» » » Г. Суворова - Психология деятельности


Авторские права

Г. Суворова - Психология деятельности

Здесь можно купить и скачать "Г. Суворова - Психология деятельности" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Литагент «Когито-Центр»881f530e-013a-102c-99a2-0288a49f2f10, год 2003. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Г. Суворова - Психология деятельности
Рейтинг:
Название:
Психология деятельности
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
2003
ISBN:
5-9292-0090-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психология деятельности"

Описание и краткое содержание "Психология деятельности" читать бесплатно онлайн.



В предлагаемом учебном пособии представлен анализ современного состояния проблемы исследования различных аспектов деятельности. Подробно рассматривается системная модель деятельности, дающая четкие теоретические ориентиры в исследовании общего психологического содержания, структуры и механизмов любой деятельности и позволяющая наметить конкретные пути повышения эффективности деятельности за счет организации и формирования компонентов психологической системы деятельности у ее субъекта.

Для студентов, изучающих различные вопросы проблемы деятельности в рамках общей, возрастной, педагогической психологии и психологии труда, а также может быть полезно аспирантам и специалистам-практикам в области формирования человека как субъекта деятельности.






Контуры и основания деятельностного подхода заложены в исследованиях Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева.

Разные аспекты постановки проблемы деятельности в психологии и выделения ее в самостоятельную психологическую проблему на начальных этапах развития деятельностной проблематики показаны на рис. № 3. Данный рисунок иллюстрирует взаимодействие идей в раскрытии методологических функций категории деятельности в связи с основными направлениями исследований развития психики.

Как отмечено в /28-30/ и показано на рис. № 3, изучение основ первой функции категории деятельности, а именно: деятельность как объяснительный принцип, было начато Л. С. Выготским. Далее оно интенсивно разрабатывалось С. Л. Рубинштейном, а также присутствовало в исследованиях А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия и др. Изучение деятельности в качестве особого предмета, т. е. второй функции категории деятельности, также было начато Л. С. Выготским, но особенно интенсивно в течение многих лет проводилось А. Н. Леонтьевым и его последователями. В то же время это направление присутствует и в исследованиях С. Л. Рубинштейна и его единомышленников.


Рис. № 3. Взаимодействие идей в изучении основных функций категории деятельности в связи с основными направлениями исследований развития психики.


Предметная деятельность как предмет психологической науки впервые выделена С. Л. Рубинштейном. (На этот счет имеются указания в /16-18/).

Одновременно А. Н. Леонтьев впервые сформулировал принцип предметности деятельности и выделил в качестве предмета психологии целостную деятельность субъекта, рассматривая ее как органическую систему во всех ее формах и видах, в их взаимопереходах и трансформациях. По его мнению, именно деятельность субъекта в первую очередь позволяет исследовать психическое отражение. А. Н. Леонтьев по этому поводу конкретно говорит: «… психологический анализ деятельности состоит… в том, чтобы ввести в психологию такие единицы анализа, которые несут в себе психическое отражение в его неотгоржимости от порождающих его и им опосредствуемых моментов человеческой деятельности. Эта защищаемая мной позиция требует, однако, перестройки всего концептуального аппарата психологии, которая… в огромной степени представляется делом будущего» /79, с. 12–13/.

В целом ряде своих работ А. Н. Леонтьев неоднократно подчеркивает, что психическое отражение порождается именно в процессе развития чувственно-практической деятельности и поэтому оно не может быть понято вне целостной системы деятельности. И именно здесь он видит начало пути к построению непротиворечивой системы психологии как конкретной науки /72-73,78–79/.

У словно в контексте деятельностного подхода можно выделить три относительно самостоятельных направления в исследовании развития психики:

1) знако-символическое направление (разрабатывалось Л. С. Выготским);

2) личностное направление: личность формируется в деятельности (разрабатывалось С. Л. Рубинштейном);

3) деятельность как самостоятельный предмет исследования (разрабатывалось А. Н. Леонтьевым).

Более подробную и более точную картину приоритета идей в разработке деятельностного подхода в психологии предстоит еще разработать специалистам по истории психологии. Однако бесспорным является тот факт, что в разработку деятельностного подхода =в разработку проблемы деятельности = в разработку деятельностной проблематики внесли вклад разные научные школы.

1.3. Основания деятельностного подхода в исследованиях Л. С. Выготского

Основные идеи психологической теории Л. С. Выготского как направление в развитии деятельностного подхода

Достаточно подробное изложение различных аспектов психологической теории о высших психических функциях Л. С. Выготского в учебных целях представлено в /95,96,112/.

Анализ научного наследия Л. С. Выготского в контексте проблемы деятельности, наиболее полно представлен в исследованиях В. В. Давыдова, Л. С. Радзиховского, Н. Ф. Талызиной /28-29,108–109/. Они показали, что категория деятельности в научном творчестве Л. С. Выготского занимает главное место и что «…по своему замыслу психологическая теория Л. С. Выготского может рассматриваться как полноценное направление в русле деятельностного подхода» /28, с. 78/. По их мнению к основным идеям психологической теории Л. С. Выготского как направлению деятельностного подхода можно отнести следующие положения, которые он развивал в ряде своих исследований /22-25/.

1. Важность для психологии анализа практической деятельности людей.

2. Рассмотрение сознания в тесной связи с трудовой деятельностью.

3. Разработка теоретического положения о детерминации психических процессов (их генезиса и структуры) исторически развивающейся предметно-практической, орудийной деятельностью человечества.

Л. С. Выготский подчеркивал, что психика детерминируется именно трудовой деятельностью и что предметно-практическая деятельность есть реальность, детерминирующая психику. Тезис деятельностной детерминации психики пронизывает все научное творчество Л. С. Выготского.

4. Конкретизация содержания тезиса о деятельностной детерминация психики. Деятельностная детерминация предполагает наличие аналогии в структуре внешней (трудовой) деятельности и психических функций (гипотеза психологических орудий); т. е. имеется принципиальное сходство в структуре трудовой деятельности и психических процессов; существуют аналогии: «процесс труда – психические процессы», «орудия труда – психологические орудия».

«В поведении человека встречается… ряд искусственных приспособлений, направленных на овладение собственными психическими процессами. Эти приспособления по аналогии с техникой могут быть… условно названы психологическими орудиями» (24, 224).

5. В структуре и генезисе психических функций аналогично структуре трудовой деятельности присутствует момент орудийной опосредствованности. Детерминация понимается как механизм опосредствования в ходе онто- и филогенеза; проводники детерминации – психологические орудия, в роли которых выступали такие продукты исторической деятельности человечества, как знаковые, коммуникационные системы. (В роли психологических орудий выступают знаки, как символы, имеющие определенное выработанное в истории культуры значения. «Орудия» выработаны человечеством искусственно, представляют собой элементы культуры).

Детерминация генезиса и структуры человеческой психики исторически развивающейся деятельностью носит опосредствованный характер; знаки – один из механизмов опосредствования (рис. № 4).


Рис. № 4. Опосредствованный характер деятельностной детерминации психики психологическими орудиями = знаками.


Все усилия Л. С. Выготского-методолога были направлены на утверждение идеи категории деятельности как объяснительного принципа психологической теории, т. е. на исследование первой методологической функции деятельности. Об этом прямо говорят В. В. Давыдов и Л. С. Радзиховский: «… роль общего объяснительного принципа, представляющего реальность, детерминирующую психику, должна, по мысли Л. С. Выготского, выполнять категория практической деятельности людей. Содержание этой категории сколь-нибудь подробно у Л. С. Выготского не раскрыто. Одной из основных причин этого была недостаточная разработанность в… литературе тех лет самого понятия «деятельность» /28, с. 70–71/.

Деятельность как самостоятельный предмет исследования, т. е. вторая методологическая функция категории деятельности, в творчестве Л. С. Выготского была поставлена, но не разрабатывалась. Этот факт впервые был отмечен Э. Г. Юдиным /138/.

Расхождения во взглядах Л. С. Выготского и его последователей на направления в развитии деятельностного подхода

Расхождения во взглядах Л. С. Выготского и его последователей на направления в развитии деятельностной проблематики показаны на рис. № 5.

В развитии деятельностного подхода (при его общем основании) можно выделить два направления. Первое направление связано со знако-символической линией развития психики (Л. С. Выготский), второе – с деятельностной линией развития психики (А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия и др.).

Л. С. Выготский, являясь основателем деятельностного подхода, в своих исследованиях акцентировал внимание на первой методологической фун кци и деятел ьности, а именно – деятельности как общем объяснительном принципе. Свою психологическую теорию высших психических функций он разрабатывал с использованием категории предметно-практической деятельности человека как над индивидуальной категории.

В решении вопроса о «психологизации» и «индивидуализации» этой категории и «введении» ее в реальную ткань психологического исследования научные пути Л. С. Выготского как одного из основателей деятельностного подхода и других крупных исследователей проблемы деятельности, в том числе и его учеников-последователей (А. Н. Леонтьева, др.), разошлись. (Содержание направления развития деятельностного подхода у С. Л. Рубинштейна, система его взглядов и взглядов его последователей рассматриваются далее в п. 1.7.).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психология деятельности"

Книги похожие на "Психология деятельности" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Г. Суворова

Г. Суворова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Г. Суворова - Психология деятельности"

Отзывы читателей о книге "Психология деятельности", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.