» » » Георгий Гупало - Оптина Пустынь. История обители и жизнеописания скитян


Авторские права

Георгий Гупало - Оптина Пустынь. История обители и жизнеописания скитян

Здесь можно купить и скачать "Георгий Гупало - Оптина Пустынь. История обители и жизнеописания скитян" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Литагент «Белый город»08eeed96-6db7-11e5-8f01-0025905a069a, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Георгий Гупало - Оптина Пустынь. История обители и жизнеописания скитян
Рейтинг:
Название:
Оптина Пустынь. История обители и жизнеописания скитян
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2013
ISBN:
978-5-485-00338-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Оптина Пустынь. История обители и жизнеописания скитян"

Описание и краткое содержание "Оптина Пустынь. История обители и жизнеописания скитян" читать бесплатно онлайн.



Основание Козельской Введенской Оптиной пустыни относится к концу XIV – началу XV вв. Прошли века, и сейчас обитель стала одним из духовных центров России. Рассказ о богатой и непростой истории монастыря, документальные свидетельства о его развитии, о жизни знаменитых старцев и простых монахах вы найдете в данной книге. Завершает сборник жизнеописание почивших скитян, славных своим иноческим служением.






Немало скорбей перенес о. Моисей от подначальных лиц, например от греко-униатского иеромонаха Флавиана. Поведение о. Флавиана изложено в письме к нему о. Моисея от 27 апреля 1846 года.

Попечением о. Моисея Пустынь получила в собственность землю от правительства. Дело началось в 1832 году. Св. Синод предписал Никанору, епископу Калужскому, доставить Синоду обстоятельные сведения, каким именно монастырям потребно отвести участки из казенных лесов. По этому поводу настоятель о. Моисей донес Консистории, что Пустыни необходима земля для хлебопашества в количестве 200 десятин. Это заявление вместе с заявлениями других монастырей Св. Синод, как видно из указа его от 25 апреля 1736 года, сообщил на уважение министра финансов. Св. Синод опирался в данном случае на Высочайшее повеление 4 июля 1835 года, которым государь император соизволил даровать иноческим обителям, приходящим ныне в упадок, вящие средства к существованию наделением из казенных дач участками земли, могущими служить к устройству земледельческого хозяйства, – от 100 до 150 десятин. Относительно Оптиной Пустыни министерство государственных имуществ, однако, отказало сначала в отводе земли, находя, что Пустынь имеет достаточные средства к существованию (1838 г.). Спустя несколько времени о. Моисей вновь вошел с прошением к епископу Григорию 6 марта 1852 года о наделении Пустыни землей, хотя в уменьшенном количестве, а епископ Григорий просьбу эту послал в Св. Синод 1 августа 1852 года. По этой новой просьбе министр государственных имуществ предписал Калужской палате государственных имуществ отвести Оптиной Пустыни из казенной лесной дачи «Каменки» 42 десятины 2300 сажень.

Затем на основании тех же Высочайших повелений архимандрит Моисей 26 января 1860 года, описывая недостатки средств Оптиной Пустыни, просил епископа Григория, чтобы ввиду сильного опустошения буреломом в 1848 году собственной лесной дачи он исходатайствовал: или отпуска леса, или отвода из казенных дач строевого или лесного участка для хозяйства Пустыни. Это новое ходатайство удовлетворено без задержки. Лесной департамент предписал Калужской палате государственных имуществ 3 декабря 1860 года отвести Пустыни лесной участок в даче «Каменке» в 108 десятин удобных и неудобных. Кроме сего, в декабре месяце 1859 года коллежская советница Мария Полугарская пожертвовала 16 000 руб. на покупку для скита земли, с тем чтобы Оптина Пустынь из доходов с имения обеспечивала содержание братии скита. Во исполнение воли жертвовательницы отыскался вскоре подходящий выгодный участок земли в Перемышльском уезде в п. «Ноздриной», в количестве 275 десятин. Тогда по определению Св. Синода исправляющий должность обер-прокурора вошел со всеподданнейшим докладом к государю императору об укреплении за Козельской введенской Оптиной Пустынью земли, покупаемой для скита этой обители у г. Ключарева, на что в 28 день мая 1861 года и воспоследовало Высочайшее соизволение. Между тем жертвовательница Полугарская обратилась к епископу Григорию с письмом от 3 августа 1861 года, в котором она изъяснила, что покупаемое имение, как она известилась, Высочайше повелено укрепить не собственно за Предтеченским скитом, как она и покойный муж ее того желали, а за Оптиной Пустынью с тем только, чтобы Пустынь из доходов с приобретенного имения обеспечивала содержание братии скита, чего ни она, ни муж ее не имели в намерении, а всегда желали и с тем именно и пожертвовали капитал свой, чтобы Предтеченский скит имел свою отдельную собственность, а потому и просила дать сему делу направление, «которым бы в точности была исполнена воля благотворителя».

В объяснение противу сего письма настоятель о. Моисей донес преосвященному, что преждевременное опасение и беспокойство г-жи Полугарской произошли не иначе, как от неправильных слухов, дошедших до нее, или от собственного ее недоразумения, и что купчая крепость совершена 3 августа 1861 года действительно на имя Предтеченского скита в Калужской гражданской палате.

Эта купчая крепость гласит так: «Лета 1861 года августа в 3 день г. Ключарев продал скиту Св. Иоанна Предтечи, находящемуся при Козельской Введенской Оптиной Пустыни, коему разрешено купить землю Высочайшим Его Императорского Величества соизволением… изложенным в указе Св. Правительствующего Синода 10 июля 1861 г. за № 392, – в пустоши «Ноздриной» в количестве 275 десятин, а по измерении 288 дес. 2750 саж., с тем чтобы, согласно желанию г-жи Полугарской, скит пользовался на вечные времена продовольствием дров из лесной поросли для отопления келий собственно своей братии и лесными материалами из красного строевого леса для поддержания строений, в том скиту находящихся».

По этой купчей Временное отделение перемышльского земского суда составило 21 сентября 1861 года вводный лист, в котором написано, что отделение ввело во владение землею в пустоши «Ноздриной» скит св. Иоанна Предтечи, находящийся при Козельской Введенской Оптиной Пустыни. Все, таким образом, обошлось благополучно как по отношению к гражданским законам, так и по отношению к скитскому уставу, и хотя приобретение имущества вызвало маленькую тень недоразумения между настоятелем о. Моисеем и благотворительницей скита, если не с самими скитскими иноками, однако о. Моисей и присутственные места во всем уступили желанию благотворительницы.

Обзор деятельности настоятеля отца Моисея

Всю суть своей деятельности о. Моисей полагал в исполнении воли Божией о спасении душ ближних и служении им в духе любви и милосердия.

Пастырское желание преосвященного Филарета об установлении в Оптиной Пустыни благоустроенного общежития с высшими аскетическими подвигами вполне осуществилось, при помощи Божией, за время управления Пустынью мудрого настоятеля о. Моисея, при полном соответствии уставам Православной Церкви и преданиям свв. отцов.

Сам о. Моисей, как настоятель и духовный пастырь, был руководителем всего братства, имея попечение о спасении их душ и пользуясь в этом душеспасительном делании помощью привлеченных им в обитель помощников – старцев: сперва – Леонида, а потом – Макария. Старцы также были живым примером иноческих добродетелей для братии и для всех православных и управляли совестию порученных им братий Пустыни и новоустроенного скита самоотверженно и с любовью, оставляя всякое попечение даже о дневной пище. Настоятель же о. Моисей (сам о. Моисей имел откровение помыслов к о. Антонию, своему брату) сверх духовного попечения о пасомых понес на себе всю тягость забот об обеспечении братства Пустыни и скита жизненными потребностями и в особенности новоустроенного скита. Сам великий старец о. Леонид, исполняя обет отречения собственности и попечений мирских, все случайные жертвы от посетителей передавал в тот же день к вечеру или посылал с кем-либо из братии к настоятелю о. Моисею.

Приняв в 1826 году обитель при 40 человеках братства с долгом в 12 тыс. рублей (впрочем, с вкладами на вечное поминовение, начавшимися с 1794 года, которых к 1826 году за 32 года образовалось 4120 рублей, да капиталом, пожертвованным в 1812 году на учреждение больницы – 2857 рублей), о. Моисей с своими сотрудниками – старцами – привлек к обители многих почитателей и богомольцев, из коих многие выражали свое усердие к обители денежными вкладами на вечное время, для содержания процентами с них братии и ее благотворительных заведений. С 1826 года в течение восьми лет таких вкладов поступило (до времени прибытия в Пустынь старца Леонида) 4272 руб.; с 1834 по 1842 год (тоже за 8 лет, до времени кончины о. Леонида) – 10 873 руб. Со времени старчества о. Макария, с 1842 по 1862 год, за 20 лет поступило 48 613 руб. (в том числе 5000 руб. на поминовение графини Анны Орловой-Чесменской). Всего вечных вкладов поступило 70 730 рублей.

Число братии, состоявшей в 1826 году из 40 человек, к 1863 году возросло до 108 человек, кроме проживавших на добровольном послушании.

На отведенной правительством в 1852 году земле (Перемышльского уезда в Каменской даче в 12 верстах от Пустыни) устроен был хутор для лугового хозяйства и рыбной ловли на реке Жиздре. Заведен при Пустыни крупный рогатый скот, впоследствии получивший известность в сельскохозяйственных календарях под названием «Оптинской породы». Разработана земля под большие огороды для овощей, потребных для братской трапезы и богомольцев. Разведены фруктовые сады около монастыря и на хуторе. Возведено каменное строение для библиотеки и устроено самое книгохранилище, началом которого послужили книги самого о. Моисея в количестве до 2000 томов. Ризница монастырская обогатилась дорогими прекрасными облачениями, храмы – хорошею стенною живописью и святыми иконами. Введенский собор распространен пристройкой двух боковых приделов с крытыми папертями. Из старой братской трапезы устроена церковь во имя прп. Марии Египетской. Построена новая кладбищенская церковь во имя Всех Святых. Вновь построено семь братских корпусов внутри монастыря, каменная ограда с семью башнями, корпус для братской трапезы, гостиницы и странноприимницы (восемь корпусов с тремя флигелями); два конных двора с кельями при них для братии, скотный двор, заводы кирпичный и черепичный (большая часть строений покрыта черепицей, мельница близ монастыря и самый скит с церковью, кельями и службами).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Оптина Пустынь. История обители и жизнеописания скитян"

Книги похожие на "Оптина Пустынь. История обители и жизнеописания скитян" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Георгий Гупало

Георгий Гупало - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Георгий Гупало - Оптина Пустынь. История обители и жизнеописания скитян"

Отзывы читателей о книге "Оптина Пустынь. История обители и жизнеописания скитян", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.