» » » Георгий Гупало - Оптина Пустынь. История обители и жизнеописания скитян


Авторские права

Георгий Гупало - Оптина Пустынь. История обители и жизнеописания скитян

Здесь можно купить и скачать "Георгий Гупало - Оптина Пустынь. История обители и жизнеописания скитян" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Литагент «Белый город»08eeed96-6db7-11e5-8f01-0025905a069a, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Георгий Гупало - Оптина Пустынь. История обители и жизнеописания скитян
Рейтинг:
Название:
Оптина Пустынь. История обители и жизнеописания скитян
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2013
ISBN:
978-5-485-00338-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Оптина Пустынь. История обители и жизнеописания скитян"

Описание и краткое содержание "Оптина Пустынь. История обители и жизнеописания скитян" читать бесплатно онлайн.



Основание Козельской Введенской Оптиной пустыни относится к концу XIV – началу XV вв. Прошли века, и сейчас обитель стала одним из духовных центров России. Рассказ о богатой и непростой истории монастыря, документальные свидетельства о его развитии, о жизни знаменитых старцев и простых монахах вы найдете в данной книге. Завершает сборник жизнеописание почивших скитян, славных своим иноческим служением.






Число братии, состоявшей в 1826 году из 40 человек, к 1863 году возросло до 108 человек, кроме проживавших на добровольном послушании.

На отведенной правительством в 1852 году земле (Перемышльского уезда в Каменской даче в 12 верстах от Пустыни) устроен был хутор для лугового хозяйства и рыбной ловли на реке Жиздре. Заведен при Пустыни крупный рогатый скот, впоследствии получивший известность в сельскохозяйственных календарях под названием «Оптинской породы». Разработана земля под большие огороды для овощей, потребных для братской трапезы и богомольцев. Разведены фруктовые сады около монастыря и на хуторе. Возведено каменное строение для библиотеки и устроено самое книгохранилище, началом которого послужили книги самого о. Моисея в количестве до 2000 томов. Ризница монастырская обогатилась дорогими прекрасными облачениями, храмы – хорошею стенною живописью и святыми иконами. Введенский собор распространен пристройкой двух боковых приделов с крытыми папертями. Из старой братской трапезы устроена церковь во имя прп. Марии Египетской. Построена новая кладбищенская церковь во имя Всех Святых. Вновь построено семь братских корпусов внутри монастыря, каменная ограда с семью башнями, корпус для братской трапезы, гостиницы и странноприимницы (восемь корпусов с тремя флигелями); два конных двора с кельями при них для братии, скотный двор, заводы кирпичный и черепичный (большая часть строений покрыта черепицей, мельница близ монастыря и самый скит с церковью, кельями и службами).

Мудрость управления о. Моисея выразилась, в частности, даже в том (распоряжении его), что скотный двор построен за оградою, в отдаленности от Пустыни, и у скотниц (они же и прачки, около 30–40 человек) введено общежитие по правилам женских монастырей. Трапеза у них общая, и во время трапезы читается пролог. Все они живут под начальством экономки и под руководством особой старицы. От монастыря назначается один приемщик молока и один приемщик и сдатчик белья.

По указу Св. Синода от 31 мая 1853 года за № 6016, последовавшему в Калужскую Консисторию, в настоятельство о. Моисея составлена в 1854 году опись всего монастырского достояния на 460 листах большого формата и по составлении поверена была 15 декабря 1854 года особой комиссией, в составе которой были: настоятель архимандрит Моисей, казначей иеромонах Савва, Козельского собора протоиерей Сахаров и священник Козельской Васильевской церкви – Диаконов.

Дух благости Божией, осенявший Оптину Пустынь, действовавший в ее подвижниках и светивший миру через деяния ее старцев, не мог укрыться от мира сего и живущих в нем рабов Божиих. В особенности слава издательской деятельности, покровительствуемой митрополитом Филаретом, разнеслась по всему православному русскому царству с 40-х годов. Из русских писателей, кроме иерархов Церкви, первыми почитателями и первыми участниками литературных трудов по изданию святоотеческих переводов Пустынью были: духовный сын старца о. Макария Иван Васильевич Киреевский вместе с братом Петром Васильевичем (оба погребены в Пустыни); профессора: Шевырев, Погодин, Максимович, издатель «Маяка» С. Бурачек, В. Аскоченский, Башуцкий, Норов, А.Н. Муравьев, Л. Кавелин (впоследствии архимандрит), Н.В. Гоголь, Т.И. Филиппов, Карл Зедергольм (впоследствии о. Климент) и др., имевшие переписку с о. Макарием и о. Моисеем и лично посещавшие Оптину Пустынь и принимавшие участие в издании переводов Паисия, некоторые из них даже собственными трудами при переводах с греческого, латинского и славянского на русский язык. Вместе с литературными отношениями все они пользовались также и опытным духовным руководством старцев.

Из хранящихся в библиотеке Пустыни писем сохранились два письма Н.В. Гоголя – одно к о. игумену Моисею, другое к о. Филарету. В первом написано:

«Так как всякий дар и лепта вдовы приемлется, примите и от меня небольшое приношение по мере малых средств моих (двадцать пять рублей сер.). Употребите их по усмотрению вашему на строительство обители вашей, о которой приятное воспоминание храню всегда в сердце своем.

Очень признателен вам за ваше дружеское гостеприимство и усердно прошу молитв ваших о мне, грешном. Неотступно прошу, чувствуя в них сильную надобность.

Много благодарный вам Николай Гоголь.

Покорнейше прошу передать при сем приложенное письмецо достойному отцу Макарию. Если пожелает он узнать мой адрес, то вот он: Николаю Васильевичу Гоголю, в Москву, в доме Талызина на Никитском бульваре».


Во втором письме, на имя о. Филарета, иеромонаха Оптиной Пустыни, полученном из села Долбина (имение И.В. Киреевского) 26 июля 1850 года написано:

«Ради самого Христа молитесь обо мне, отец Филарет. Просите вашего достойного настоятеля, просите всю братию, просите всех, кто у вас усерднее молится и любит молиться, просите молитв обо мне. Путь мой труден, дело мое такого рода, что без ежеминутной, без ежечасной и без явной помощи Божией не может двинуться мое перо и силы мои не только ничтожны, но их нет без освеженья свыше. Говорю вам об этом неложно. Ради Христа обо мне молитесь. Покажите эту записочку мою отцу игумену и умоляйте его вознести свои мольбы обо мне, грешном, чтобы удостоил Бог меня, недостойного, поведать славу имени Его, несмотря на то, что я всех грешнейший и недостойнейший. Он силен, милосердый, сделать все и меня, черного, как уголь, убелить и возвести до той чистоты, до которой должен достигнуть писатель, дерзающий говорить о святом и прекрасном. Ради Самого Христа молитесь: мне нужно ежеминутно, говорю вам, быть мыслями выше житейского дрязгу и на всяком месте своего странствия быть в Оптиной Пустыне. Бог да воздаст вам всем сторицею за ваше доброе дело.

Ваш всею душею, Николай Гоголь».


Не говорим об отношениях к Пустыни иерархов Российского царства. Она и в родственных нам православных землях также получила заслуженную известность между иерархами. Это доказывается письмом сербского митрополита Михаила к игумену Моисею от 24 февраля 1854 года, когда он, еще будучи иеромонахом, магистром Киевской Академии, побывал в Оптиной Пустыни и уже на пути в Сербию писал: «Через несколько дней и я оставлю Россию, прощусь, может быть, навсегда с нею; при этом внимая своему чувству, не могу пропустить, чтобы хотя и с самой почти границы не написать несколько слов вашему высокопреподобию, потому что еще помню живо вашу святую обитель, которая оставила в моей душе глубокое впечатление. Помолитесь, чтобы Господь благословил и мою родину подобною обителью по духу. Благодарю душевно ваше высокопреподобие за радушие, гостеприимство и любовь, которыми наслаждался я не только тогда, когда был у вас, но и в дальнейшем моем путешествии буду наслаждаться и впредь сладостным воспоминанием духовного братства, исполненного любви христианской».

Архимандрит Моисей почил о Господе 15 июля 1862 года, 80 лет от роду. Тело его погребено в Казанском храме у правого клироса, в приделе Воздвижения Креста Господня[24].

Подробное жизнеописание его составлено о. Ювеналием (ныне архиепископ) и напечатано в 1862 году.

Время настоятельства о. Моисея и старчества о. Макария было временем полного расцвета духовных сил Оптиной Пустыни.

В скиту доживал на покое остатки дней своих старец Варлаам, бывший игуменом Валаамского монастыря, деятель молитвы и любитель безмолвия, подражатель древним аскетам. Он укорял себя даже тем, что «древние отцы трудами снискивали себе пищу: выработают и ядят, и то не каждый день, а чрез несколько дней, да и то еще не все, а чтобы оставить часть для нищих. Они были жалостливы и сострадательны, а мы едим готовое до сытости». К нему некоторые из братии имели откровение помыслов.

Там же в скиту проживал на покое игумен Антоний (брат о. Моисея), бывший скитоначальник, а потом настоятель Малоярославецкого монастыря. К нему имел откровение помыслов сам настоятель о. Моисей и некоторые из братии. Жизнеописание игумена Антония издано в 1870 году.

Из других замечательных по жизни иеромонахов в скиту были:

Амвросий – старец по кончине о. Макария. Краткое сказание о жизни его издано в 1892 году.

Леонид – впоследствии наместник Сергиевой Лавры и писатель. О нем издано сочинение Лаврою.

Филарет – из Новоспасского монастыря, к духовному настроению которого питал уважение писатель Н.В. Гоголь, почтив его вышеприведенным письмом.

Паисий – строитель Тихоновой Пустыни.

Анатолий, перешедший потом в Гефсиманский скит.

Пафнутий (из дворян) – скитоначальник и братский духовник, впоследствии настоятель Малоярославецкого монастыря.

Моисей – впоследствии настоятель Тихоновой Пустыни.

Иларион – келейник о. Макария, по кончине его скитоначальник. Жизнеописание его напечатано в 1897 году.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Оптина Пустынь. История обители и жизнеописания скитян"

Книги похожие на "Оптина Пустынь. История обители и жизнеописания скитян" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Георгий Гупало

Георгий Гупало - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Георгий Гупало - Оптина Пустынь. История обители и жизнеописания скитян"

Отзывы читателей о книге "Оптина Пустынь. История обители и жизнеописания скитян", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.