» » » Г. Суворова - Психология деятельности


Авторские права

Г. Суворова - Психология деятельности

Здесь можно купить и скачать "Г. Суворова - Психология деятельности" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Литагент «Когито-Центр»881f530e-013a-102c-99a2-0288a49f2f10, год 2003. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Г. Суворова - Психология деятельности
Рейтинг:
Название:
Психология деятельности
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
2003
ISBN:
5-9292-0090-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психология деятельности"

Описание и краткое содержание "Психология деятельности" читать бесплатно онлайн.



В предлагаемом учебном пособии представлен анализ современного состояния проблемы исследования различных аспектов деятельности. Подробно рассматривается системная модель деятельности, дающая четкие теоретические ориентиры в исследовании общего психологического содержания, структуры и механизмов любой деятельности и позволяющая наметить конкретные пути повышения эффективности деятельности за счет организации и формирования компонентов психологической системы деятельности у ее субъекта.

Для студентов, изучающих различные вопросы проблемы деятельности в рамках общей, возрастной, педагогической психологии и психологии труда, а также может быть полезно аспирантам и специалистам-практикам в области формирования человека как субъекта деятельности.






Современный этап развития субъектно-деятельностного направления в разработке деятельностной проблематики (рис. № 10 – верхняя часть схемы) базируется на фундаментальном тезисе о том, что человек и его психика проявляются и формируются в процессе деятельности, и представлен прежде всего работами К. Абульхановой-Славской /1-2/ и А. В. Брушлинского /16-17/, исследующими субъекта психической деятельности и рассматривающими деятельность, действие и психическое как процесс, продукт, результат.

Общая схема анализа деятельности и поведения у С.Л. Рубинштейна

Разрабатывая методологический принцип единства сознания (вообще психики) и деятельности, С. Л. Рубинштейн выделил схему анализа деятельности. Он показал, что единство сознания и деятельности конкретно выступает прежде всего в том, что различные уровни и типы сознания, вообще психики, проявляются и раскрываются через соответственно различные виды деятельности и поведения: движение – действие – поступок (рис. 11) Более подробное описание схем анализа деятельности и поведения в общей системе идей С. Л. Рубинштейном приведено в /17/.


Рис. № 11. Общие схемы анализа деятельности и поведения в исследованиях С.Л. Рубинштейна.


В самой деятельности С. Л. Рубинштейн выявляет ее психологически существенные компоненты и конкретные взаимосвязи между ними: действие (в отличие от реакции и движения), операция и поступок в их соотношении с целью, мотивом и условиями деятельности субъекта(на рис № 11 – под А). Любой из этих актов деятельности не может быть психологически однозначно определен вне своего отношения к психике.

Одни и те же движения могут означать различные действия и поступки, и, наоборот, различные движения могут выражать один и тот же поступок.

Поведение человека включает в себя систему действий и поступков и не сводится к совокупности реакции (на рис № 11 – под В). Действие отличается от реакции отношением к объекту. Действие – это акт деятельности, который направлен на объект. Отношение субъекта к объекту регулирует деятельность. Действие отличается от поступка тем, что определяется прежде всего иным отношением к субъекту. Действие становится поступком по мере того, как оно начинает регулироваться общественными отношениями к действующему субъекту и к другим людям как к субъектам (в процессе формирования самосознания).

Сложные взаимоотношения разноплановых компонентов внутри деятельности субъекта (движения – действия – операция – поступок в их взаимосвязях с целями, мотивами и условиями деятельности) анализируются С. Л. Рубинштейном следующим образом.

Цели и мотивы характеризуют и деятельность и систему входящих в нее действий, но характеризуют по-разному. Единство деятельности выступает как единство целей ее субъекта и тех его мотивов, из которых она исходит. Мотивы и цели деятельности – в отличие от таковых у отдельных действий – носят обычно интегрированный и обобщенный характер, выражая общую направленность личности. Это исходные мотивы и конечные цели. На различных этапах они порождают разные частные мотивы и цели, характеризующие те или иные действия.

Мотив человеческих действий связан с целью, но может и отделиться от цели и переместиться либо на саму деятельность (как в игре), либо на один из результатов деятельности (побочный результат действий становиться их целью).

Результат, составляющий цель действия, при различных условиях должен и может достигаться соответственно различными способами или средствами. Такими средствами являются прежде всего операции, входящие в состав действия. Поскольку действие приводит к результату – к своей цели в разных, изменяющихся условиях, оно становится решением задачи, т. е. более или менее сложным интеллектуальным актом. Поскольку в различных условиях цель должна быть достигнута различными способами (операциями) или путями (методами), действие превращается в разрешение задачи.

Действие становится поступком прежде всего тогда, когда оно осознается самим субъектом как общественный акт, выражающий отношение человека к другим людям. С.Л. Рубинштейн конкретизирует это: ««Единицей» поведения является поступок, как «единицей» деятельности вообще – действие. Поступком в подлинном смысле слова является не всякое действие человека, а лишь такое, в котором ведущее значение имеет сознательное отношение человека к другим людям, к общему, к нормам общественной морали» /112, с 9/. У А. В. Брушлинского имеется существенное уточнение этого тезиса: «…поступок – это «единица» поведения как нравственного аспекта деятельности» /18, с. 10/. (На рис. № 11 – под Б)).

Именно действие, по мнению С. Л. Рубинштейна, является исходной «единицей» не только деятельности, но и исходной «единицей», «клеточкой» или «ячейкой» психологии. А. В. Брушлинский, акцентируя внимание на том факте, что С. Л. Рубинштейн в центр разноуровневых взаимоотношений в деятельности ставит именно действие, приводит следующее его высказывание: «Признание действия основной «клеточкой» психологии человека не означает, конечно, что действие признается предметом психологии… Психология не изучает действие в целом, и она изучает не только действие. Признание действия основной «клеточкой» психологии означает, что в действии психологический анализ может вскрыть зачатки всех элементов психологии«, т. е. зачатки у человека его побуждений, мотивов, способностей /17, с 18/.

Выделяя в качестве специфической особенности человеческой деятельности ее сознательный и целенаправленный характер, С. Л. Рубинштейн отмечает, что в ней и через нее человек реализует свои цели, объективирует свои замыслы и идеи». Вместе с тем объективное содержание предметов, которыми он оперирует, и общественной жизни, в которую он своей деятельностью включен, входит определяющим началом в психику индивида. Значение деятельности в том прежде всего и заключается, что в ней и через нее устанавливается действенная связь между человеком и миром, благодаря которой бытие выступает как реальное единство и взаимопроникновение субъекта и объекта» /112, с. 8/.

В исследованиях С. Л. Рубинштейна заложена главная идея использования категории деятельности для раскрытия неразрывной связи человека с миром и понимания психического как изначально включенного в эту фундаментальную взаимосвязь.

Действие как единица анализа деятельности

Как уже отмечалось, понятие действия является ключевым в психологическом анализе деятельности у С. Л. Рубинштейна. (Схема анализа действия в структуре деятельности дана на рис. № 12).

Выделяя специфику психологической проблематики деятельности в целом и действия как единицы деятельности в частности, С. Л. Рубинштейн отмечает: «Специфическая психологическая проблематика самой деятельности как таковой и действия «как единицы» деятельности связана прежде всего с вопросом о целях и мотивах человеческой деятельности, о ее внутреннем смысловом содержании и его строении» /112, с. 8/.

В исследованиях С. Л. Рубинштейна намечены отправные и конечные точки в анализе человеческих действий (терминология С. Л. Рубинштейна). (На рис. № 12 – в центре схемы).

Выделение их осуществлено через анализ трех типов соотношений в деятельности (на рис. № 12 – верхняя и нижняя части схемы).

«Предметы, существующие в окружающем человека мире или подлежащие реализации в нем, становятся целями человеческой деятельности через соотношение ее с мотивами (1-й тип соотношений в верхней левой части рис. № 12 – выделено нами), с другой стороны, переживания человека становятся мотивами человеческой деятельности через соотношение с целями, которые он себе ставит (2-й тип соотношений в верхней правой части рис. № 12 – выделено нами). Соотношение одних и других определяет отправные и конечные точки человеческих действий, а условия, в которых они совершаются в соотношении с целями, определяют способы их осуществления – отдельные операции, которые входят в их состав. Необходимость нахождения отвечающих условиям способов их осуществления превращает действие в решение задачи» /112, с. 8/.

Для осуществления цели необходим учет условий, в которых ее предстоит реализовать. «Соотношение цели с условиями определяет задачу, которая должна быть разрешена действием. Целенаправленное человеческое действие является по существу своему решением задачи. Отношение к этим условиям, сочетаясь с отношением к цели, составляет внутреннее психологическое содержание действия (3-й тип соотношений в нижней части рис. № 12 – выделено нами). Задача, в которой цель соотнесена с условиями, определяющими ее осуществление, определяет психологическое строение действия» /112, с. 15/.


Рис. № 12. Схема анализа человеческих действий в структуре деятельности при разных типах соотношений ее компонентов.


Исследуя вопрос о генезисе человеческого действия, С. Л. Рубинштейн отмечает следующие важные характеристики действия:


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психология деятельности"

Книги похожие на "Психология деятельности" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Г. Суворова

Г. Суворова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Г. Суворова - Психология деятельности"

Отзывы читателей о книге "Психология деятельности", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.