» » » » Сергей Тищенко - Концессионное право Союза ССР. История, теория, факторы влияния


Авторские права

Сергей Тищенко - Концессионное право Союза ССР. История, теория, факторы влияния

Здесь можно купить и скачать "Сергей Тищенко - Концессионное право Союза ССР. История, теория, факторы влияния" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство Литагент «Юридический центр»670c36f1-fd5f-11e4-a17c-0025905a0812, год 2011. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сергей Тищенко - Концессионное право Союза ССР. История, теория, факторы влияния
Рейтинг:
Название:
Концессионное право Союза ССР. История, теория, факторы влияния
Издательство:
неизвестно
Год:
2011
ISBN:
978-5-94201-623-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Концессионное право Союза ССР. История, теория, факторы влияния"

Описание и краткое содержание "Концессионное право Союза ССР. История, теория, факторы влияния" читать бесплатно онлайн.



Работа основывается на трех основных составляющих, определяющих как историко- и теоретико-правовое ее предназначение, так и практическое руководство в процессе построения и функционирования концессионного законодательства России. Впервые представлена классификация концессионного права Союза ССР как комплексной отрасли права с целью систематизации представлений об этой отрасли. Определены место и роль современного концессионного законодательства в системе российского права.

Книга имеет выраженную историко-правовую, теоретико-методологическую, образовательную и практическую направленность, что позволяет, в условиях существующей в России проблемы адекватного нормативно-правового обеспечения инвестиционной, в частности концессионной, деятельности, адресовать ее широкому кругу читателей.






Американский капитал на рубеже XIX–XX вв. делал в России первые шаги, несмотря на то, что первый торговый договор между Россией и США был заключен в 1832 г.[182] На рубеже веков между странами преобладали торговые отношения, большинство американских компаний экспортировали в Россию широчайший ассортимент товаров. Американцы стали пионерами в инвестировании российского сельскохозяйственного машиностроения, а американский рынок капиталов успел вложить в российскую промышленность 117,7 млн руб.[183] Исследователь финансов дореволюционной России А. П. Погребинский отмечал значительный рост интереса Америки к России именно накануне революции 1917 г., при Временном правительстве.[184]

На иностранный капитал, инвестируемый в российскую промышленность, накладывали отпечаток экономические и правовые условия, а также исторические традиции тех держав, откуда он вывозился. Это обусловливало отличия в образе действия и сферах приложения иностранного капитала разного «национального» происхождения.

Возвращаясь к вопросу о преемственности норм концессионного права после революции, необходимо отметить, что обозначенные выше условия предоставления концессий в РСФСР имеют общие положения с такими памятниками концессионных соглашений, как упомянутая в настоящей работе концессия Ивана Грозного, выданная в 1569 г. англичанам. Например, аналогичными являются нормы, устанавливающие предпочтительное право государства (царя) на закупку у производителя его продукции.

В представленных положениях четко прослеживается обстоятельство, согласно которому изначально одним из основных принципов внешнеэкономической политики Советской республики в отношении допуска в страну иностранного капитала был возмездный характер отчуждения концессий. Также очевидна усиленная роль государства в регулировании концессионной деятельности и контроле над ее осуществлением, которая в будущем найдет отражение в концессионных договорах. Но этот документ содержал наиболее полную и детальную разработку условий концессионного соглашения и, по существу, определил советскую концессионную политику на ее начальном этапе. Тезисы Программы являлись достаточно подробной инструкцией для заключения концессионного договора. Также весьма важным условием концессионного соглашения был п. 11 тезисов об установлении точных сроков начала работы и осуществления строительного и эксплуатационного плана. Это положение нашло отражение во всей последующей концессионной практике Советского государства.[185]

Программа экономических отношений с капиталистическими странами, согласно периодизации В. А. Шишкина, положила «официальное» начало формированию государственно-правовых основ концессионной политики.

В конце июня 1918 г. в ВСНХ поступило первое концессионное предложение от норвежского подданного Э. Ганневига и русского художника А. Борисова на строительство железной дороги от Оби через Северный Урал до Балтийской железной дороги. Предполагаемая концессия получила название «Великий северный железнодорожный путь». Серьезный интерес к ней проявил идеолог советской концессионной политики В. И. Ленин.[186] 4 февраля 1919 г. Совнарком признал концессии допустимыми в интересах развития производительных сил страны, а данную концессию – желательной.[187] Но гражданская война и экономическая блокада помешали развитию концессионной политики, разработке концессионного законодательства и ведению полноценных и продуктивных переговоров.

Следующий шаг в этом направлении стал возможен лишь в 1920 г. 4 марта Л. Б. Красиным были представлены «Тезисы о концессиях», а 25 марта они были подписаны В. И. Лениным. Заложенные в «Тезисах» принципы позднее вошли в Декрет СНК РСФСР от 23 ноября 1920 г. «Общие экономические и юридические условия концессий».[188] В «Тезисах» говорилось о том, что Правительство РСФСР будет предоставлять такие концессии, которые не конкурируют с уже национализированной промышленностью; развивают те производства, которые советская экономика быстро поднять не может; наименее истощают природные богатства и рабочую силу; в кратчайший срок и в наибольшей степени увеличивают производственную мощь страны.[189]

С принятием Декрета СНК РСФСР от 23 ноября 1920 г. закончился первый этап развития концессионной политики и формирования концессионного законодательства и начинался второй. В Декрете отмечалось, что «процесс… восстановления разрушенного народного хозяйства… может быть ускорен во много раз путем привлечения иностранных государственных и коммунальных учреждений, частных предприятий, акционерных обществ, кооперативов и рабочих организаций других государств к делу добывания и переработки природных богатств России». Сотрудничество могло осуществляться «с солидными, заслуживающими доверия, иностранными промышленными обществами и организациями».

В Декрете были сформулированы следующие «общие экономические и юридические условия концессий»:

1. Концессионеру будет предоставляться вознаграждение долей продукта, обусловленной в договоре, с правом вывоза за границу.

2. В случае применения особых технических усовершенствований в крупных размерах концессионеру будут предоставляться торговые преимущества (как-то: заготовка машин, специальные договоры на крупные заказы и т. д.).

3. В зависимости от характера и условий концессий будут предоставляться продолжительные сроки концессии для обеспечения полного возмещения концессионеру за риск и вложенные в концессию технические средства.

4. Правительство РСФСР гарантирует, что вложенное в предприятие имущество концессионера не будет подвергаться ни национализации, ни конфискации, ни реквизиции.

5. Концессионеру будет предоставляться право найма рабочих и служащих для своих предприятий на территории РСФСР с соблюдением Кодекса законов о труде или специального договора, гарантирующего соблюдения по отношению к ним определенных условий труда, ограждающих их жизнь и здоровье.

6. Правительство РСФСР гарантирует концессионеру недопустимость одностороннего изменения какими-либо распоряжениями или декретами Правительства условий концессионного договора.[190]

С целью конкретизации предложений и скорейшей реализации Декрета СНК сформировал перечень возможных объектов концессий, главным образом в Сибири и на севере Европейской России (лесные, горные, сельскохозяйственные).[191]

Поскольку Декрет был принят в период «военного коммунизма», это не могло не отразиться на его содержании. Как указывает Ю. Юмашев, по сравнению с Программой экономических отношений с капиталистическими странами 1918 г. в Декрете имеются ограничивающие права концессионера положения, например, в части права собственности на продукцию предприятия. Если в 1918 г. «Советское государство оговаривало себе право лишь на покупку части этой продукции, то в соответствии с Декретом от 23 ноября 1920 года вся продукция концессионного предприятия принадлежит государству и только часть ее может предоставляться концессионеру в качестве вознаграждения».[192] Этот факт указывает на государственную монополизацию экономической деятельности, в том числе через концессионные механизмы. Поэтому положения Декрета о гарантиях от национализации, конфискации, реквизиции и одностороннего изменения правительством условий концессионного договора звучат как изъятия из жесткого правового регулирования времен «военного коммунизма», как уступка иностранному капиталу, выразившаяся в добровольном отказе правительства РСФСР от применения обычных в тот период карательных и ограничительных экономических мер. Например, как и в 1917 г., на первом этапе национализации промышленности, так и в 1920 г., на втором этапе, продлившемся до марта 1921 г.,[193] продолжали издаваться и исполняться такие законодательные акты, как Декрет СНК «О реквизициях и конфискациях»[194] и постановление ВСНХ «О национализации предприятий».[195] Эта уступка иностранному капиталу была результатом признания, во-первых, кризисного состояния народного хозяйства страны и, во-вторых, того, что оно является неотъемлемой частью мирового хозяйства.[196]

Тем не менее Декрет от 23 ноября 1920 г. представляет собой, по словам М. М. Богуславского, «исторический документ»,[197] определивший начало и основные положения концессионного законодательства на все время осуществления концессионной политики.

Теоретические методы концессионной политики не могли дать желаемого результата без практической реализации. Поэтому В. И. Ленин последовательно добивался принятия практических мер для создания условий, обеспечивающих проведение в жизнь Декрета о концессиях. Например, на его основе 1 февраля 1921 г. СНК принял постановление, одобрявшее в принципе выдачу нефтяных концессий и предлагавшее ВСНХ разработать их условия.[198]

Следующие законодательные меры в области концессионной политики принимались уже после официального введения новой экономической политики на X съезде РКЩб) в марте 1921 г. Как говорилось выше, концессионная политика и законотворчество началось гораздо раньше введения НЭПа, хотя в обиходе концессии часто ассоциируются именно с новой экономической политикой. Более того, хронологически раньше введения НЭПа публиковались исследования об иностранных концессиях. Так, уже в 1920 г. достаточно большим тиражом (20 000 экз.) была издана монография И. И. Степанова «Об иностранных концессиях», в которой критика капиталистической формы хозяйствования перемежалась с доводами о необходимости привлечения иностранного капитала в советскую промышленность для ее скорейшего восстановления.[199] В работе, носившей, скорее, популярный характер, раскрывалась суть концессий, причины, побудившие интерес западных промышленников к концессиям в России, и необходимость советской промышленности в них, рассуждения о том, кому и какие концессии можно выдавать, не упрочат ли они капиталистический строй, вопросы о совместимости советского строя и концессий, а также многое другое. Дореволюционный опыт концессий представляется только с негативной стороны, в качестве примера того, «чем не должны быть наши (советские. – Авт.) концессии».[200] При этом открыто признается, что «мы не можем быстро идти вперед без экономических связей с капиталистическим миром. И у нас нет оснований бояться более близкого соприкосновения (выделено нами. – Авт.) с ним».[201] Интересным представляется тот факт, что спустя три года после октябрьской революции на страницах анализируемого издания она неоднократно называется «октябрьским переворотом» или «социалистическим пролетарским переворотом».[202]


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Концессионное право Союза ССР. История, теория, факторы влияния"

Книги похожие на "Концессионное право Союза ССР. История, теория, факторы влияния" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Тищенко

Сергей Тищенко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Тищенко - Концессионное право Союза ССР. История, теория, факторы влияния"

Отзывы читателей о книге "Концессионное право Союза ССР. История, теория, факторы влияния", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.