» » » » Николай Мерперт - От библейских древностей к христианским


Авторские права

Николай Мерперт - От библейских древностей к христианским

Здесь можно купить и скачать "Николай Мерперт - От библейских древностей к христианским" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религиоведение, издательство Литагент «Св. Фомы»aad2d1ca-1f0f-11e5-b4ea-002590591ed2, год 2007. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Николай Мерперт - От библейских древностей к христианским
Рейтинг:
Название:
От библейских древностей к христианским
Издательство:
неизвестно
Год:
2007
ISBN:
978-5-94242-036-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "От библейских древностей к христианским"

Описание и краткое содержание "От библейских древностей к христианским" читать бесплатно онлайн.



«Перед читателем, в сущности, две книги под одной обложкой. Это заметно по подходу к изложению материала и даже по форматированию. Есть и более глубокие различия, например, в понимании соотношения исторических и археологических источников, а также задач обзоров: первая половина книги (до начала эллинизма), в основном, суммирует позитивные результаты работ в области т. н. «библейской археологии»; вторая, перекрывающая период с эллинизма до начала византийской эпохи, сосредоточена на проблемах историографии и источниковедения, проблемах датировок, атрибуций, контекстуальных интерпретаций…»






Юго-восточнее Ашкелона исследован Тель эль-Хези, военно-административный центр персидского периода первой половины V в. до н. э. На огромной платформе здесь располагалась цитадель с казематной стеной, позднее превращенная в зернохранилище правителя. В обильном аттическом керамическом импорте заметно возросла доля тарной посуды. Небольшое кладбище (погребения мужчин, женщин и детей) говорит о немногочисленном постоянном населении, занятом, вероятно, обслуживанием складов и мукомольным делом. С этим связывают появление в кон. V в. до н. э. больших облицованных кирпичом ям шириной и глубиной 2 м— зернохранилищ, которые в конце концов оказались заполненными строительным мусором, костями, семенами и вещами, включая орудия и оружие.

Два основных памятника персидского периода на границе с Египтом – Газу и город на Тель эль-Аджул – регулярно не раскапывали, но зато менее значительные поселения изучены здесь во множестве (Stern 2001, р. 412). Среди них – Тель Йеммех и Тель эль-Фара (южн.) к северу от реки Бесор и Тель Харор и Тель Сера в восточной части района.

Слой персидского периода в Тель Йеммехе открыт крупнейшим английским археологом М.Ф. Петри в первой четверти XX в., выделившим здесь группы прямоугольных построек и круглых зернохранилищ (функция зернохранилищ сейчас подтверждена находкой в одном из них остракона с надписью; меньшие по размерам здания оказались винными складами). Петри датировал основной слой, включавший и фортификационные сооружения, VII в. до н. э., связав их с египетскими и ассирийскими вторжениями (Petrie 1931–1934). Позднее это заключение откорректировали: фортификация, планировка, строительная техника, формы зернохранилищ, аттическая керамика – все указывает на кон. VI–V вв. до н. э., на персидский период. Местная керамика в большинстве относится к его поздней фазе, что подтверждают и найденные надписи. Также была пересмотрена интерпретация данных Тель эль-Фара (южн.). После раскопок 1929–1930 гг. Ф. Петри отрицал наличие здесь слоя персидского периода, но затем были вскрыты остатки густой застройки этого времени, включавшей и крепость, аналогичную Тель Йеммеху. В Тель Хароре руины разгромленного вавилонянами укрепленного города раннего железного века перекрыл типичный слой персидского периода с монументальными постройками, зернохранилищами, предметами греческого, кипрского и египетского импорта. В расположенном к юго-востоку от Газы городе Тель Сера к персидскому периоду отнесен слой с многочисленными зернохранилищами, густой застройкой и цитаделью, идентичной открытой в Ашдоде. Среди находок – скопления керамики, многочисленные греческие вазы и мелкая пластика, остраконы с арамейскими текстами, статуэтки из известняка. Город процветал вплоть до конца персидского периода.

Процветание не обошло и северный Синай, который Геродот назвал единственными воротами в Египет. Здесь сходились как сухопутные, так и морские торговые пути. В персидский период отмечены два принципиально важных изменения: установлен важнейший путь вдоль средиземноморского побережья и, как следствие этого, создана серия поселков, фортов и рыбацких прибрежных хозяйств. Специальная экспедиция выявила на севере Синая около двухсот поселений персидского периода, включая города, сельские поселения, форты и множество сезонных стоянок. Открыт и ряд некрополей. Отмечена значительная концентрация греческой керамики на большинстве памятников, что указывает на особую роль греческой торговли в экономике региона (Stern 2001, рр. 415–416). Среди городов выделяются размерами, монументальностью застройки и многообразием находок (особенно импорта) Рукейш, Тель Катиф, Тель Рафиа, Касион.

В целом археологические источники свидетельствуют об очень активном заселении Филистии и северного Синая в персидский период, о создании густой сети поселений, персидских крепостей и больших административных центров, портовых и других городов, восстановленных и построенных заново и игравших решающую роль в международной торговле региона. Основными компонентами смешанного населения были персы, финикийцы, потомки филистимлян. В культуре, наряду с местными, значительную роль играли греческие и кипрские элементы.

Гораздо скромнее археологические данные о персидском периоде в провинции Самария, они заметно контрастируют с ярким материалом Финикии и Филистии. Значительные слои исследованы лишь в двух городах – самой Самарии и Шхеме. Даже в таких известных пунктах, как Тель Дотан и Тель эль-Фара (северный) слоев персидского периода нет. Возможно, это связано со сменой самарийского населения греческим и полной перестройкой при Ироде Великом.

В Самарии сохранность застройки V в. до н. э. минимальна, а материал этого времени обычно переотложен. Слабые следы зданий, датируемые по остраконам, ахеменидским и греческим импортам кон. VI–IV вв. до н. э., относят к дворцу персидского правителя, что подтверждают нумизматические данные: в слое встречаются местные, сидонские и ахеменидские монеты IV в. до н. э.; большой клад в глиняном сосуде, зарытый в 345 г. до н. э., содержал 334 серебряных монеты Тира, Сидона, Арвада, Самарии и палестинские имитации аттических прототипов (Stern 2001, р. 426). Наиболее значительные находки сделаны вне города, в пещере Вади эд-Далиах (см. следующую главу). В целом находки все же свидетельствуют о безусловном процветании Самарии в персидский период.

Это заключение верно и для второго значительного города этой провинции, Шхема (Wright 1964). Строительных остатков здесь тоже мало, но слой выделен: его открывает материал нач. V в. до н. э., за которым следует разрушение и запустение на 150 лет – город восстановили только при Александре Великом. Даты слоя персидского периода основаны на таких комплексах, как ахеменидское погребение в глиняном антропоморфном саркофаге с аттическими сосудами второй четв. V в. до н. э.; отдельных находках (монета Фасоса кон. VI в. до н. э., ахеменидская булла с изображением персидского царя как лучника); кладе 332 г. до н. э. из 965 серебряных самарийских, сидонских, палестинских имитаций аттических и др. монет (монеты Тира несут имя сатрапа Маздея).

Интенсивные разведки показали значительную концентрацию поселений персидской эпохи к северу и западу от Самарии, но не к югу, где они редки и невелики по размеру. Упадок южных районов связывают с разгромом Израильского царства, а расцвет северных и западных – с активно развивавшимися в персидский период финикийскими и филистимскими приморскими городами.

Особый интерес для темы нашей книги представляют материалы Иудеи. Ближайшая, лежащая на поверхности задача – сопоставление археологических данных о ее территориях с библейскими свидетельствами о ее заселении, которые значительно пространнее, чем сведения о прочих провинциях. В книгах Ездры (2, 21–35) и Неемии (7, 25–38) даны списки возвратившихся из вавилонского плена с указанием их родных городов и поселков, которые чрезвычайно важны для изучения Иудеи в персидский период. Списки (и прочие письменные свидетельства) не идентичны по содержанию, по интерпретации их современниками и в последующие периоды – за ними видят определенные тенденции, отвечающие интересам определенных группировок второй пол. V в. до н. э. (см.: Stern 2001, р. 430). Поэтому оценка, верификация и дополнение на основе независимых археологических источников представляется очевидной задачей.

Например, определение границ и внутренней структуры области Иерусалима основано на анализе системы пограничных крепостей и ареала находок оттисков печатей, монет с топонимами и т. п. Ареал монет и оттисков печатей провинции Иудея охватил всю ее территорию, указанную в Библии, и зафиксировал южную границу провинции в Бейт-Цуре, северную в Тель эн-Насбехе, восточную по линии от Иерихона к Эйн-Геди, западную – в Гезере и Тель Харасиме. Внутри провинции был археологически выделен ряд территорий с конкретными административными центрами в Мицпе, Гезере, Иерусалиме, Бейт-Цуре, Кейле и Иерихоне (Stern 2001, рр. 430–431).

Лежавшая к северу от Иерусалима территория колена Вениамина с центром в Мицпе, не подвергшаяся разгрому в вавилонский период, дает слои и находки персидского периода во многих городах. В Вефиле открыты два слоя, VI и IV вв., с разрывом между ними; в самой Мицпе (Тель эн-Насбех) – ряд построек кон. VI в. до н. э. и остатки оборонительной стены, прошедшей по руинам эпохи Израильского царства. Конец VI–V вв. до н. э. маркирован здесь аттической керамикой, бронзовой имитацией афинской тетрадрахмы, печатями и их оттисками. Следовательно, в персидский период город существовал, также как Гибеон, давший находки керамики, печатей и их оттисков, граффити[25]. Слой персидского периода надежно зафиксирован в крупном городе Тель эль-Фуле, который существовал в кон. VI – нач. V в. до н. э., затем был разрушен и восстановлен более чем через столетие (слой кон. III – нач. II в. до н. э.) (Stern 2001, рр. 433–434). Материалы персидского периода, в том числе отпечатки печатей, найдены при раскопках Неби Самвила и серии малых поселков (Рас эль-Харубы, Бетани, Моци), основанных в конце Иудейского царства, но продолжавших существовать в вавилонский период и позже.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "От библейских древностей к христианским"

Книги похожие на "От библейских древностей к христианским" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Николай Мерперт

Николай Мерперт - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Николай Мерперт - От библейских древностей к христианским"

Отзывы читателей о книге "От библейских древностей к христианским", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.