» » » Петр Каптерев - Задачи семейного воспитания. Избранное


Авторские права

Петр Каптерев - Задачи семейного воспитания. Избранное

Здесь можно купить и скачать "Петр Каптерев - Задачи семейного воспитания. Избранное" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Беременность, ожидание детей, издательство Литагент «Карапуз»80684f87-4d80-11e5-8205-0025905a0812, год 2005. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Петр Каптерев - Задачи семейного воспитания. Избранное
Рейтинг:
Название:
Задачи семейного воспитания. Избранное
Издательство:
неизвестно
Год:
2005
ISBN:
5-8403-1109-X
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Задачи семейного воспитания. Избранное"

Описание и краткое содержание "Задачи семейного воспитания. Избранное" читать бесплатно онлайн.



Кому не приходилось быть слушателем родительских жалоб, что вот, в сыне или дочери неожиданно открылись такие-то недостатки, взявшиеся Бог знает откуда… Как узнать их причину и истоки, вовремя заметить и найти способ скорректировать и справиться с ними, вы узнаете, прочитав эту книгу.

В книге представлены статьи и фрагменты психолого-педагогических трудов выдающегося русского педагога Петра Фёдоровича Каптерева (1849–1922), посвящённые семейному воспитанию, развитию ребёнка дошкольника.

Вы узнаете, в чём главные задачи семейного воспитания, как сохранить дружбу своих детей, гармонию отношений между поколениями, об общественно-нравственном развитии и воспитании детей, о нравственном закаливании.

В целом – это своеобразная энциклопедия воспитания ребёнка в семье, написанная знатоком семейного воспитания.

Эта книга является незаменимым пособием в воспитании и обучении детей. Она будет полезна преподавателям и студентам педагогических учебных заведений, учителям начальных классов, педагогам дошкольных образовательных учреждений, гувернёрам и, в первую очередь, родителям.






Не следует низко ценить первоначальное самообучение за его случайность и непоследовательность. Многие, как замечено выше, всю жизнь остаются лишь при таком обучении и бывают умными людьми. Главное достоинство первоначального самообучения заключается в его полной естественности, это есть обучение путем самодеятельного наблюдения природы и жизни. Здесь дитяти никто ничего не подсказывает, никто его по установившимся приемам не учит, никто не муштрует. Дитя само читает книгу природы и книгу жизни, само разбирается в их письменах, само рассуждает, выводит заключения, объясняет, и все это делается в той мере и тогда, когда и в какой мере его интересуют жизненные факты и предметы, а равно явления природы.

Несмотря на полную естественность, самопроизвольность и вместе благотворность первоначального самообучения, воспитателям, заботливо относящимся к воспитываемым, все же не мешает иметь в виду некоторые соображения относительно общего хода и возможных недостатков самообучения, чтобы вовремя устранять все помехи, встречающиеся на пути развития этого чрезвычайно важного процесса, чтобы он был вполне всесторонним воспитательным средством, а не односторонним. И питание есть процесс вполне естественный и благотворный, но необходимо иметь сведения об общем его ходе и разных возможных уклонениях, чтобы человек питался действительно вполне хорошо.

Первое, что нужно иметь в виду при первоначальном самообучении, – это всесторонность обучения. По обстоятельствам, в которых находится дитя, у него легко может недоставать какой-либо важной группы представлений. Самое обычное в этом отношении явление – значительная односторонность представлений у детей городских и сельских. У первых крайне скудны сведения об явлениях природы и условиях сельской жизни и действительности. Попробуйте спросить их, что такое лес, гора, луг, поле; видали ли они дуб, орешник, иву, поросенка, жеребенка, ягненка; знают ли они, что такое покос, стог, как жнут, пашут, что такое лапти, изба, ток, мельница; наблюдали ли они вскрытие и разлив реки, восход и закат солнца и т. п., и вы сейчас заметите крайнюю скудость и неясность всех подобных представлений. Многого дитя совсем не видало и не знает, кое-что видало, да перезабыло и перепутало, а о всем прочем имеет представление по книжкам с картинками и рассказам. В свою очередь, сельские дети очень мало знакомы с предметами и принадлежностями культурной жизни. Город с его улицами, площадями, большими домами и фонарями, городская квартира со множеством мебели и всякого рода вещей, магазины с игрушками и всякой всячиной, железные дороги, пароходы, велосипеды – область совершенно неведомая для деревенского жителя, и, попав в город, сельское дитя бывает ошеломлено, поражено. Чем сильно одно дитя, тем слабо другое, и обратно. Очевидно, оставлять детей при такой односторонности представлений нежелательно и вредно.

Указанная односторонность – одна из самых крупных и бросающихся в глаза. Есть односторонности и недочеты менее заметные. Дитя может вырастать в семье, где особенно интересуются ботаникой или зоологией и мало чем другим; оно может расти в семье кузнеца или столяра и получить подробные и точные представления об известном круге явлений и деятельности и весьма скудные и неясные о всех других. Каждый отец имеет профессиональные занятия, личные вкусы и пристрастия, и впечатлениями от них будет наиболее питаться детский ум. Каждая местность, каждый город, каждое село и деревня имеют свои особенности, в них есть то, чего нет в других, и нет того, что есть в других. Дитя будет впитывать в себя то, что есть; пробел в окружающей среде обнаружится пробелом в его уме, в его представлениях.

Первоначальное самообучение должно быть всесторонним, должно заложить основы для всех дальнейших знаний и представлений дитяти. Оно должно ознакомить дитя и с внешней природой во всем разнообразии ее явлений, и с жизнью людей. Амос Коменский в «Материнской школе» высказал такую мысль, что дети в период до школы должны ознакомиться с началами естествознания, оптики, астрономии, географии, хронологии, истории, экономии, политики, арифметики, геометрии, механики, диалектики, музыки, пения, грамматики, риторики, поэзии. Такой длинный перечень названий мудреных наук может изумить и напугать, но страшного здесь ничего нет. Под страшными названиями Коменский разумел весьма простые, элементарные упражнения, вполне доступные детям, не превышающие сил их возраста. Длинным же списком разных наук он хотел выразить ту, совершенно справедливую мысль, что обучение детей должно быть всесторонним, что в семье должны быть заложены основы всех дальнейших приобретений и знаний дитяти, что никаких односторонностей и пропусков в первоначальном обучении не должно быть допущено.

Полезно обратить внимание еще на некоторые соображения при первоначальном самообучении.

Следует заботиться о том, чтобы все впечатления, воспринимаемые дитятей, были достаточной, но умеренной силы, не слишком сильны и не слабы. Сильные впечатления очень часто возбуждают в детях чувство страха. Дети по природе пугливы, они легко становятся добычей страха даже при обыкновенных обстоятельствах, но для них новых в каком-либо отношении, вообще несколько уклоняющихся от тех, к которым они привыкли. А страх – тяжелое, гнетущее чувство, подвергать которому дитя не следует. С другой стороны, желательно бы избегать слабых впечатлений, не могущих дать раздельных ощущений и ясных представлений. Такие впечатления плохо питают ум, от накопления их в памяти возникают спутанность мысли, неопределенность и нетвердость суждений.

Все предметы, подлежащие восприятию дитяти, должны быть предоставлены его собственному исследованию, т. е. даны в руки, приближены к глазам, чтобы дитя могло осязать вещи, постучать ими, рассмотреть со всех сторон и на всех расстояниях. Нужно остерегаться описаний того, что можно дать в руки самого дитяти; лучше сделать его самоличным наблюдателем какого-либо явления один раз, чем десять раз описывать его или читать книгу об этом явлении. Дитя по природе стремится к такому наглядному и самостоятельному ознакомлению с предметами, и в этом отношении нужно только идти навстречу собственному стремлению дитяти. Оно вполне разумно. Пусть дитя все исследует само своими органами внешних чувств.

Вообще нужно сказать, что на первых порах разум дитяти бывает не только чувственный, т. е. непосредственно опирающийся на восприятие органами внешних чувств, но и двигательный, дитя «мыслит мускулами». Развитие высших областей мозга предполагает педагогически целесообразные упражнения двигательных центров; если последние оставить в небрежении, то и высшие центры, находящиеся до известной степени в зависимости от двигательных, никогда не могут достигнуть надлежащего развития. Этот взгляд неврологов подтверждается данными относительно идиотов: первым признаком идиотизма является приостановка развития движений. Идиот сравнительно несовершенно владеет своими мускулами и слабо реагирует на впечатления окружающего мира. При обучении слабоумных Сеген всегда начинал с двигательной системы, и по мере того, как слабоумный развивал двигательную способность, увеличивалась и его умственная живость. Малая практика в движении сопровождается при обучении слабоумных и малыми успехами. Таким образом, движение является условием умственного роста.

С другой стороны, у нормальных детей связь между мыслью и движением также самая живая и тесная. Дитя не может мыслить без движений. Если его держать большую часть времени на месте без движений, то это принесет существенный вред не только телесному организму, но и уму, который будет развиваться слабо и несовершенно. Один наблюдатель детства (О’Ши) свидетельствует, что мальчику по 19-му месяцу он не мог упомянуть о собаке без того, чтобы мальчик не начал лаять и другими способами изображать поведение знакомого ему животного. Упоминание о паровозе неизменно сопровождалось изображением паровоза руками, ногами и легкими. Целая группа детей, слыша в рассказе такое слово, как «прыгать», сейчас же показывает, как прыгали животные или играющие дети, о которых была речь в рассказе. Первоначально восприятие вызывает более или менее полное воспроизведение воспринятого, которое ослабевает с дальнейшим развитием умственных и двигательных процессов.

Вообще, дети в бодрственном состоянии находятся постоянно в движении, а до известной степени даже и во время сна. Способность задержки движений сначала у них совсем отсутствует, а потом бывает слабой, развиваясь туго и медленно. Поэтому все душевные процессы почти беспрепятственно переходят у детей в движения. А если последние почему-либо невозможны, то и вся душевная жизнь их страдает.

Отсюда можно вывести основной закон первоначального умственного развития детей – учить их не только наглядно, путем восприятий органами внешних чувств, но и прямо посредством движений. «Наши первые учителя философии – наши руки, ноги, глаза», – говорил еще Руссо в «Эмиле». Ребенок должен изучать мир, знакомясь с ним с помощью осязательно-мускульного аппарата. Чем меньше дитя, тем больше оно нуждается в возможности пользоваться руками, глазами и голосом для своего всестороннего развития, физического и нравственного. Педагогически ценное приобретается дитятей путем движений. Поэтому и при первоначальном самообучении, и при дальнейших умственных занятиях нужно высоко ценить то явление в детской жизни, которое обозначают словами, что дитя «что-то мастерит». Пусть мастерит, это очень ценно и полезно. Повинуясь инстинктам своей природы, дитя, мастеря, всесторонне и самостоятельно упражняется, учится сосредоточивать все свои силы на увлекающем, его занятии. Не мешайте ему, перед вами творец, самостоятельный работник. Поэтому свободные ручные работы, постройки из разного материала, вытачивание, резка, пилка, лепка, рисование и т. п. должны занимать выдающееся положение в первоначальном воспитании, да и не только в первоначальном. «Динамическая сторона в изучении всякого предмета – арифметики, языков, естественных наук, географии – должна получить наиболее преобладающее значение», – говорит О’Ши, и в его словах много правды.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Задачи семейного воспитания. Избранное"

Книги похожие на "Задачи семейного воспитания. Избранное" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Петр Каптерев

Петр Каптерев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Петр Каптерев - Задачи семейного воспитания. Избранное"

Отзывы читателей о книге "Задачи семейного воспитания. Избранное", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.