» » » Г. Суворова - Психология деятельности


Авторские права

Г. Суворова - Психология деятельности

Здесь можно купить и скачать "Г. Суворова - Психология деятельности" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Литагент «Когито-Центр»881f530e-013a-102c-99a2-0288a49f2f10, год 2003. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Г. Суворова - Психология деятельности
Рейтинг:
Название:
Психология деятельности
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
2003
ISBN:
5-9292-0090-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психология деятельности"

Описание и краткое содержание "Психология деятельности" читать бесплатно онлайн.



В предлагаемом учебном пособии представлен анализ современного состояния проблемы исследования различных аспектов деятельности. Подробно рассматривается системная модель деятельности, дающая четкие теоретические ориентиры в исследовании общего психологического содержания, структуры и механизмов любой деятельности и позволяющая наметить конкретные пути повышения эффективности деятельности за счет организации и формирования компонентов психологической системы деятельности у ее субъекта.

Для студентов, изучающих различные вопросы проблемы деятельности в рамках общей, возрастной, педагогической психологии и психологии труда, а также может быть полезно аспирантам и специалистам-практикам в области формирования человека как субъекта деятельности.






Б. Ф. Ломов в качестве базовых категорий психологической науки («…в том смысле, что на их основе строится ее понятийный аппарат» /86, с. 289/) рассматривает категории отражения, деятельности, личности и общения /86/.

Деятельность – базовая категория психологии.

4). Категория деятельности тесно взаимосвязана с базовыми категориями психологии и взаимодействует с ними.

Согласно взглядам А. Н. Леонтьева, вне целостной системы деятельности не может быть понято психическое отражение. В ряде своих исследований он показал, что психическое отражение рождается в процессе развития чувственно-практической деятельности, что образ (психическое отражение) всегда занимает существенное место в системе деятельности и что в отрыве от деятельности нельзя понять ни его генезис, ни его функционирование /72–73,75,78–80/.

Категории деятельности и психического отражения взаимосвязаны.

В исследованиях Б. Ф. Ломова прослежена взаимосвязь категории деятельности с категорией общения, а также выделены основные функции общения в деятельности. Он показал, что общение выполняет в деятельности несколько функций:

1— общение составляет переходную форму деятельности на пути ее трансформации из коллективной в индивидуальную;

2 – общение включено в коллективную деятельность;

3 – общение само является важнейшим видом человеческой деятельности /84,86/.

Категории деятельности и общения взаимосвязаны.

Взаимосвязь категорий деятельности и личности раскрывается в ряде исследований.

В исследованиях А. В. Петровского личность рассматривается как субъект устойчивой системы социальных отношений, реализующихся в деятельности и общении; главной характеристикой личности он считает ее представленность в жизнедеятельности других людей/99/.

Б. Ф. Ломов, рассматривая базовые для психологической науки категории, подчеркивал: «…психические явления формируются, развиваются и проявляются в процессах деятельности и общения. Но принадлежат они не деятельности или общению, а их субъекту – общественному индивиду-личности. Ни деятельность, ни общение сами по себе никакими психическими качествами не обладают, да они сами по себе и не существуют. Но этим качеством обладает личность. Таким образом, и проблема деятельности и проблема общения «замыкаются» на проблему личности… через анализ деятельности и общения (более широко всей жизнедеятельности человека) психология раскрывает… психический склад личности, ее внутренний духовный мир»/86, с. 289/

Категории деятельности и личности взаимосвязаны.

Анализируя генезис сознания, А. Н. Леонтьев показывает его психологическую многомерность через взаимосвязь категорий деятельности и сознания. Он отмечает: «Деятельность субъекта – внешняя и внутренняя – опосредствуется и регулируется психическим отражением реальности… Психическая реальность, которая непосредственно открывается нам, – это субъективный мир сознания… Сознание в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, его действия и состояния» /79, с. 124–125/. И далее: «…Очевидно, что объяснение природы сознания лежит в тех же особенностях человеческой деятельности, которые создают его необходимость: в ее объективно-предметном, продуктивном характере» /79, с. 127/.

Категории деятельности и сознания взаимосвязаны.

5). Категория деятельности выполняет в психологии две методологические функции:

1 – деятельность как объяснительный принцип,

2 – деятельность как предмет изучения (рис. № 2).


Рис. № 2. Методологические функции категории деятельности в психологических теориях.


В ряде исследований показано, что в научных работах Л. С. Выготского-методолога категория деятельности занимает центральное место, и что названные функции деятельности были выделены впервые именно им при формулировании нормативных требований к построению и анализу психологических теорий /28,109–110/.

По мнению Л. С. Выготского /22-25/, в любой психологической теории должны присутствовать следующие центральные моменты:

1. Наличие общего объяснительного принципа (он объясняет границы и структуру теории).

2. Наличие собственно предмета изучения (основное понятие). При этом Л. С. Выготский четко развел категории «объяснительный принцип» и «предмет исследования».

3. Выделены единицы психологического анализа, входящие в концептуальный аппарат теории. Размерность единицы психологического анализа задает объяснительный принцип; единицу анализа можно использовать как индикатор скрытого объяснительного принципа теории.

Отношения категорий «объяснительный принцип» и «предмет изучения» находятся в динамике.

Выделив две методологические функции деятельности, Л. С. Выготский фактически очертил контуры деятельностного подхода в психологии.

Категория деятельность выполняет две методологические функции.

6). В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова (1975) деятельность определяется как занятие, труд.

Деятельность=труд.

7). Конкретно-психологическое содержание деятельности наиболее рельефно выступает в следующих рабочих определениях.

В современном психологическом словаре деятельность рассматривается как активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий т. о. свои потребности /108*, с 95/.

A. Н. Леонтьев: «Мы называем деятельностью не всякий процесс. Этим термином мы обозначаем только такие процессы, которые, осуществляя то или иное отношение человека к миру, отвечают особой, соответствующей им потребности» /80, с. 518/. В другом месте находим: «Деятельность есть молярная, не аддитивная единица жизни телесного, материального субъекта. В более узком смысле, т. е. на психологическом уровне, это единица жизни, опосредованной психическим отражением, реальная функция которого состоит в том, что оно ориентирует субъекта в предметном мире. Иными словами, деятельность – это не реакция и не совокупность реакций, а система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие» /79, с. 81–82/. (В высказываниях подчеркивается главная функция деятельности – ориентир в предметном мире и отмечается ее системное строение).

С. Л. Рубинштейн: «..деятельность человека в целом – это прежде всего воздействие, изменение действительности;… это не только воздействие, изменение мира и порождение тех или иных объектов, но и общественный акт или отношение в специфическом смысле этого слова. Поэтому деятельность – это не внешнее делание, а позиция по отношению к людям, обществу, которую человек всем своим существом, в деятельности проявляющимся и формирующимся, утверждает» /112, т. 2, с. 89/. (В высказывании представлен поведенческий аспект).

B. Д. Шадриков: «…деятельность – как форма активного отношения к действительности, направленного на достижение сознательно поставленных целей, связанных с созданием общественно значимых ценностей («потребительских стоимостей») и освоением общественного опыта /131, с. 43/. (В данном определении деятельность рассматривается как форма социально значимой активности).

1.2. Общая характеристика деятельностного подхода в психологии

Как уже отмечалось, проблема деятельности относится к числу фундаментальных в психологии. Существенный вклад в ее разработку внесли многие исследователи. К основополагающим работам хрестоматийного характера по проблеме деятельности относятся исследования А. Н. Леонтьева /79/ и С. Л. Рубинштейна /112/.

Большой вклад в разработку проблемы деятельности на современном этапе развития психологии внесли исследования К. А. Абульхановой-Славской /1-2/, Б. Г. Ананьева /5/, А. В. Брушлинского /16-18/, В. В. Давыдова /30-31/, Е. А. Климова /54-55/, Б. Ф. Ломова /85-86/, В. Д. Шадрикова /130-133/ и др. В настоящее время проблема деятельности интенсивно разрабатывается усилиями различных специалистов. Многие аспекты данной проблемы по-прежнему остаются мало разработанными и дискуссионными.

С. Л. Рубинштейн отмечал, что вся психологическая проблематика многообразно так или иначе связана с изучением деятельности, и подчеркивал, что «в деятельности, осуществляя которую человек совершает свой жизненный путь, все психические свойства личности не только проявляются, но и формируются» /112, т. 2, с. 8/.

Деятельностный подход – основной подход к изучению закономерностей развития сознания и личности человека. В. В. Давыдов констатировал, что «деятельностный подход – это детище всей советской психологии. В его создании и развитии участвовали почти все крупные советские психологи» /33, с. 83/.

Контуры и основания деятельностного подхода заложены в исследованиях Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психология деятельности"

Книги похожие на "Психология деятельности" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Г. Суворова

Г. Суворова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Г. Суворова - Психология деятельности"

Отзывы читателей о книге "Психология деятельности", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.