Игорь Кравец - Российский конституционализм: проблемы становления, развития и осуществления

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Российский конституционализм: проблемы становления, развития и осуществления"
Описание и краткое содержание "Российский конституционализм: проблемы становления, развития и осуществления" читать бесплатно онлайн.
В книге рассматриваются проблемы становления и развития российского конституционализма как правового, исторического и политического явления. На основе сравнительно-правового и исторического анализа раскрываются функции конституции в контексте российских реалий политико-правового развития, эволюция сущности конституций на различных этапах развития Российского государства, проблемы правового регулирования и реализации принципов российского конституционализма.
Особое внимание уделяется понятию и способам конституционализации правового порядка в России, вопросам прямого действия конституции, формированию конституционно-правовой ответственности, теории и практике конституционных поправок. Судебный срез конституционализма проявляется в анализе правовой природы конституционной герменевтики, официального толкования Российской Конституции, осуществления судебного конституционного контроля и разрешения споров о компетенции.
Для юристов, политологов, студентов, аспирантов и преподавателей вузов, работников органов государственной власти и местного самоуправления, а также для широкой читательской аудитории.
Как фундамент текущего законодательства конституция устанавливает наименование и виды правовых актов, действующих в различных отраслях законодательства – конституционном, административном, гражданском, уголовном и других. Она определяет необходимый перечень законов, который должен принять законодатель для того, чтобы конституционные нормы заработали в полной мере.
С другой стороны, конституция является не только главным правовым актом в системе законодательства страны. С позиций различения права и закона она выполняет еще более важную роль. В ней как в акте с наиболее высокой юридической силой закрепляются ключевые правовые принципы, лежащие в основании всей правовой системы страны. Эти принципы называются конституционными принципами организации и взаимоотношений личности, общества, государства. Благодаря им отрасли права в процессе взаимодействия могут сохранять способность к системному единству. Поэтому системообразующая функция конституции способна поддерживать интеграцию различных отраслей права. Особенно она важна в современных условиях усиливающейся дифференциации отраслей права, появления новых отраслей в силу распространения правового регулирования на новые сферы общественных отношений, таких как предпринимательство, общественные объединения, образование и другие. Действующая Конституция РФ формулирует важнейшие требования к содержанию, организации и методам отдельных отраслей права, например: гражданского (ч. 2 ст. 8, ч. 2 ст. 9, ч. 1 ст. 35 и ч. 3 ст. 36), уголовного права и уголовного процесса (ст. 48–51, 54, 123), муниципального права (ст. 12, 130–133).
В.О. Лучин называет конституцию «основным организующим звеном, стержнем правовой системы», которая обеспечивает ее сбалансированность[200].
Венгерский правовед Андраш Шайо говорит, «для того чтобы определять правовую систему, конституции нужно быть альфой и омегой права»[201].
Несмотря на терминологическую особенность этих определений, их объединяют сущностные качества системообразующей функции конституции. Какие бы определения и метафоры не использовать, все равно конституция призвана содействовать гармонизации правовой системы в процессе ее саморазвития и самосовершенствования.
Системность права обусловливает существование в нем связей субординации. Конституция предопределяет иерархическую организацию системы права в наиболее главных ее моментах. Эту упорядоченность и задает Конституция, в соответствии с которой происходит включение нормативных актов разного уровня в единую, целостную систему. Субординационные свойства системообразующей функции находят свое проявление в установлении не просто видов нормативных актов, но и в определении их юридической силы.
Системообразующая функция конституции имеет внутренний и внешний аспект реализации. Иногда в юридических исследованиях указывается, что существуют внутрисистемная и внешнесистемная функции конституционных норм[202]. На наш взгляд, системообразующая функция конституции едина, однако она преследует две взаимодополняющие цели: 1) обеспечить согласованное и гармоничное функционирование и развитие правовой системы страны и 2) согласовать внутренний конституционный и правовой порядок с нормами международного права. В соответствии с этими целями проявляют себя внутренний и внешний аспект системообразующей функции. Внутренний аспект этой функции реализуется внутри правовой системы страны, обеспечивая интеграцию отраслей права, законодательства, правоприменительной деятельности и правосознания общества. Внешний аспект выявляет международно-правовую составляющую в конституционном регулировании.
В целом системообразующая функция конституции нацелена на действие внутри правовой системы. Это ее основное предназначение. Иначе говоря, она вызвана потребностями гармоничного развития внутреннего права страны. Однако существует и внешний, международный аспект этой функции, возрастающий в свете усиливающейся международной интеграции. Внешний аспект системообразующей функции проявляется в том, что конституционные нормы устанавливают требования для согласования внутренней системы права государства с императивными нормами современного международного права. Они указывают на имплементацию норм международного права внутри правовой системы; в той или иной степени выступают в качестве основы применения на территории государства норм иностранного права, определяют соотношение собственных норм и международно-правовых актов государства, нередко прямо указывая на приоритет конституционных положений.
Глава 7
Функционирование конституции в политической сфере: развитие социально-политического содержания
§ 1. Конституция и политика: регулирующее соотношение. О понятии политической конституции
Конституция имеет смешанную политико-правовую природу, как и в значительной степени все конституционное право. Возникающие на основе ее норм конституционные отношения также могут быть охарактеризованы как имеющие двойственный характер: одновременно политический и правовой.
Подвергнутые конституционному регулированию властеотношения создают предпосылки для появления политических вопросов в конституционном праве, в известной мере политизируют многие конституционно-правовые вопросы. Политическое и правовое в конституции очень тесно переплетено, так же как и реализация конституционных норм может иметь правовое и политическое измерение.
Тем не менее, следует различать конституцию как правовой акт с характерными для нее функциями в юридической сфере и конституцию как политический документ, имеющий определенное социально-политическое содержание, оказывающее прямое или опосредованное влияние на всю политическую систему страны.
Взаимосвязь конституции и политики проявляется в двух основных сферах. Во-первых, в широком смысле политические отношения являются одной из важнейших составных частей конституционного регулирования. Конституционные нормы, можно сказать, задают юридические границы политическому процессу. Они закрепляют основы политической системы общества, но не только. В современных конституциях все чаще находят отражение основы социальной и духовной системы общества, что сказывается на расширении объекта конституционного регулирования на рубеже XX–XXI столетий[203].
Во-вторых, в самой конституции воплощаются определенная политика государства, стремления разработчиков проекта закрепить те или иные принципы и политические ценности. Еще К. Маркс говорил, что «все юридическое в основе своей имеет политическую природу»[204]. Этот марксистский тезис в отношении Основного закона, по мнению В.О. Лучина, приобретает особый смысл. Политическая направленность конституции – одно из важнейших свойств, обусловливающих ее особую роль в правовой системе, особую социальную роль в обществе. Тем не менее взгляд, что конституция создается государством для достижения определенных политических целей, требует определенной корректировки[205]. С позиций демократического конституционализма и теории общественного договора в акте создания конституции принимают участие как институты публичной власти, так и избирательный корпус тем или иным образом. Поэтому официальные представители государства только одни из субъектов сотворения конституции. Конституция должна интегрировать не только государственные цели развития, но представления общества о целях социального прогресса, быть индикатором потребностей различных социальных групп, выразителем их чаяний и надежд.
В истории конституционного развития России конституция не раз выступала инструментом политики государства, правящих кругов или политических сил, пришедших к власти. В поздний период Российской империи, когда были приняты Основные законы 1906 года, имевшие конституционный характер, этот правовой акт использовался для закрепления либеральных уступок, данных императором освободительному движению, и сохранения оставшихся у монарха прерогатив государственной власти. Первая советская конституция – Конституция РСФСР 1918 года – закрепила победу пролетариата и беднейшего крестьянства после Октябрьской революции и активно использовалась большевиками как средство политической борьбы с социальными слоями и классами, не разделявшими идеалы социалистического строительства. В этом смысле знаменательным является характеристика Конституции РСФСР 1918 года, данная известным советским правовым идеологом 20-х годов П.И. Стучкой к двенадцатилетней годовщине революции государства и права. Он назвал ее «конституцией гражданской войны» во многом оправданно, так как она открыто вставала на классовые позиции в вопросе принадлежности и реализации основных гражданских и политических прав и свобод[206]. В дальнейшем в процессе конституционного развития Советского государства конституционное право постепенно очищалось от свойства выступать инструментом классового господства, приобретая характер универсального правового регулятора.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Российский конституционализм: проблемы становления, развития и осуществления"
Книги похожие на "Российский конституционализм: проблемы становления, развития и осуществления" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Игорь Кравец - Российский конституционализм: проблемы становления, развития и осуществления"
Отзывы читателей о книге "Российский конституционализм: проблемы становления, развития и осуществления", комментарии и мнения людей о произведении.