» » » » Татьяна Склярова - Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях


Авторские права

Татьяна Склярова - Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях

Здесь можно купить и скачать "Татьяна Склярова - Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство Литагент «ПСТГУ»050b4b88-f623-11e3-871d-0025905a0812, год 2008. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Татьяна Склярова - Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях
Рейтинг:
Название:
Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях
Издательство:
неизвестно
Год:
2008
ISBN:
978-5-7429-0342-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях"

Описание и краткое содержание "Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях" читать бесплатно онлайн.



В монографии изложены теоретико-методологические основы профессиональной подготовки социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях. Представлена концепция социально-педагогического образования в православном вузе как принципиально новая система профессиональной подготовки социальных педагогов, интегрирующая традиции российского православного образования в систему высшего педагогического образования.

Монография адресована исследователям в области социальной педагогики и педагогам-практикам, работающим в конфессиональных учебно-воспитательных учреждениях.






Предпринятый анализ педагогических исследований, посвящённых проблемам содержания духовной культуры педагогов, а также использования духовного потенциала традиционных для России религий в образовании в период с начала 90-х годов ХХ века по настоящее время позволяет сделать следующие выводы:

• действие принципа свободы совести и вероисповедания в современном социокультурном пространстве предполагает учёт имеющегося в наличии религиозного мировоззрения субъектов учебно-воспитательного процесса в ходе профессионального обучения;

• поиск содержания духовной культуры педагога обуславливает рассмотрение категории «духовность» в светском и религиозном смыслах;

• признание тезиса о существовании Бога свойственно религиозному пониманию духовности, отсутствие названного тезиса свойственно светской (секулярной) духовности;

• обращение исследователей и педагогов-практиков к ценностям религиозных учений призвано обогатить современный учебно-воспитательный процесс включением в него духовно-нравственного потенциала традиционных для современной России религий;

• социально-педагогическая практика последних лет свидетельствует о появлении в системе общего образования значительного количества инновационных учебных и воспитательных программ, содержащих основы религиозных вероучений.

В связи с перечисленными обстоятельствами актуализируется проблема исследования конфессиональной ориентации профессиональной подготовки педагогов.

Проведённый анализ развития представлений о духовной культуре педагогов позволяет выделить в этом спектре представлений особую компоненту, обусловленную рассмотрением духовности в связи с религиозным учением и практикой. Характеристика духовной культуры педагога, отражающей его знания основ религиозного учения, понимания сути религиозной практики и соотнесения своего жизненного и профессионального опыта с религиозным контекстом, в настоящее время позволит собрать разрозненные детали и факты профессиональной деятельности в единое целое. Тенденция обращения к религиозным ценностям в современной системе образования может быть исследуема в том числе и в рамках исследования конфессионально-ориентированного педагогического образования. В качестве определения этого явления в современной педагогике сформулируем следующее.

Конфессионально-ориентированное педагогическое образование представляет собой совокупность мер, направленных на структурирование учебно-воспитательного процесса с учётом влияния на него традиционной культуры религиозных конфессий, современной деятельности религиозных объединений, а также индивидуальных характеристик субъектов учебно-воспитательного процесса, отражающих наличие у них религиозного мировоззрения.

Исследование конфессионально-ориентированного педагогического образования сопряжено с решением следующих задач:

– осуществление педагогом собственного мировоззренческого выбора светской или религиозной духовности в структуре профессиональной педагогической культуры;

– формирование индивидуального стиля педагогической деятельности в отношении к ценностям религиозных культур, предполагающего наличие определённого уровня знания религиозных учений, а также учёт собственного образа мировосприятия;

– компетентное использование духовно-нравственного потенциала религиозных учений в учебно-воспитательном процессе;

– проведение учебно-методической и организационной работы, грамотно соотносимой с возможностью использования культуры и деятельности традиционных и нетрадиционных религиозных объединений в воспитательном пространстве образовательного учреждения.

Решение поставленных задач в процессе профессиональной подготовки педагогов может быть обеспечено в конфессионально-ориентированном высшем учебном заведении.

В этой связи необходимо теоретическое обоснование исследований конфессиональной ориентации в педагогическом образовании, которая должна представлять собой определённый компонент системы профессиональной подготовки педагогов в настоящее время.

Рассмотрим сущностные характеристики конфессиональной ориентации педагогического образования в качестве своеобразного компонента системы профессиональной подготовки педагогов, разработанной научной школой В.А. Сластёнина.

Построение системы воспитания в обществе связано с формированием социального заказа, определяемого при участии всех социальных институтов общества, выполняющих образовательно-воспитательные функции. Системообразующим компонентом метасистемы, включающей в себя всю совокупность воспитательных систем, представленных в обществе, является общеобразовательная школа. Именно общеобразовательная школа в первую очередь реагирует на изменение социального заказа на образование и отражает эти тенденции в содержании учебно-воспитательного процесса. Рассмотрение в рамках данной работы изменения отношения российского общества к ценностям религиозной культуры и последовательное включение их в современное образовательно-воспитательное пространство подтверждают этот тезис. Дальнейший прогноз развития названной тенденции к использованию в учебно-воспитательном процессе духовного потенциала религиозных учений касается реагирования системы профессиональной подготовки педагогов. В качестве наиболее существенных условий эффективности функционирования педагогических систем В.А. Сластёнин называет преемственность в их деятельности: «Для эффективного функционирования педагогических систем, имеющих целью воспитание подрастающего поколения, общество создаёт систему подготовки воспитателей – средние специальные и высшие педагогические учебные заведения как педагогические системы. Проявляя заботу об уровне профессиональной квалификации, общество создаёт и систему повышения квалификации, в том числе и педагогических кадров» [405, с. 200]. Система повышения квалификации педагогических кадров, являясь частью структуры профессиональной подготовки, более мобильно реагирует на изменение социального заказа общества в плане содержания педагогического образования. Подтверждением этому являются в настоящее время программы повышения квалификации работников образования по «Основам православной культуры», «Духовно-нравственного воспитания на основе православной традиции», которые достаточно востребованы в течение ряда лет в различных регионах России. Потребность в создании концепции конфессиональной подготовки педагогов наиболее отчетливо была осознана в первую очередь именно в системе повышения квалификации. Вслед за этим отреагировала система высшей школы включением в учебно-воспитательный процесс факультативов и курсов по выбору, посвящённых рассмотрению основ религиозных учений и их использованию в педагогической деятельности.

Таким образом, предметом исследования конфессионально-ориентированного педагогического образования является процесс профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогов к взаимодействию с религиозными объединениями, а также использованию духовно-нравственного потенциала традиционных для России религиозных учений в учебно-воспитательном процессе.

Всё вышеизложенное обуславливает актуальность рассмотрения влияния религиозных учений на социально-педагогическую практику в современных условиях. Названный аспект развития социально-педагогической науки следует назвать его конфессиональным аспектом.

Для выявления того, каким образом может и должна быть исследована конфессиональная ориентация в социальной педагогике, рассмотрим основные направления социально-педагогических исследований в последние годы.

По представлению Р.М. Куличенко [202] становление института социальных педагогов в России осуществлялось в процессе развития многоплановой социальной практики, на базе профессий, связанных с социальным воспитанием различных групп населения. Предлагая обобщённую модель института социальных педагогов в России, Р.М. Куличенко подчёркивает, что он имеет межведомственный, непрерывный, полиструктурный характер и включает в себя практическую, образовательную (учебно-воспитательную) и исследовательскую социально-педагогическую деятельность, ориентированную на формирование личностных качеств, профессиональных способностей, умений и навыков специалиста, адекватных этическим и квалификационным стандартам профессии. Р.М. Куличенко обозначает широкую междисциплинарную основу в качестве содержания образования социального педагога, непременно предусматривающее при этом профессионально-личностное развитие специалиста, готового оказывать педагогическое влияние на сферу человеческих отношений в различных социумах, с учётом наличия у самого социального педагога жизненного опыта, практики допрофессиональной (или начальной профессиональной) социально-педагогической деятельности. Отмеченные учёным важные признаки становления профессионализма социального педагога затрагивают специфические для системы образования характеристики личности обучающегося – учёт его жизненного опыта и практики допрофессиональной (или начальной профессиональной) деятельности. Эти факторы профессионального развития и становления специалиста эффективно выявляются в волонтёрской деятельности в социально-педагогической сфере. Р.М. Куличенко подчёркивается возрастание значимости личностного и социального факторов в развитии социальной педагогики, исследующей процессы духовного самопознания и самосовершенствования человека, семьи, общества, механизмы их гармонического развития, способствующие оздоровлению жизненной среды обитания человека. Религиозность как существенная черта социально-психологической характеристики личности также нуждается в осмыслении того, как она должна быть учтена в процессе профессиональной подготовки специалиста в социально-педагогической сфере. Перечисленные Р.М. Куличенко типичные социальные проблемы, которые призвана решать социальная педагогика (этнические и национальные проблемы, дискриминация; социальные и психологические конфликты, кризисные стрессовые ситуации; алкоголизм и наркомания; безработица, профессиональная и социальная адаптация; бездомность; преступность и правонарушения, жестокость, девиантное и криминогенное поведение), в настоящее время в России решаются совместными усилиями государственных, общественных, частных и религиозных организаций и объединений. Религиозные объединения, особенно традиционные для России конфессии – христианство, ислам и иудаизм, вносят значительный вклад в оздоровление социальной среды обитания человека, делая это специфическими и неприсущими другим социальным объединениям людей способами [15; 64; 131; 205; 363]. Участие религиозного фактора в социальном воспитании с каждым годом становится всё более весомым и нуждается в самостоятельном исследовании.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях"

Книги похожие на "Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Татьяна Склярова

Татьяна Склярова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Татьяна Склярова - Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях"

Отзывы читателей о книге "Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.