» » » Г. Суворова - Психология деятельности


Авторские права

Г. Суворова - Психология деятельности

Здесь можно купить и скачать "Г. Суворова - Психология деятельности" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Литагент «Когито-Центр»881f530e-013a-102c-99a2-0288a49f2f10, год 2003. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Г. Суворова - Психология деятельности
Рейтинг:
Название:
Психология деятельности
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
2003
ISBN:
5-9292-0090-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психология деятельности"

Описание и краткое содержание "Психология деятельности" читать бесплатно онлайн.



В предлагаемом учебном пособии представлен анализ современного состояния проблемы исследования различных аспектов деятельности. Подробно рассматривается системная модель деятельности, дающая четкие теоретические ориентиры в исследовании общего психологического содержания, структуры и механизмов любой деятельности и позволяющая наметить конкретные пути повышения эффективности деятельности за счет организации и формирования компонентов психологической системы деятельности у ее субъекта.

Для студентов, изучающих различные вопросы проблемы деятельности в рамках общей, возрастной, педагогической психологии и психологии труда, а также может быть полезно аспирантам и специалистам-практикам в области формирования человека как субъекта деятельности.






В решении вопроса о «психологизации» и «индивидуализации» этой категории и «введении» ее в реальную ткань психологического исследования научные пути Л. С. Выготского как одного из основателей деятельностного подхода и других крупных исследователей проблемы деятельности, в том числе и его учеников-последователей (А. Н. Леонтьева, др.), разошлись. (Содержание направления развития деятельностного подхода у С. Л. Рубинштейна, система его взглядов и взглядов его последователей рассматриваются далее в п. 1.7.).

В. В. Давыдов отмечает, что в методологической программе Л. С. Выготского присутствует скрытый момент, связанный с трактовкой деятельности: «Мир культуры, представленный знаковыми системами, вписывается в мир деятельности только в том случае, если накладываются определенные условия на трактовку самой деятельности. Деятельность в этом случае должна выступать как исторически развивающаяся предметно-практическая родовая деятельность человечества, детерминирующая саму культуру» /28, с. 75/.

Развивая идею психологического орудия или знака, который является основой генезиса психических функций, Л. С. Вы готски й сч итал, что средством «психологизации» исторически развивающейся предметной деятельности человечества является тезис о том, что всякая высшая психическая функция первоначально возникает интерпсихологически и лишь затем становится интрапсихологической. Как известно, общие особенности этого перехода, т. е. полный круг культурно-исторического развития психических функций в онтогенезе характеризуются следующими процессами.

Высшие психические функции возникают на основе низших психических функций, благодаря опосредствованию психологическими орудиями, в роли которых выступают знаки (было показано выше). Изначально «психологические орудия» повернуты «вовне» к партнеру, затем они оборачиваются «на себя», т. е. становятся собственными психическими процессами, далее они «вращиваются внутрь», и т. о. психические функции опосредствуются «изнутри», отпадает необходимость во внешнем стимуле – средстве. Рассматривая процесс становления интерпсихического интрапсихическим, Л. С. Выготский обосновал связь генезиса высших психических функций с употреблением людьми в процессе их общения знака и подчеркнул, что без выполнения этой роли знак не может стать средством индивидуальной психической деятельности.

Идея знака и знаковых систем в работах Л. С. Выготского была главной и рассматривалась именно в контексте проблемы деятельности, а конкретно: деятельности как объяснительного принципа.

Последователи Л. С. Выготского, его ученики – А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия и др., разрабатывая деятельностный подход в психологии, акцентировали внимание на второй методологической функции деятельности, а именно: деятельности как предмете исследования. Они также как и Л. С. Выготский, видели в деятельности функцию объяснительного смысла, но идею знаков и знаковых систем в контексте деятельностной проблематики (т. е. как опосредствованного средства «психологизации» деятельности) не рассматривали.

В исследовании деятельности как предмета изучения последователи Л. С. Выготского – А. Н. Леонтьев и др. разрабатывали идею индивидуальной деятельности. Т. о. решался вопрос о «психологизации» деятельности как надиндивидуальной категории. В использовании идеи индивидуальной деятельности категория деятельности переставала быть «надиндивидуальной» и попадала в разряд «индивидуальной». В концептуальной системе психологии деятельности А. Н. Леонтьева деятельность рассматривается с позиций социального и исторического подходов к человеческой психике в целом и к индивидуальной деятельности в частности. Разрабатывая деятельностную линию в развитии психики, он выделил деятельность как основной процесс психической жизни; поставил и решил вопросы о ее структуре и общем строении.


Рис. № 5. Расхождения во взглядах Л. С. Выготского и его последователей на направления в развитии деятельностного подхода в психологии.

1.4. Основные направления и проблемы в разработке общепсихологической теории деятельности

Различные аспекты постановки проблемы деятельности на разных этапах развития психологии как разветвленной системы научно-практического знания представлены разными научными школами. Основные этапы в разработке методологических и теоретических основ исследования проблемы деятельности показаны на рис. № 6.

Начало 20-го столетия – Л. С. Выготским обозначены контуры деятельностного подхода в психологии. В этот же период психотехники (специалисты по психологии труда на начальном этапе ее развития) разрабатывают профессиографическое содержание различных видов трудовой деятельности и пытаются решать вопросы профессиональной пригодности человека к труду. Фактически они рассматривают труд как трудовую деятельность, но при этом не видят связи с зарождающимся деятельностным подходом в психологии /59/.

Середина 20-го столетия – С. Л. Рубинштейн выдвинул и развил систему идей субъектно-деятельностного направления в психологии, А. Н. Леонтьев разработал общепсихологическую теорию деятельности.

Специалистами по психологии труда Н. Д. Левитовым, Ю. Б. Котеловой, К. К. Платоновым и др. труд начинает рассматриваться со стороны его психологических компонентов; выделяются индивидуально-личностная и социально-личностная проблематика труда как трудовой профессиональной деятельности; ставятся проблемы приспособления личности к труду, труда к личности, личности к личности в труде /63,68,102/.

Последняя четверть 20-го столетия – Б. Ф. Ломов обосновывает необходимость применения системной методологии в психологии и системного подхода в исследовании деятельности /83,86/.

Конец 20-го столетия отмечен существенным вкладом в разработку проблемы деятельности трех научных школ. На рисунке данные школы представлены по фамилии научных лидеров.

В. Д. Шадриковым, развивающим системный подход к исследованию деятельности, разработана психологическая теория системогенеза профессиональной деятельности и по-новому поставлены вопросы психологии индивидуальной деятельности и способностей /130-133/.

А. В. Брушлинским, развивающим субъектно-деятельностное направление в психологии, разработана теория деятельности, действия и психического как процесса и акцентируется внимание на целостности, единстве и интегральности субъекта как основании для системности проявления всех его психических качеств в изменяющемся обществе и в совместной трудовой деятельности /16-18/.

Весомым научным вкладом в разработку проблемы деятельности Е. А. Климова является развиваемый им подход к труду как социально значимой продуктивной деятельности человека и к человеку как к субъекту труда; выделение психологических признаков труда и разработка классификации труда в связи с вопросами профессионального самоопределения личности /54,55,57,58/.

В системе человекознания деятельностный подход разрабатывал Б. Г. Ананьев. Он наметил иерархическую систему видов деятельности человека и ввел расчлененное представление о субъекте деятельности, выделив в его организации «молярный» и «молекулярный» уровни, соотносящиеся с личностными и индивидными характеристиками /5-7/.

В качестве основных проблемных «кустов» психологии в связи с деятельностным подходом можно выделить следующие:

♦ взаимоотношения категории деятельности с другими категориями психологии;

♦ природа и соотношение различных видов деятельности;

♦ деятельность и творчество, творчество в деятельности, внутренняя связь деятельности с раскрытием творческих возможностей человека,

♦ деятельностное начало в личности;

♦ деятельность и способности;

♦ деятельность и поведение;

♦ зарождение и отмирание видов труда и деятельностей;

♦ применение понятий деятельности при решении исследовательских и практических задач;

♦ сравнительный анализ вариантов деятельностного подхода;

♦ учение как деятельность;

♦ труд как деятельность;

♦ общение как деятельность;

♦ индивидуальная и совместная деятельность;

♦ деятельность и жизнедеятельность;

♦ деятельностная природа познавательных процессов;

♦ деятельностное опосредствование межличностных отношений;

♦ организация междисциплинарных исследований человеческой деятельности;

♦ соотношение биологического и социального в деятельности;

♦ разработка деятельностного подхода применительно к проблемам компьютеризации мышления и обучения; др.

Как самостоятельное направление деятельностного подхода выделяется конкретно-эмпирическая разработка принципа единства сознания и деятельности (при существовании всех различий в его теоретическом осмыслении).


Конец 20-го столетия[1]


Рис. № 6. Основные направления развития деятельностной методологии в психологии.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психология деятельности"

Книги похожие на "Психология деятельности" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Г. Суворова

Г. Суворова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Г. Суворова - Психология деятельности"

Отзывы читателей о книге "Психология деятельности", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.