Николай Мерперт - От библейских древностей к христианским

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "От библейских древностей к христианским"
Описание и краткое содержание "От библейских древностей к христианским" читать бесплатно онлайн.
«Перед читателем, в сущности, две книги под одной обложкой. Это заметно по подходу к изложению материала и даже по форматированию. Есть и более глубокие различия, например, в понимании соотношения исторических и археологических источников, а также задач обзоров: первая половина книги (до начала эллинизма), в основном, суммирует позитивные результаты работ в области т. н. «библейской археологии»; вторая, перекрывающая период с эллинизма до начала византийской эпохи, сосредоточена на проблемах историографии и источниковедения, проблемах датировок, атрибуций, контекстуальных интерпретаций…»
10
Из памятников строительства интерес представляет серия круглых башен (1000/900– 586 гг. до н. э.?) в районе Аммана, возможно, связанных с оборонительной системой столицы аммонитов в горном районе к востоку от р. Иордан. На самом холме Аммана (библейский Рабат Амон) достоверных свидетельств железного века нет. Главный город сынов Аммона – Равва («Великая») – упомянут в ветхозаветных текстах многократно (Втор 3, 11; Ис Нав 13, 25; 2 Цар 11, 1; 12, 26–29; 1 Пар 20, 1; Иер 49, 2–3; Иез 21, 20; 25, 9 и др.).
11
С этими событиями может быть связан найденный в Саккаре арамейский текст, адресованный фараону, посланный царем Ашкелона с просьбой о помощи против вавилонян.
12
Библия отметила два этапа депортации. Первый связан с походом Навуходоносора II в 598 г., когда депортированы были царь Иехония, его семья и двор, слуги, войско, ремесленники, художники и боеспособная часть населения; общее число определено цифрой в 8000 человек. Вторая депортация проведена после неудачной попытки царя Седекии (Цидкии) отложиться от Вавилона, что вызвало вторичный поход Навуходоносора II, а далее и его «начальника телохранителей» Навузардана, разгромивших город и главную его святыню – Храм. В тексте отмечено, что «прочий народ, остававшийся в городе, и переметчиков, которые передались царю Вавилонскому, и прочий простой народ выселил Навузардан… Только несколько из бедного народа земли оставил начальник телохранителей работниками в виноградниках и землепашцами» (4 Цар 25, 11–12). Рассказ о казни Навуходоносором в Ривле (земля Емаф) захваченных в Иерусалиме первосвященника и Цефании, «священника второго, и трех, стоявших на страже у порога», а также евнуха-военачальника, пятерых приближенных царя, главного писца войска и шестидесяти человек «из народа земли», завершается фразой: «И выселены Иудеи из земли своей» (4 Цар 25, 18–21). Но выселение не было тотальным, так как начальником над народом, оставшимся в «земле Иудейский», был оставлен наместник царя, Годолия (4 Цар 25, 22–23).
13
«Радикальными критиками библейской истории, – писал Олбрайт, – часто постулировалось отсутствие резкого разрыва между последовательными ступенями жизни в Иудее, явившегося результатом халдейского нашествия. С.С. Torrey особенно упорно отрицал историчность описания Пленения в 4 Книге Царств, в книгах Иезекииля и Ездры и утверждал, что после шока вавилонского вторжения местные жители вернулись из временных укрытий в прежние дома, которые, если это требовалось, были восстановлены. Если верить этим ученым, только немногочисленные представители знати оказались сосланными, и даже Иерусалим был быстро заселен и отстроен вновь. Описание же реставрации Иерусалима у Ездры, согласно представлениям Торри, полностью апокрифично. В этой связи, не вдаваясь в детали, достаточно сказать, что значительное число городов и крепостей Иудеи ныне полностью или частично раскопано, многие другие памятники тщательно изучены визуально для определения примерной даты их последнего разрушения. Результаты единообразно приводят к заключению, что многие города были разрушены в нач. VI в. до н. э. и никогда более не заселялись; другие были разрушены в тот же период и частично восстановлены несколько позже; третьи разрушены и заселены вновь после длительного периода запустения, отмеченного резкой сменой городского слоя слоями сельских поселений. Не известен ни один случай, когда бы археологический материал документировал последовательную смену слоев, и тем самым беспрерывность развития иудейского города на протяжении периода изгнания. В противоположность этому, Вефиль, расположенный непосредственно за северной границей Иудеи, ни в преддверье этого периода, ни далее – вплоть до конца его – разрушен не был, и последовательные слои его прослеживаются в позднем VI в. до н. э.» (Albright, op. cit.).
14
Другую сторону проблемы составляет судьба переселенцев в Вавилоне и роль их после возвращения в Иудею для сложения иудаизма в его окончательной форме. Говорить только об ужасах пленения не приходится, поскольку нет свидетельств геноцида или духовного ущемления. Изгнанники смогли создать Общину, интеллектуальная и религиозная жизнь которой поражает своими активностью и многообразием: послания Иеремии, деятельность великих пророков (Иезекииль, Второисайя, Авдий и др.), написание или завершение ряда библейских текстов («Плач», 3-я Священная история, включенная в Пятикнижие; цикл исторических книг Священного Писания и др.). Весьма значительным фактором интеллектуальной деятельности стала увеличившаяся в годы Плена возможность познания, восприятия и использования плодов тысячелетней цивилизации Месопотамии, влияние которой на библейские тексты и особенно на библейскую мифологию не требует комментариев. К периоду Плена должны быть отнесены и предания о мудреце и провидце Данииле, явившемся исходным материалом для создания значительно позже, в первой пол. II в. до н. э., Книги пророка Даниила (Мень 2000, с. 518).
Величайший город древневосточного мира, Вавилон, являлся невиданным по масштабу средоточием самых многообразных видов человеческой деятельности – строительной, ремесленной, торговой, организационной. Путь переселенцам к участию в этих отраслях жизни города, включая получение высоких постов, был открыт (Дан 1, 19–20; 3, 29–30; 5, 29 и др.). Полученные знания и навыки были реализованы возвратившимися позже в Иудею, что обусловило сравнительно быстрое восстановление ряда ее городов, включая Иерусалим, и постепенное упорядочение жизни страны, – пока еще под чуждой эгидой.
15
Несмотря на твердый terminus ante quem крепости, ее точная дата и культурная идентификация строителей дискуссионны. А. Мазар, подчеркивая, что слой II Мегиддо покрывает весь М в. до н. э., относил цитадель к нововавилонскому периоду и считал, что она вполне могла служить вавилонским правителям; А. Маломат сравнил ее с фортификационным сооружениям, возведенным в Мегиддо египетским фараоном Псамметихом I после 616 г. до н. э. (Malomat 1973, рр. 267–281). Все же, с точки зрения общего контекста археологии Палестины вавилонского периода, Штерн кажется ближе к истине. Если раньше уровень разрушения связывали с вытеснением ассирийцев из Палестины фараонами Псамметихом и Нехо, то теперь признано, что на памятнике нет ни египетских, ни иудейских материалов указанного периода, как и восточногреческой керамики позднего VII в. до н. э. Говорить о персидском периоде гораздо больше оснований.
16
Пророк Иеремия видел в Азеке, наряду с Иерусалимом и Лахишем, один из трех последних городов-оплотов Иудеи (Иер 34, 7; еще о письмах: Мерперт 2000, с. 318–320).
Помимо прямой историко-политической информации, сам язык писем, употребленные имена, мелкие детали отражают особенности эпохи и очень интересны по-человечески, поскольку отражают интересы и дела определенных личностей, в то время как большинство сохранившихся древних документов носят административный, религиозный или деловой характер (Kenyon 1979, р. 302).
17
Отнесение к вавилонскому периоду погребения из Умм Утейна в Аммоне дискуссионно: входящая в него бронзовая лампа финикийского типа, привезенная с Побережья, свидетельствует о нач. VI в. до н. э., т. е. о самом начале персидского периода.
18
«…так говорит Кир, царь Персидский: все царства земли дал мне Господь, Бог Небесный; и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас, из всего народа Его, – да будет Бог его с ним, – и пусть он идет в Иерусалим, что в Иудее, и строит дом Господа, Бога Израилева, Того Бога, Который в Иерусалиме. А все оставшиеся во всех местах, где бы тот ни жил, пусть помогут ему жители места того серебром и золотом и иным имуществом, и скотом, с доброхотным даянием для дома Божия, что в Иерусалиме» (1 Езд 1, 2–4).
19
Наиболее значительные сводки изданы Эфраимом Штерном: Stern 1982; Stern 2001; в краткой форме те же проблемы освещены в статье Андреа Берлин: Berlin 1997.
20
Они включали ряд крепостей в горных районах; в долине Иордана – Тель Дан, Тель Анафа, Тель Кинерет и Бейт Йерах; в центральном районе – Тель Кедеш, Таанах, Бейт-Шеан, Тель Абу-Хавам, Тель Кейсан и др.; на Побережье – финикийские или подверженные решающим финикийским влияниям города Тир, Ахзив, Акко, Кабри, Шикмон, Шавей Цийон (Stern 2001, р. 375).
21
Ахзив, Кабри, Нахария, Акко, Хирбет Уз, Тель Бирех, Тель Кейсан, Гилам, Тель Абу-Хавам, Шикмон.
22
Шикмон, Тель Мегадим, Атлит, Дор, Тель Меворах, Микморет, Тель Полег, Тель Михал, Аполлония, Тель Абу Зейтун, Тель Кассиле, Мцад ха-Яркон, Яффа, Бир эс-Саба и др.
23
Тель Церор, Эйн Хофец, Афек, Тират Йехуда и др.
24
Waldbaum 1997, рр. 1–17; Stern 1989, рр. 107–124; Stern 2001, рр. 217–227; Stern 2002, рр. 51–57.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "От библейских древностей к христианским"
Книги похожие на "От библейских древностей к христианским" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Николай Мерперт - От библейских древностей к христианским"
Отзывы читателей о книге "От библейских древностей к христианским", комментарии и мнения людей о произведении.