» » » » Михаил Жирохов - Пограничная авиация в Афганской войне


Авторские права

Михаил Жирохов - Пограничная авиация в Афганской войне

Здесь можно купить и скачать "Михаил Жирохов - Пограничная авиация в Афганской войне" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Литагент «Яуза»9382d88b-b5b7-102b-be5d-990e772e7ff5, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Михаил Жирохов - Пограничная авиация в Афганской войне
Рейтинг:
Название:
Пограничная авиация в Афганской войне
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-699-81290-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Пограничная авиация в Афганской войне"

Описание и краткое содержание "Пограничная авиация в Афганской войне" читать бесплатно онлайн.



Впервые в исторической литературе! Всё о боевом применении авиации Погранвойск КГБ СССР в Афганской войне. Летчики в зеленых погонах против душманов.

Впрочем, активное участие пограничников в боевых действиях было настолько засекречено, что перед отправкой в Афган им приходилось не только снимать зеленые фуражки и погоны, но даже сдавать все документы и письма.

Их сводные боевые отряды и мотоманевренные группы, действовавшие на афганской территории на глубину до 100 км, прикрыли самые угрожаемые направления и создали сплошную зону безопасности вдоль всей границы. И первый же СБО, заброшенный «за речку» в начале января 1980 года, был десантирован с вертолетов. В дальнейшем авиация погранвойск плотно контролировала эту зону, вела воздушную разведку, поддерживала рейдовые и засадные операции наземных групп, наносила бомбо-штурмовые удары по выявленным скоплениям «духов», участвовала в ликвидации Мармольского укрепрайона боевиков. Летать приходилось зачастую на предельно малой высоте, в сложнейших метеорологических и климатических условиях…

Эта книга впервые восстанавливает полную картину боевых операций пограничной авиации в Афганистане, основываясь как на архивных документах, так и на свидетельствах участников боевых действий.






Заместитель по инженерно-авиационной службе майор В. Руднев.

Штурман эскадрильи майор В. А. Цыганков.


Однако по сравнению с соседями в КВПО инфраструктура на участке Среднеазиатского пограничного округа была не приспособлена для базирования современной техники – все, что имелось, было постройками 30-х годов и сильно обветшало. Не на достойном уровне была и подготовка летного состава: фактически в наличии было 7–8 вертолетов и экипажей, с командирами, как правило, летчиками третьего класса.

Подводя итог, можно сказать, что Марыйская эскадрилья оказалась фактически не готовой к боевым полетам в сложных условиях высокогорной и пустынно-песчаной местности Афганистана, и учиться экипажам приходилось уже в ходе боев. И зачастую ценой большой крови.

Физико-географические условия района боевых полетов

Прежде чем начать рассказ об участии в Афганской войне авиации погранвойск, думаем, стоит немного остановиться на физико-географических условиях местности в районе боевых полетов, тем более что этот фактор оказывал очень серьезное влияние на применение авиационной техники.

В первую очередь стоит отметить высокогорный характер местности, который накладывал ряд весьма серьезных ограничений на применение авиации. Так, например, необходимость посадки на площадки ограниченных размеров с уклонами значительно выше допустимых требовала зависания над площадкой или посадку на «одно колесо», что значительно уменьшало вес полезной нагрузки и повышало требования к уровню подготовки летного состава. Увеличение высоты нахождения площадок относительно уровня моря от 2000 до 3500 метров существенно уменьшало вес полезной нагрузки на вертолет. Так, на высоте 2500 м – на 65 %, на высоте 3200 м – на 85–90 % по сравнению с равнинной местностью и требовало строительства посадочных площадок увеличенного размера или значительного «облегчения» вертолета.

Ограниченность воздушного пространства в узких ущельях резко снижала возможности маневра вертолетов и вынуждала вытягивать боевые порядки в длину. Резкие изменения направления и скорости ветра, сильная турбулентность воздуха требовали выполнения полетов вдоль хребтов с превышением 500–600 метров и перед посадкой обязательного уточнения ветра в холостом заходе сбросом дымовой шашки.

Летом, в послеобеденные часы, грозы и ливневые осадки ухудшали видимость до 300–500 метров, что ограничивало полеты вертолетов или чаще полностью их исключало. Практически невозможна была активная деятельность авиации зимой, когда для этого района была характерна низкая облачность, туманы и выпадение большей части годовой нормы осадков в виде снега. А на высотах в 2500–3000 метров из-за толстого слоя рыхлого снега посадка вне подготовленных площадок была вообще невозможна.

Не лучше обстояло дело и в пустыне. Тут основной опасностью для вертолетчиков было появление сильного пылеобразования, затрудняющего технику пилотирования вертолетов на взлете и посадке и ухудшающего видимость до 50—100 метров. Песчаные бури иногда продолжительностью от трех до пяти дней и вообще исключали боевые полеты. В этот период горячий и раскаленный воздух наполнялся везде проникающими песчинками. Вновь образовавшиеся дюны и барханы меняли знакомый и привычный вид местности, что весьма затрудняло ориентирование.

Еще одной проблемой для экипажей была высокая температура наружного воздуха (+ 45 оС) и ее резкие колебания в течение суток (в пределах 25–30 оС), которые приводили к резкому ухудшению летных характеристик вертолетов. Так, для вертолета «Ми-8» повышение температуры на 20 градусов по Цельсию приводило к падению мощности двигателей порядка на 900 л. с.

Большое количество посадок в мелкий афганский песок приводило к быстрому абразивному износу лопаток авиадвигателей, досрочному снятию их с вертолетов и отправки в капитальный ремонт, что потребовало строительства посадочных площадок с твердым покрытием на основных направлениях полетов. Необходимость и возможность выполнения боевых полетов днем и ночью в сложных метеоусловиях требовала оборудования аэродромов подскока и посадочных площадок в пограничных гарнизонах средствами привода, радиосвязи и ночными стартами. И это было характерно прежде всего для пограничной авиации – так как в ходе боевых действий наблюдалось значительное удаление основных районов операций от базовых аэродромов авиачастей и пограничных отрядов, особенно на флангах зоны ответственности пограничных войск.

Таким образом, можно говорить о том, что наибольшее отрицательное влияние на авиацию оказывало суммарное воздействие двух факторов: температуры наружного воздуха и высоты посадочных площадок относительно уровня моря. Именно влияние этих двух причин одновременно больше всего снижало возможности вертолетов, а то и исключало применение авиации вообще. В конечном итоге наибольшее количество небоевых потерь, аварий и поломок вертолетов происходило из-за перегрузки.

Особенности ведения боевых действий

Горно-пустынный характер приграничных районов Афганистана определял целый ряд особенностей ведения боевых действий. По своим природным условиям территория страны является одной из самых неблагоприятных для деятельности войск и авиации. Горная местность уменьшала дальность действия радиотехнических систем навигации, создавала большие погрешности в показаниях автоматических радиокомплексов, уменьшала дальность радиосвязи. Однообразный фон местности, населенных пунктов и характера целей усложнял их поиск, обнаружение и выполнение боевой задачи в целом.

Базирование пограничной авиации ограничивалось недостаточным развитием аэродромной сети. Поэтому достаточно активно – особенно в 1982–1987 годах – в приграничных районах началось строительство посадочных площадок с твердым покрытием в виде металлических плит и оборудование некоторых из них средствами заправки, связи, привода и посадки. Причем если поначалу их расположение ограничивалось пограничными комендатурами, то в дальнейшем они оборудовались в части пограничных застав по линии государственной границы на нашей территории, а затем и местах временной дислокации ММГ и СБО на территории Афганистана.

Всего за девять лет было построено около сотни таких площадок размером от 50 х 50 метров до 50 х 350 метров. Это позволило авиагруппам намного эффективнее решать поставленные боевые задачи за счет безопасности при взлетах и посадках с них, экономии моторесурса вертолетов из-за уменьшения времени подлета до районов боевых действий и одновременно уменьшения абразивного износа двигателей вертолетов при взлетах и посадках на них.

Горные условия (особенно в Бадахшане) накладывали определенные ограничения на использование вертолетов – влияли на предельный взлетный вес, вынуждали уменьшать заправку топливом и полезную боевую загрузку и в конечном итоге ухудшали взлетно-посадочные и маневренные характеристики вертолетов, снижали практический потолок.

Для горной местности также характерно изменение метеорологических условий с внезапным образованием низкой облачности, ухудшением полетной видимости, изменением скорости и направления ветра. Кроме того, объекты ударов зачастую были расположены в теснинах гор и ущельях, что значительно ограничивало применение средств поражения по следующим причинам:

– затруднены возможности обнаружения и распознавания целей;

– ограничен выбор направления захода на цель;

– малы участки боевого пути и время прицеливания;

– усложнены условия выхода из атак.

Сложность физико-географических условий, высокие температуры наружного воздуха приводили к быстрой утомляемости экипажей, требовали максимального напряжения летчиков при взлете и посадке, при поиске цели и прицеливании.

Ситуация в ДРА на декабрь 1979 года

В январе 1979 года обстановка в Афганистане резко ухудшилась: развернулось вооруженное сопротивление в ряде провинций, где влияние центральной власти было традиционно слабым. Против режима НДПА выступили таджики Нуристана. Прибывшие из Пакистана и прошедшие там подготовку отряды организовали уже на территории Афганистана набор в свои ряды. Резко усилилась антиправительственная пропаганда, особенно среди военнослужащих, имевшая целью создание новых незаконных вооруженных формирований (НВФ) и увеличение эмиграции в Пакистан и Иран.

Во многих провинциях развернулись террористические и диверсионные действия НВФ по блокированию дорог, подрыву линий электропередачи, против партийных и государственных служащих и активистов и даже против лояльных правительству граждан.

В марте произошли два важных события: похищение и убийство при освобождении американского посла А. Даббса и мятеж в Герате, – которые серьезно повлияли на ситуацию в стране и имели далеко идущие последствия. Правительство растерялось. С большим трудом мятеж в Герате подавили силами 2-го армейского корпуса.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Пограничная авиация в Афганской войне"

Книги похожие на "Пограничная авиация в Афганской войне" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Михаил Жирохов

Михаил Жирохов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Михаил Жирохов - Пограничная авиация в Афганской войне"

Отзывы читателей о книге "Пограничная авиация в Афганской войне", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.