федеративным государством, такое «заимствование опыта» федерации до определенной степени оправданно. Однако в целом для унитарного государства вряд ли органичным является копирование в структуре парламента черт, присущих федерациям. Субъекты федерации представляют собой государственные образования в сложносоставном государстве, в силу чего они обладают специфическим статусом, как уже говорилось, и нуждаются в специальном представительстве в федеральном парламенте. В то же время административно-территориальные единицы в унитарным государстве отнюдь не обладают признаками государственных образований.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Двухпалатный парламент Российской Федерации"
Книги похожие на "Двухпалатный парламент Российской Федерации" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Олег Булаков - Двухпалатный парламент Российской Федерации"
Отзывы читателей о книге "Двухпалатный парламент Российской Федерации", комментарии и мнения людей о произведении.