» » » » Светлана Зенцова - Источник повышенной опасности и его уголовно-правовое значение


Авторские права

Светлана Зенцова - Источник повышенной опасности и его уголовно-правовое значение

Здесь можно купить и скачать "Светлана Зенцова - Источник повышенной опасности и его уголовно-правовое значение" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство Литагент «Юридический центр»670c36f1-fd5f-11e4-a17c-0025905a0812, год 2011. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Светлана Зенцова - Источник повышенной опасности и его уголовно-правовое значение
Рейтинг:
Название:
Источник повышенной опасности и его уголовно-правовое значение
Издательство:
неизвестно
Год:
2011
ISBN:
978-5-94201-616-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Источник повышенной опасности и его уголовно-правовое значение"

Описание и краткое содержание "Источник повышенной опасности и его уголовно-правовое значение" читать бесплатно онлайн.



Работа посвящена рассмотрению понятия «источник повышенной опасности», выявлению его основных признаков в уголовном праве, определению криминогенного значения данного явления. В исследовании дана комплексная характеристика объективных и субъективных признаков составов неосторожных преступлений, связанных с источниками повышенной опасности; рассмотрены вопросы пенализации указанных деяний; определены возможности применения мер уголовного поощрения к лицам, совершившим неосторожные преступления в сфере применения источников повышенной опасности; сформулированы рекомендации по совершенствованию действующего уголовного законодательства в этой сфере.

Для научных работников, преподавателей, аспирантов, студентов юридических вузов, работников законодательных и судебно-следственных органов, а также всех интересующихся проблемами уголовного права.






Все нормы подразделялись на три категории: нормы об ответственности за нарушение правил безопасности при сухопутном обращении (ответственность за ненадлежащее содержание дорог, переправ, мостов; за повреждение, загромождение железнодорожных путей; за нарушение правил управления локомотивами и их эксплуатации; за несвоевременное сообщение о повреждении или загромождении железнодорожных путей); на речном транспорте (ответственность за повреждение шлюзов, плотин водоспусков и других гидротехнических сооружений и судов; неисправное содержание речного водного пути и оборудования; ненадлежащий надзор за работой эксплуатационных служб); на морском транспорте (ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации судов)[97].

В конце XIX в. в России усиленно развивается промышленность, растет количество фабрик, заводов, в деятельности которых начинает интенсивно использоваться техника, вследствие чего изменяются уголовно-правовые нормы, устанавливающие уголовную ответственность за нарушение правил охраны труда. В частности, Устав о промышленности 1893 г. предусматривал ответственность за несоблюдение мер предосторожности при эксплуатации технического оборудования[98].

В Уголовном уложении 1903 г. ответственность за преступления, связанные с эксплуатацией источников повышенной опасности, в первую очередь транспортных средств, заметно дифференцировалась. Для разграничения составов преступлений на железнодорожном транспорте была использована специфика субъекта преступления.

В Уложении были названы и случаи неосторожного повреждения имущества, влекущие за собой наказание. Так, в ст. 565–568 предусматривалась ответственность за неосторожное повреждение телеграфа, телефона, железнодорожного пути, парохода и др. При этом, в соответствии со ст. 569, не считались преступными неосторожные деяния, предусмотренные ст. 565–568, если самим виновным или по его указанию были устранены опасные последствия или в самом начале было прекращено действие огня, взрыва или потопления.

Уголовное уложение 1903 г., в отличие от Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., значительно усилило наказание за преступления, совершенные на железнодорожном и водном транспорте. Так, лицо, нарушившее правила безопасности железнодорожного движения или водного плавания, виновное в повреждении железнодорожного пути или подвижного состава железной дороги, парохода или иного морского судна, наказывалось заключением в исправительном доме или тюрьме. Если же от данного повреждения произошло крушение железнодорожного поезда, парохода, морского судна, то виновный наказывался каторгой на срок до восьми лет.

В то же время Уголовное уложение 1903 г. не внесло сколько-нибудь заметных изменений в регулирование условий охраны труда, сохранив в главе о нарушении постановлений, ограждающих общественную и личную безопасность, ответственность за несоблюдение отдельных видов правил предосторожности: обращение с кальцием-карбидом, использование взрывоопасного оборудования и пр. Однако эта глава в силу не вступила, и поэтому вопросы охраны труда по-прежнему регулировались Уложением о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.

Первые нормативно-правовые акты Советской власти были направлены на борьбу с контрреволюционными преступлениями, одновременно велась борьба с хищениями, взяточничеством, бандитизмом, спекуляцией, хулиганством и др.

В области охраны труда и личной безопасности граждан в процессе использования производственной техники уголовное право тесно соприкасалось с трудовым правом.

Поэтому необходимо указать на принятый в декабре 1918 г. Кодекс законов о труде РСФСР[99], включивший в себя систему норм, обеспечивающих охрану труда, и предусмотревший за их нарушение уголовную ответственность. Следует также отметить Декрет СНК РСФСР от 29 января 1920 г. «О порядке всеобщей трудовой повинности»[100], который в числе нарушений, влекущих уголовную ответственность в судебном порядке, называл небрежную организацию работ, если это могло повлечь причинение вреда лицам, осуществляющим трудовые функции.

В период становления советского государства, в тяжелых экономических условиях, неосторожным преступлениям в области действия источников повышенной опасности уделялось внимание только в свете борьбы с вредительством. Уголовно-правовые нормы были направлены на охрану прежде всего железнодорожного транспорта.

Так, специальным постановлением Совета рабочей и крестьянской обороны от 11 декабря 1918 г. устанавливалась ответственность за задержку следующих по назначению эшелонов и грузов, несвоевременную подачу паровозов и порожних вагонов, за крушения и другие преступления, посягающие на нормальную и безопасную работу транспорта. В постановлении подчеркивалось, что виновные в этих преступлениях привлекаются к уголовной ответственности по всей строгости революционных законов[101].

Постановлением Совета рабочей и крестьянской обороны от 10 октября 1919 г. были предусмотрены суровые меры наказания, вплоть до расстрела, за злоумышленное разрушение железнодорожных сооружений (однако речь в актах шла именно об умышленных, а не о неосторожных преступлениях)[102]. В течение 1919–1920 гг. был принят ряд постановлений, которые устанавливали уголовную ответственность за нарушение правил на железнодорожном транспорте.

Формирование норм в сфере охраны общественных отношений, связанных с применением источников повышенной опасности, продолжило Положение о революционных военных железнодорожных трибуналах 1920 г.[103] Как полагал Н. С. Алексеев, это была первая попытка ввести норму об ответственности работников железных дорог за преступное нарушение ими своих служебных обязанностей[104]. В компетенцию названного трибунала входило рассмотрение дел «о всякого рода преступлениях железнодорожных служащих, связанных с нарушением правильной работы железных дорог или препятствующих восстановлению нормальной деятельности железнодорожного транспорта, в том числе и дел об умышленном неисполнении своих служебных обязанностей (саботаже) и явно небрежном отношении к работе в случаях, имеющих для транспорта важные последствия»[105].

В этот же период был издан ряд специальных уголовно-правовых норм, регламентирующих ответственность за посягательства на безопасную работу речного, морского и воздушного транспорта. Так, Декретом СНК от 17 января 1921 г. «О воздушных передвижениях» была установлена ответственность за нарушение правил, действующих на воздушном транспорте[106]. Декретом СНК от 5 сентября 1921 г. «О преступлениях и проступках, совершенных на судах, плавающих под Российским флагом» ответственность предусматривалась за небрежное отношение к своим служебным обязанностям работников водного транспорта[107]. Был принят также декрет СНК РСФСР от 16 мая

1921 г. «О мерах взыскания, налагаемых судебными органами за нарушение запрещения провоза пассажирами в качестве багажа и ручной клади при себе легко воспламеняющихся и взрывчатых веществ»[108].

Большую роль в развитии регулирования отношений в области безопасности труда сыграл Декрет СНК от 27 апреля 1922 г. «О наказаниях за нарушение постановлений об охране труда»[109], который предусматривал за нарушение специальных правил об охране труда наказание в виде лишения свободы на срок до 1 года. Впоследствии положения этого Декрета были восприняты Уголовным кодексом РСФСР 1922 г. (ч. 1 ст. 132), а также нашли свое продолжение в Уголовных кодексах 1926 и 1960 гг.

В рассматриваемый период уголовная ответственность за неосторожные преступления в сфере применения источников повышенной опасности предусматривалась в различных отраслях законодательства. Суды при вынесении решений руководствовались прежде всего декретами, характеризующими некоторые составы рассматриваемых преступлений, а не Руководящими началами по Уголовному праву РСФСР 1919 г., так как последние регулировали только вопросы

Общей части уголовного права.

1 июня 1922 г. был принят первый советский Уголовный кодекс. В нем получили свое дальнейшее развитие уголовно-правовые нормы, посвященные неосторожным преступлениям, связанным с источниками повышенной опасности. Изданием УК РСФСР 1922 г. была произведена оценка применявшихся до кодификации законодательных предписаний и подведен итог развитию уголовного законодательства в первые годы Советской власти.

Кодекс закрепил положение о вине как обязательном условии уголовной ответственности. Статья 11 УК РСФСР 1922 г. гласила: «Наказанию подлежат лишь те, которые: а) действовали умышленно, т. е. предвидели последствия своего деяния и их желали или сознательно допускали их наступление; б) действовали неосторожно, т. е. легкомысленно надеялись предотвратить последствия своих действий или же не предвидели, хотя должны были их предвидеть».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Источник повышенной опасности и его уголовно-правовое значение"

Книги похожие на "Источник повышенной опасности и его уголовно-правовое значение" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Светлана Зенцова

Светлана Зенцова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Светлана Зенцова - Источник повышенной опасности и его уголовно-правовое значение"

Отзывы читателей о книге "Источник повышенной опасности и его уголовно-правовое значение", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.