» » » » Татьяна Склярова - Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях


Авторские права

Татьяна Склярова - Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях

Здесь можно купить и скачать "Татьяна Склярова - Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство Литагент «ПСТГУ»050b4b88-f623-11e3-871d-0025905a0812, год 2008. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Татьяна Склярова - Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях
Рейтинг:
Название:
Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях
Издательство:
неизвестно
Год:
2008
ISBN:
978-5-7429-0342-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях"

Описание и краткое содержание "Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях" читать бесплатно онлайн.



В монографии изложены теоретико-методологические основы профессиональной подготовки социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях. Представлена концепция социально-педагогического образования в православном вузе как принципиально новая система профессиональной подготовки социальных педагогов, интегрирующая традиции российского православного образования в систему высшего педагогического образования.

Монография адресована исследователям в области социальной педагогики и педагогам-практикам, работающим в конфессиональных учебно-воспитательных учреждениях.






В вышедшей в 2004 году коллективной монографии «Социальная педагогика» под редакцией В.Г. Бочаровой подводятся итоги многолетней дискуссии о предмете и объекте социальной педагогики и задачах социально-педагогической теории. Основными задачами социальной педагогики названы такие как, разработка механизмов использования и приведения в движение потенциала человеческого ресурса с опорой на соответствующую мотивацию, инициирующую деятельность человека, семьи или группы; полноценное использование возможности семьи, других социальных институтов, микросреды личности и социума в целом в обеспечении заботы о правах и благосостоянии личности, развитии её интересов и возможностей, защиты духовности человека и повышении качества жизни [420, с. 30].

Деятельность религиозных объединений в современной России во многом связана с осуществляемым ими педагогическим воздействием на человека, в том числе и детей, семью, социум. Это обуславливает необходимость теоретического исследования роли религиозных объединений в современном социальном пространстве, которая имеет как конструктивный, так и порой деструктивный характер. Каким образом учитывать в социальной практике религиозный фактор, какие решения могут считаться адекватными конкретным личностно-средовым ситуациям – это важнейшие задачи современного социально-педагогического исследования. Кроме того, существенными для развития социального знания являются исследования влияния конфессиональной мотивации на социальные отношения, а также отражение религиозных установок членов семьи на особенности семейного воспитания.

В целом религиозная педагогика, являясь составной частью педагогического знания, соотносится с социальной и семейной педагогикой. Вместе с тем, социальная педагогика, являясь частью педагогики, включает в себя конфессиональное направление социально-педагогических исследований, которое принадлежит религиозной педагогике и социальной педагогике одновременно.

Таким образом, социальная педагогика, как междисциплинарная отрасль науки и практики, используя достижения философии, медицины, социологии, психологии, культурологи, этнографии, права, дефектологии и других наук, призвана использовать в том числе и отрасли знаний, рассматривающие религиозные представления человека и общества – религиоведения и богословия (теологии).

Названное направление в теоретическом исследовании влияния религиозного знания и практики на развитие социальной педагогики как области науки возможно в рамках конфессионального направления социально-педагогических исследований.

Сущностью конфессионального направления развития социально-педагогической отрасли научного знания является исследование влияния религиозного фактора на социальное воспитание. Определяя актуальность разработки целостного концептуального представления о социальном воспитании подрастающего поколения в современной России, А.В. Мудрик называет в качестве основополагающих компонентов этой концепции социально значимые, отечественные и общечеловеческие ценности и образцы гражданского поведения, духовное и физическое развитие как всего современного поколения, так и каждой личности в отдельности [420, с. 129]. В этой связи актуальной становится проблема соотношения религиозного учения и практики с теорией социального воспитания.

Проведённый нами теоретический анализ исследования конфессиональных проблем в социальной педагогике позволил выявить ряд аспектов дальнейшего развития теории социального воспитания в связи с влиянием на неё религиозного фактора.

Первым аспектом является аксиологический. Аксиологические ориентиры духовной культуры определённой конфессии отражаются на многих сторонах человеческого взаимодействия в социальной сфере. Исследование влияния ценностей религиозной традиции на сферу воспитания и образования составляет важнейший компонент в структуре как общепедагогического знания, так и в области социально-педагогических исследований. Названная область сопряжена с педагогической аксиологией.

Вторым аспектом можно назвать культурологический. Каждая религиозная традиция имеет в своём арсенале культуру, адекватную вероучению. Изучение культуры религиозной традиции, оказывающей существенное влияние на социально-педагогическую теорию и практику, является непременным атрибутом развития педагогической теории. Данная область педагогического знания сопряжена с культурологией.

Третьим аспектом является антропологический аспект конфессионального направления развития социально-педагогической отрасли научного знания. Весь комплекс антропологических представлений данной религии, основанная на них воспитательная концепция, отражающая и имплицитные концепции воспитания, – данная область педагогического знания сопряжена с педагогической антропологией.

Четвёртым аспектом следует назвать социологический. В нём исследуются взаимосвязи и взаимовлияние становления и развития религиозных представлений в истории человечества на сферу социальных отношений людей. Это область педагогического знания, смежная с историей и социологией религии.

Пятым аспектом является психологический. В нём исследуются психологические особенности религиозных потребностей и представлений человека и сообществ, а также влияние религиозного образа жизни на психологию взрослого человека и ребёнка. Эта область педагогического знания, наряду с общей и социальной психологией, сопряжена с психологией религии.

Названные аспекты дальнейшего развития теоретико-педагогического знания актуализируются в практике профессиональной подготовки социальных педагогов, что будет далее рассмотрено в настоящем исследовании.

Рассмотрение идей социального воспитания в работах русских религиозных мыслителей (см. п. 1. 2), адекватно отразивших основы православной антропологии и социально-философских положений православия, позволит выявить специфику российской культурно-образовательной традиции, сочетающей в себе религиозные и социальные факторы.

Изучение деятельности современных религиозных объединений как специфической формы социальной практики позволит выявить область социально-педагогических исследований и сферу профессиональной подготовки социальных педагогов.

Социально-педагогическое образование определяется в качестве универсальной педагогической компоненты системы профессионального образования специалистов, которая отражает:

– органическую взаимосвязь личностной и социальной ориентации в профессиональном образовании;

– приоритет духовно-нравственных ценностей в профессиональной подготовке специалистов любого профиля;

– овладение умениями позитивного влияния специалиста различных сфер на гармонизацию отношений в социуме своей деятельности с ориентацией на превентивно-профилактический характер поддержки человека (групп, категорий) в сложных жизненных ситуациях;

– активную деятельность каждого индивида как субъекта решения собственных проблем и социального участия в жизни общества;

– приоритетную роль семьи в развитии социальной практики [182, с. 15].

Названное обстоятельство подтверждает актуальность исследования конфессиональной ориентации профессиональной подготовки социальных педагогов.

1. 2. Идеи социального воспитания в работах русских религиозных мыслителей

Становление самобытной социально-философской мысли в России началось в XIX веке, практически параллельно с рождением социологии как науки. В 1842 году французский философ и обществовед Огюст Конт издал свой «Курс позитивной философии», в котором обосновал необходимость развития специальной науки об обществе – социологии. Заложенная О. Контом методология новой науки была предназначена для объяснения сложной конструкции общества в процессе его развития, или, согласно терминологии О. Конта, «в ходе прогресса». Основные методы исследования социологии были схожими с методами естественных наук. В это же время в России получили своё развитие оригинальные социально-философские концепции, названные впоследствии «славянофильством» и «западничеством». Представители этих направлений исследовали проблемы и перспективы развития российского общества. Общей для обеих групп было рассмотрение главенства религиозно-нравственной проблематики в социальной жизни россиян, или «примат идеи Церкви» (П.Я. Чаадаев) в истории и будущем развитии России. Разногласия, приведшие впоследствии к полному разрыву социально-философских группировок, касались путей культурно-исторического самоопределения. Вместе с тем, общим, как для славянофилов, так и для западников, был поиск основ целостного мировоззрения. Русскими социальными мыслителями были заложены основы социально-философской методологии, отличающейся от методологии О. Конта. Так, философия славянофилов содержала широкую просветительскую, идеологическую и религиозную программы, в которых также были сформулированы вопросы исследования и функционирования общества. Для решения общественных проблем российскими мыслителями был предложен принципиально иной исследовательский подход. О. Конт исходил из предпосылок о том, что общественное развитие – это всё более усложняющийся во времени процесс, и, следовательно, изучение общества должно совершаться методами анализа и дифференциации. Концепция А.С. Хомякова, которого называют главой всей группы славянофилов, «её вдохновителем и главным деятелем» [148, с. 194], выстраивалась на положении о том, что социальное пространство неделимо, и потому обосновывала невозможность дифференцированного подхода к исследованию общества, предлагая метод социального синтеза. Исходными основаниями построения философии «всеединства» являлись концепции соборности, софийности, общинности, теократического государства, что позволяло, в конечном итоге, выстраивать обобщающую социальную теорию. Обоснования необходимости общественной целостности представители названных социально-философских направлений искали, обращаясь к государственности, нравственности, религии, особенностям общинного хозяйствования, историческому и географическому своеобразию России. Однако общей для всех отечественных социальных мыслителей была методология построения теории общественного устройства – от частного к общему. Это направление в социально-философских исследованиях, названное впоследствии русским социальным синтезом [235], можно также определить в качестве специфической российской социологической модели, которая с одной стороны, объясняла своеобразие традиций русской общественной культуры, а с другой – оказала значительное влияние на дальнейшее развитие отечественной социальной мысли.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях"

Книги похожие на "Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Татьяна Склярова

Татьяна Склярова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Татьяна Склярова - Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях"

Отзывы читателей о книге "Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.