» » » » Николай Мерперт - От библейских древностей к христианским


Авторские права

Николай Мерперт - От библейских древностей к христианским

Здесь можно купить и скачать "Николай Мерперт - От библейских древностей к христианским" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религиоведение, издательство Литагент «Св. Фомы»aad2d1ca-1f0f-11e5-b4ea-002590591ed2, год 2007. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Николай Мерперт - От библейских древностей к христианским
Рейтинг:
Название:
От библейских древностей к христианским
Издательство:
неизвестно
Год:
2007
ISBN:
978-5-94242-036-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "От библейских древностей к христианским"

Описание и краткое содержание "От библейских древностей к христианским" читать бесплатно онлайн.



«Перед читателем, в сущности, две книги под одной обложкой. Это заметно по подходу к изложению материала и даже по форматированию. Есть и более глубокие различия, например, в понимании соотношения исторических и археологических источников, а также задач обзоров: первая половина книги (до начала эллинизма), в основном, суммирует позитивные результаты работ в области т. н. «библейской археологии»; вторая, перекрывающая период с эллинизма до начала византийской эпохи, сосредоточена на проблемах историографии и источниковедения, проблемах датировок, атрибуций, контекстуальных интерпретаций…»






Это касается сакральных изделий и иных категорий: фаянсовых бус в виде «глаза Гора» или «головы Беса», известняковых статуэток с Кипра, финикийских печатей с изображением сфинкса, печатей в виде скарабеев, амулетов с фаянсовыми или стеклянными гротескными головами. Более же всего греческих культовых элементов, которые выражены не только отдельными изделиями, но и вероятным наличием именно в Доре одного или двух греческих храмов с кровельной черепицей, украшенной изображением Медузы Горгоны[24]. Это прямое свидетельство наличия в Доре, наряду с финикийцами, группы греческого населения, молившегося в собственных храмах, оформленных в традиционном для их святилищ стиле.

Несколько восточнее Дора располагалась квадратная (55 × 55 м) крепость, со всех четырех сторон защищенная пятиметровыми казематными стенами (совр. название Нахал Тут). Внутри нее найдена масса керамики персидского периода, много железных орудий и оружия (лемехи, серпы, косы, наконечники копий и стрел, топорики-клевцы), что говорит о совмещении здесь военных и административных функций с сельскохозяйственными; возможно, речь должна идти о централизованном хранении и распределении сельскохозяйственных орудий (Stern 2001, р. 401). Восточнее Нахал Тута, в Эйн Хофец, открыты остатки второй крепости. Они одновременны, имеют схожую ориентировку, план, строительные особенности и даже состав находок: комплекс железных орудий в сочетании с местной и импортной греческой керамикой. Отличие состоит в серии бронзовых изделий (зеркало, ковш, кубок, иглы, булавки, лампы). В слоях обеих крепостей найдены монеты Александра Великого, отмечающие момент их гибели.

Исключительно важная, уникальная находка – остатки грузового корабля у побережья, в нескольких километрах южнее Дора (Мааган Михаэль). Техника кораблестроительства представлена здесь с беспрецедентной полнотой: сохранилась часть корпуса размером 13 × 4 м (расчетное водоизмещение 25 тонн). Каменный балласт, собранный в остатках судна, составлял 12 тонн. Сохранились медные и железные гвозди, скреплявшие деревянный остов корабля (первый случай употребления железа в судостроении Палестины, ранее здесь полностью господствовала медь); элементы оснастки (канаты, веревки, подстилки под груз и балласт); набор плотницких инструментов. Металл представлен медными курильницами и большим бруском олова. Корабль вез продовольствие (ячмень, виноград); керамику (70 сосудов, от больших тарных кувшинов до миниатюрных кубков); деревянные ларцы. Находки и балласт, включавший камень семи пород, говорят о движении корабля между палестинским побережьем и эгейско-кипрским миром (Stern, 2002 рр. 51–57).

Южнее Дора хорошо выраженные персидские слои отмечены в Тель Меворахе, укрепленном городе V–IV вв. до н. э. (каменная казематная стена и башня, общественные постройки, сельхозяйственные склады), в порту Микморете (мощный форт, защищавший гавань; большие хранилища; финикийская и греческая керамика; вавилонская клинописная табличка времени персидского царя Камбиза; голова статуэтки Астарты). Следы большого пожара связывают с антиперсидским восстанием сидонского царя в 345 г. до н. э. В военно-административном центре Тель Михала (Макмиш) выделены 10 слоев персидского периода и открыты два финикийских храма (конца VI и IV вв. до н. э.), мощный форт, оригинальная круглая сырцовая постройка с полом на 3 м ниже уровня поверхности, толстыми стенами и сводчатым перекрытием (силосная башня?). Хорошо распланированная застройка, окруженная мощной стеной, позволяет говорить об особых функциях городских районов – административных, жилых, производственных (открыты гончарные горны, маслодавильные прессы, мастерские). Город имел большие склады продовольствия и вина, охранявшиеся воинами (их лагерь изучен). Рядом с городом открыт большой некрополь.

Далее к югу материал персидского периода есть на целом ряде небольших поселений, также имевших гавани и участвовавших в морской торговле. Важнейший памятник южной части региона – портовый город Яффа, очевидно, подчинявшийся Сидону. Здесь открыто несколько строительных уровней персидского периода (самый ранний, III, датируется кон. VI – нач. V в., слой II: 385–372 гг. до н. э., слой I: 371–332 до н. э., по монетным находкам). Особый интерес представляет большой склад импортных товаров, давший много греческой керамики: постройка состояла из ряда секций и охватывала значительную площадь; ее стены сложены из тесаного камня с заполнением галькой, пол выложен битым кирпичем, а вход – крупным камнем. В ряде мест отмечены скопления кузничных отбросов, найдены остатки кузницы.

Конечно, в прибрежной зоне у Дора и в долине Шарона поселений персидского периода было гораздо больше (значительное число их открыто разведками, но еще не раскопано), что свидетельствует о густой заселенности и процветании. Это верно и для финикийского побережья в целом, и для граничившей с ним с юга Филистии. Интенсивные исследования заметно обогатили фонд источников по материальной культуре и истории Филистии в персидский период (Dothan М. 1971) В персидский период финикияне значительно потеснили филистийцев, но те сохранили четыре значительных города: Ашдод, Ашкелон, Гат (Тель эс-Сафи) и Газу, которая стала теперь центром региона.

В Ашдоде слой персидского времени дал остатки большого общественного здания с сырцовыми стенами на каменном фундаменте и ряд менее выразительных построек, позволивших выделить три последовательных фазы городской застройки кон. VI–IV в. до н. э. На горной гряде в 400 м от города открыта квадратная (29 × 29 м) постройка персидского периода с большим открытым двором, окруженным помещениями. В городе найдена фависса (возможно, храма финикийского бога Баала, о чем свидетельствует найденный в ней остракон).

Южнее Ашдода открыта густая сеть поселений, возникших до персидской эпохи, в том числе крепостей, построенных в периоды египетского и ассирийского вторжений и почти до основания разрушенных вавилонянами. Некоторые (Экрон) так и не возродились, но другие содержат слои персидского периода. В Гате (Тель эс-Сафи) найдены значительные скопления местной и аттической керамики, печати и каменные статуэтки кипрского стиля, глиняные фигурки и маски (из храмовой фависсы?).

Исключительно яркую картину рисует портовый город Ашкелон. После разгрома вавилонянами в 603 г. до н. э. он запустел, но в персидский период был восстановлен. Слой этого времени достигает 3 м, в нем выделен ряд строительных ярусов, предельно насыщенных вещевым материалом, причем, прежде всего, импортными изделиями. Ранняя фаза представлена монументальными каменными зданиями, не менее четырех раз перестраивавшимися и разрушенными около 300 г. до н. э. В домах, погибших при пожаре, найдены амфоры и множество иных вещей, в том числе льняной мешок с серебряными финикийсками монетами IV в. до н. э.; кроме того, клад из тетрадрахм Александра Великого и серебряных браслетов жители одного из домов спрятали незадолго до общегородского пожара. Мастерские ремесленников, выходившие на улицы, погибли при общем разрушении.

Наиболее выразительны свидетельства особой роли Ашкелона в морской торговле: большой порт и серия монументальных складских построек. Часть их оказалась пустой, но другие содержали финикийские амфоры, греческую чернолаковую, чернофигурную и краснофигурную керамику, красители с Кипра. Часть припортовых складов в конце V в. до н. э. была разрушена, а на месте их возникло большое (до нескольких тысяч) кладбище собак (изучено около 900 погребений). Все собаки (обоего пола, разного возраста – хотя обычно считается, что это кладбище щенков) умерли естественной смертью (следов насилия или болезни не зафиксировано) и были тщательно уложены в узкие ямы. Вероятно, собака считалась священным животным и играла роль в финикийской культовой практике, что подтверждают синхронные письменные свидетельства (Stern 2001, 110).

На разнообразный характер связей Ашкелона указывают находки краснофигурной италийской керамики (начиная с IV в. до н. э.); египетская бронза и скарабеи; персидские гири для весов (V в. до н. э.); гребень слоновой кости с резной охотничьей сценой в ахеменидском стиле; греческий бронзовый шлем.

Юго-восточнее Ашкелона исследован Тель эль-Хези, военно-административный центр персидского периода первой половины V в. до н. э. На огромной платформе здесь располагалась цитадель с казематной стеной, позднее превращенная в зернохранилище правителя. В обильном аттическом керамическом импорте заметно возросла доля тарной посуды. Небольшое кладбище (погребения мужчин, женщин и детей) говорит о немногочисленном постоянном населении, занятом, вероятно, обслуживанием складов и мукомольным делом. С этим связывают появление в кон. V в. до н. э. больших облицованных кирпичом ям шириной и глубиной 2 м— зернохранилищ, которые в конце концов оказались заполненными строительным мусором, костями, семенами и вещами, включая орудия и оружие.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "От библейских древностей к христианским"

Книги похожие на "От библейских древностей к христианским" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Николай Мерперт

Николай Мерперт - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Николай Мерперт - От библейских древностей к христианским"

Отзывы читателей о книге "От библейских древностей к христианским", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.