» » » » Николай Мерперт - От библейских древностей к христианским


Авторские права

Николай Мерперт - От библейских древностей к христианским

Здесь можно купить и скачать "Николай Мерперт - От библейских древностей к христианским" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религиоведение, издательство Литагент «Св. Фомы»aad2d1ca-1f0f-11e5-b4ea-002590591ed2, год 2007. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Николай Мерперт - От библейских древностей к христианским
Рейтинг:
Название:
От библейских древностей к христианским
Издательство:
неизвестно
Год:
2007
ISBN:
978-5-94242-036-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "От библейских древностей к христианским"

Описание и краткое содержание "От библейских древностей к христианским" читать бесплатно онлайн.



«Перед читателем, в сущности, две книги под одной обложкой. Это заметно по подходу к изложению материала и даже по форматированию. Есть и более глубокие различия, например, в понимании соотношения исторических и археологических источников, а также задач обзоров: первая половина книги (до начала эллинизма), в основном, суммирует позитивные результаты работ в области т. н. «библейской археологии»; вторая, перекрывающая период с эллинизма до начала византийской эпохи, сосредоточена на проблемах историографии и источниковедения, проблемах датировок, атрибуций, контекстуальных интерпретаций…»






В центре Иудеи слои персидского периода вскрыты в Иерусалиме, Рамат Рахеле и Бейт-Цуре, в предгорье же – в Иерихоне и Эйн-Геди на востоке и Гезере на западе.

Согласно Библии, Иерусалим персидского периода окружала стена, возведенная Неемией (Неем 2, 13–15; 3, 1–32; 12, 31–40). Несмотря на сравнительно подробное описание, вопросы ее расположения и границ города остаются предметом многолетней дискуссии (Stern 2001, рр. 434–435). Раскопки Кеньон (К. Kenyon) в 1961–1967 гг. показали, что в персидский период был заселен только восточный холм города, а стена окружала его вершину; башни и другие фортификационные элементы появятся лишь в Хасмонейский период. На прилегающих участках отложился слой с керамикой V–IV вв. до н. э. (Kenyon 1974).

Последующие раскопки (У. Shiloh) подтвердили малую площадь, покрытую слоем персидского периода, и чрезвычайно плохую сохранность этого слоя. Развивался лишь ограниченный участок вершины Города Давида: стены не охватили восточный склон восточного холма, здания на котором были разрушены и не восстанавливались, а развалы домов перекрыл строительный мусор V–IV вв. до н. э. От стены Неемии сохранились отдельные части; к персидскому периоду отнесен участок стены на вершине восточного склона; У Shiloh на нескольких участках восточного склона отметил остатки слоя персидского периода. Находки этого времени на восточном холме многочисленны – среди них целые серии характерных кувшинов с оттисками печатей на ручках (в том числе с именами сатрапов Ахазая и Ханании), печати с изображениями стоящего животного, серебряная монета V в. до н. э. Все это доказывает заселенность отдельных участков восточного холма, в отличие от западного, где остатки построек эпохи Первого храма непосредственно перекрыты эллинистическим слоем, а находки персидского периода отсутствуют.

Значительный памятник нагорной Иудеи – Рамат Рахель, дворцовый комплекс, открытый на телле к юго-западу от Иерусалима (Aharoni 1982). Персидский период представлен в стратиграфии телля особым слоем (IV в.), внутри которого открыты остатки массивных стен (обводной и дополнительных) и немногочисленные дома из нескольких комнат, со значительными скоплениями местной и греческой керамики, особо многочисленными в отложениях отходов. Стены сложены из крупных обработанных камней, лежащих как по оси стены, так и поперек нее. Здесь чрезвычайно обильны оттиски печатей, в том числе и персидского периода. Возможно, что одна из обрамленных мощными стенами построек была цитаделью персидского правителя провинции.

Особый слой персидского времени выделен в Бейт-Цуре: он охватил одну из фаз перестроек цитадели, часть домов, примыкавших к ней с востока и юга, причем он перекрыт эллинистическим слоем и убедительно датирован разнообразными монетами V–IV вв. до н. э.: аттическими, сидонскими, тирскими, «общепалестинскими» (одна – иудейская, персидского периода). Планы сооружений похожи на здания слоев того же периода в Лахише и других городах.

Восточную границу Иудеи отмечают города Иерихон и Эйн-Геди. В первом слой персидского периода маркирует аттическая керамика V–IV вв. до н. э., оттиски печатей и монеты с легендой yehud. Особое значение имеют находки в пещере Кетеф Иерихон, в горах вблизи города Иерихона, где открыты папирусы, тексты которых связаны с антиперсидским восстанием времени Артаксеркса III (344–343 гг. до н. э.), в результате которого город был разрушен, а обитатели его высланы. В Эйн-Геди открыты достаточно выразительные постройки, особенно на северном склоне холма, где открыто большое трехчастное здание из дикого камня, возведенное на трех террасах естественного склона. Его полы и стены покрыты толстым слоем обмазки; для ступеней и перекрытия использовалась пальмовая древесина. В одном их помещений открыты оштукатуренный бассейн, грузики для ткацкого стана и большой набор разных инструментов, что позволяет предполагать здесь мастерскую. Сооружение окружала плотная застройка, а другие жилые дома персидского периода распространялись по всей площади холма, демонстрируя восстановление города после вавилонского погрома 582 г. до н. э. Новый расцвет занял около столетия, с нач. V до нач. IV в. до н. э. К этому времени относится многочисленная и разнообразная по форме местная керамика – кубки (в том числе т. н. «персидские»), кухонные горшки, кувшины, фляжки, лампы, бутыли. Они найдены в условиях четкой стратиграфии, что крайне важно для создания керамической хронологии Палестины V–IV вв. до н. э., поскольку те же типы сосудов широко распространены здесь повсюду. Хронологию подкрепляют находки оттисков печатей с легендой yehud и т. н. «львиных печатей»; арамейских остраконов; финикийских стеклянных подвесок.

На западной границе провинции Иудеи, в хорошо раскопанном городе Гезере, слои персидского периода включают обильный керамический материал (в том числе много импортной аттической керамики V в. до н. э.), оттиски печатей с легендой yehud, известняковые алтари для курения благовоний, оружие, остракон с арамейским текстом, и даже скарабей с именем фараона Неферита (399–393 гг. до н. э., XXIX египетская династия). Отсутствие остатков строительных комплексов объясняется полным разрушением города в сер. IV в. до н. э.

Разрозненные остатки слоя персидского периода зафиксированы в Тимне, где на месте разрушенного иудейского города осталось небольшое поселение, использовавшее крепостную и дренажную систему предшествующего периода, рассчитанную на осушение центральной части города, когда-то самой застроенной, но полностью разрушенной вавилонянами.

Активные разведки позволили открыть слои персидского периода в Иудее (Иудейские холмы, линия Азек-Бейт-Гуврин, Адуалам и др.) как на маленьких неукрепленных поселениях, так и на защищенных фортами (Хирбет Раем эль-Шеба), каменными башнями и обводными стенами (Хирбет эр-Расм, Хирбет Рафиа, Хирбет Умм Разак и др.). Они датируются кон. VI–V вв. до н. э. Некоторые из них, идентичные по размерам и планам, рассматривают как звенья единой оборонительной линии на южной границе Иудеи, пережившей вавилонское нашествие и, судя по находкам, существовавшей в персидский период (Stern 2001, рр. 442–443).

В Идумее (южная часть Иудеи от Лахиша и Мареши почти до Бейт-Цура – участок Негева, отторгнутый от Иудеи в ассирийский и персидский периоды) керамика персидского периода зафиксирована в слоях восьми поселений (Stern 2001, р. 443). В то же время, многочисленные остраконы[26] с именами эдомитов указывают на их расселение по указанной территории. Вопрос о столице этой провинции в персидский период остается дискуссионным – во всяком случае, она входила в состав персидской административной системы и в зону персидского экономического и культурного влияния. Это засвидетельствовано надписями на массе остраконов из Идумеи (только в одном из найденных кладов их более 200) и общими археологическими наблюдениями на масштабных раскопках Лахиша, Мареши, Тель Халифа, Тель Шевы, Арада, Тель эль-Келейфа, Кадеш-Барнеа и др.[27]

Севернее и восточнее, на территориях Аммона, Моава и Эдома, слои персидского периода найдены от Тель эс-Сайидийех на севере до Тавилана на юге. В долине Иордана, на Тель Мазаре выделены два слоя, V и IV вв. до н. э. В нижнем открыт ряд жилых домов с единой планировкой (прямоугольные открытые дворы с постройками по сторонам); в верхнем – система тщательно облицованных камнем и кирпичом ям – зернохранилищ. Два соответствующих слоя есть и в Тель Нимрине, причем в верхнем найден остракон с арамейской надписью, называющей, видимо, имена персидских сановников. В Хешбоне вскрыты остатки акрополя и связанных с ним укреплений, в Тель эль-Умейри – постройки и оттиски печатей с названием провинции Аммон: здесь видят центр персидской администрации. В этот же период были восстановлены «аммонитские башни», разрушенные около 580 г. до н. э., которые персы использовали для защиты столицы провинции, Раббат Амона. Вблизи них открыты погребения с аммонитской и импортной керамикой (аттический лекнор V в. до н. э.), персидскими печатями, металлическими сосудами.

В Моаве материалы персидского периода скромны, в Эдоме же, напротив, многообразны и значительны: архитектурные комплексы (Боера), меднорудные разработки (Срейнан), клинописные таблички времени ахеменидских царей, греческая керамика и монеты, финикийские остраконы. Ясно, что Аммон и Моав в персидский период процветали (Stern 2001, р. 459).

Рассмотрим теперь важнейшие группы объектов и артефактов. Археология помогла пополнить фонд письменных источников, до сих пор крайне скудный (обзор см.: Stern 2001)[28]. Существенное значение для истории империи Ахеменидов всегда имела эпиграфика. Надписи Дария I на востоке страны (Бехистун, Персеполис, Сузы) осветили ее административную систему; надписи сидонских и библских царей кон. VI–V вв. до н. э. (в том числе на саркофагах Эшнунны) дали сведения об устройстве палестинско-финикийского побережья в персидский период; из египетских источников важны обширные собрания папирусов, прежде всего коллекция из арамейской колонии в Элефантине V в. до н. э. (включает несколько сот копий с писем, посланных правителям Иудеи и Самарии в годы антиперсидских восстаний в Египте), архив ахеменидского сатрапа Арзамеса, правившего Египтом в кон. V в. до н. э. (в нем нет документов, прямо касающихся Палестины, но зато освещена общая административная структура провинций) и архив с серией арамейских документов V в. до н. э., открытый в Гермополисе. Их информацию дополняют надписи на каменных стелах Саккара и Ассуана.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "От библейских древностей к христианским"

Книги похожие на "От библейских древностей к христианским" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Николай Мерперт

Николай Мерперт - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Николай Мерперт - От библейских древностей к христианским"

Отзывы читателей о книге "От библейских древностей к христианским", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.