» » » » Михаил Жирохов - Пограничная авиация в Афганской войне


Авторские права

Михаил Жирохов - Пограничная авиация в Афганской войне

Здесь можно купить и скачать "Михаил Жирохов - Пограничная авиация в Афганской войне" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Литагент «Яуза»9382d88b-b5b7-102b-be5d-990e772e7ff5, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Михаил Жирохов - Пограничная авиация в Афганской войне
Рейтинг:
Название:
Пограничная авиация в Афганской войне
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-699-81290-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Пограничная авиация в Афганской войне"

Описание и краткое содержание "Пограничная авиация в Афганской войне" читать бесплатно онлайн.



Впервые в исторической литературе! Всё о боевом применении авиации Погранвойск КГБ СССР в Афганской войне. Летчики в зеленых погонах против душманов.

Впрочем, активное участие пограничников в боевых действиях было настолько засекречено, что перед отправкой в Афган им приходилось не только снимать зеленые фуражки и погоны, но даже сдавать все документы и письма.

Их сводные боевые отряды и мотоманевренные группы, действовавшие на афганской территории на глубину до 100 км, прикрыли самые угрожаемые направления и создали сплошную зону безопасности вдоль всей границы. И первый же СБО, заброшенный «за речку» в начале января 1980 года, был десантирован с вертолетов. В дальнейшем авиация погранвойск плотно контролировала эту зону, вела воздушную разведку, поддерживала рейдовые и засадные операции наземных групп, наносила бомбо-штурмовые удары по выявленным скоплениям «духов», участвовала в ликвидации Мармольского укрепрайона боевиков. Летать приходилось зачастую на предельно малой высоте, в сложнейших метеорологических и климатических условиях…

Эта книга впервые восстанавливает полную картину боевых операций пограничной авиации в Афганистане, основываясь как на архивных документах, так и на свидетельствах участников боевых действий.






Без участия авиации не обошлась и другая крупная операция 1980 года – в Куфабе. По данным разведки, в течение летних месяцев 1980 года Куфабское ущелье (Куфаб) стало сосредоточением нескольких многочисленных и хорошо вооруженных бандгрупп. Для обеспечения безопасности участка Московского погранотряда командование спланировало операцию «Осень-80», в которой должны были принять участие более трехсот человек.

Впервые за время афганской кампании была создана крупная вертолетная группа, которая базировалась в аэропорту райцентра Московский: сюда были собраны почти все борты округа и кроме них – машины и экипажи, прибывшие с других участков границы. Для окончательного комплектования и проверки боеготовности вертолетчиков прибыл сам начальник пограничной авиации ГУПВ генерал Рохлов. Операция началась в двадцатых числах сентября, когда после мощной авиационной обработки выявленных разведкой очагов обороны противника буквально на голову одуревших от обстрела «духов» высадили сразу несколько десантно-штурмовых групп.

Несмотря на первый шок, наступающие встретили ожесточенное сопротивление мятежников, которые засели среди скал в сооруженных из гранитных глыб долговременных огневых точках. Нелегко пришлось выкуривать их из этих каменных гор, причем в основном этим занималась авиация.

Вот что рассказывал об этой операции уже упоминавшийся командир Марыйской эскадрильи Борис Захаров: «В ходе операции «Осень-80» группа майора Сушкова попала в сложную ситуацию. Есть убитые и раненые, душманы ведут огонь со всех укрепрайонов. Место, где мог бы сесть вертолет, наверняка пристреляно, поэтому, чтобы принять разумное решение, надо ситуацию доразведать.

Я пригласил майора Ф. С. Шагалеева, довел до него обстановку, поставил задачу на доразведку, дал указания связаться с майором Сушковым, уточнить все детали на месте, найти вариант и решение для нанесения ударов по укрепрайону душманов, чтобы они замолчали, и по возможности, снять десантную группу, попавшую в засаду.

После выполнения доразведки Фарит Султанович доложил, что в данный момент снимать подразделение Сушкова рискованно, но есть предложение, нестандартное и нетрадиционное. При доразведке района, откуда ведут огонь душманы, установлено, что они засели в скалах – это своеобразный пещерный и сильно укрепленный район. Но по дыму из труб летчики обнаружили дымоходы их укрытий. Если на эти дымоходы аккуратно сбросить бочки с бензином и керосином, а потом их поджечь НУРСами, горящее топливо через дымоходы прольется в укрытия бандитов, и тогда можно спокойно снимать подразделение Сушкова.

Это предложение руководитель операции утвердил. Заправили шесть бочек керосином и бензином, загрузили их в вертолеты Ф. Шагалеева и В. Мусаева. Они взлетели, вышли на укрепрайон душманов и аккуратно сделали то, что и предложили: сбросили на пещеры бочки и, развернувшись на горке, подожгли их НУРСами. Связавшись с командиром десантной группы майором Сушковым, Ф. Шагалеев выяснил, что стрелять душманы прекратили, бегают и выносят имущество из пещер, и надо срочно пользоваться этим моментом. Поочередно Ф. Шагалеев и В. Мусаев сели прямо в боевые порядки десантной группы Сушкова, забрали раненых и убитых пограничников. Затем это подразделение было усилено высаженным дополнительным десантом и свою задачу выполнило…»

«В конце 1980-го на перевале Гумбак заканчивалась операция, надо снимать оттуда десантно-штурмовую группу подполковника Файзиева, – рассказывает Фарит Шагалеев. – Отработали несколько бортов, я крайним пошел, в ночь. Высота перевала – 3600 м. Сели около полуночи, выяснилось: бойцов там 38 человек, это намного больше, чем может принять «Ми-8Т». А до утра их оставлять нельзя – придется за трупами возвращаться… Я дистанцию взлетную промерил шагами, прикинул, в какой точке можно оторваться. С экипажем все обговорил, предупредил, на что идем. Забрали всех: перегруз – килограммов 700. Вырулил, дал максимальную мощность, поднял вертолет на несколько сантиметров – висит. Для разбега – не больше 35 метров. Взлетели на переднем колесе… Когда вывалились из ущелья, на прямую связь вышел начальник авиации Среднеазиатского округа Колокольников: «Фарит, сколько везешь?» Всех, говорю, забрал. Прилетели – Колокольников встретил, всех лично пересчитал. Я последним из вертолета вышел…»

Первой крупной задокументированной (но незапланированной) операцией на участке САПО стала операция по поиску двух пропавших советских пограничников весной 1981 года.

28 марта 1981 года конный наряд 7-й погранзаставы 68-го Тахта-Базарского погранотряда в составе ефрейтора Леженина В. И. и рядового Лушпаенко А. В., не доезжая пяти километров до стыка с участком соседней погранзаставы, пересек линейную границу и углубился на пять километров на территорию Афганистана, где пограничники и были захвачены местными басмачами. Их сразу же убили, однако в тот момент, когда наряд не вышел в условленное время на связь, когда по тревоге поднимали заставу и резерв погранотряда, этого еще не было известно и оставалась надежда, что пограничников найдут живыми.

Немедленно без подготовки была развернута операция «Мургаб» под личным руководством начальника войск КСАПО генерала Г. А. Згерского по поиску пропавших пограничников и уничтожению бандформирований на участках Тахта-Базарского и Керкинского отрядов. В итоге локальная операция продлилась целый месяц – до 29 апреля и стала самой масштабной и результативной из проведенных группировкой погранвойск мероприятий весны 1981 года. Поиск велся на огромной территории в направлении Калайи-Нау, Бала-Мургаба, Меймене.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Пограничная авиация в Афганской войне"

Книги похожие на "Пограничная авиация в Афганской войне" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Михаил Жирохов

Михаил Жирохов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Михаил Жирохов - Пограничная авиация в Афганской войне"

Отзывы читателей о книге "Пограничная авиация в Афганской войне", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.