» » » » Коллектив авторов - Обществознание. Учебник для подготовки к ЕГЭ и иным формам вступительных испытаний в вузы


Авторские права

Коллектив авторов - Обществознание. Учебник для подготовки к ЕГЭ и иным формам вступительных испытаний в вузы

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Обществознание. Учебник для подготовки к ЕГЭ и иным формам вступительных испытаний в вузы" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство Литагент «Юридический центр»670c36f1-fd5f-11e4-a17c-0025905a0812, год 2007. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Обществознание. Учебник для подготовки к ЕГЭ и иным формам вступительных испытаний в вузы
Рейтинг:
Название:
Обществознание. Учебник для подготовки к ЕГЭ и иным формам вступительных испытаний в вузы
Издательство:
неизвестно
Год:
2007
ISBN:
978-5-94201-508-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Обществознание. Учебник для подготовки к ЕГЭ и иным формам вступительных испытаний в вузы"

Описание и краткое содержание "Обществознание. Учебник для подготовки к ЕГЭ и иным формам вступительных испытаний в вузы" читать бесплатно онлайн.



Учебник подготовлен профессорско-преподавательским составом юридических факультетов Вологодского государственного педагогического университета, Ивановского государственного университета и Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Среди авторов – известные ученые указанных университетов, лекторы подготовительных курсов, а также лица, принимающие участие в проведении ЕГЭ, централизованного тестирования, экзамена по обществознанию.

Учебник предназначен, прежде всего, лицам, сдающим ЕГЭ, тестовые задания и другие виды вступительных испытаний по обществознанию для поступления на юридические и другие гуманитарные специальности. Он может быть также использован учителями и школьниками при прохождении данного курса, студентами гуманитарных факультетов неюридических вузов, учащимися профессиональных училищ и техникумов, изучающих правоведение. При этом рекомендуется обращаться дополнительно к специальной литературе, приводимой в конце каждой главы и изданной после принятия решения в 2001 г. о проведении ЕГЭ.






Существует и ограниченное понимание субъекта исторического процесса. Не отрицая того, что история есть результат деятельности всех индивидов и их общностей, ряд ученых полагает, что до уровня субъекта исторического процесса поднимаются только те, кто осознает свое место в обществе, руководствуется в своей деятельности общественно значимыми целями и участвует в борьбе за их осуществление. Общая тенденция состоит в том, что в сознательное историческое творчество вовлекаются большие массы людей.

Марксисты полагают, что наиболее значимым субъектом исторического процесса, творцом истории, ее решающей силой являются народные массы. Роль народных масс особенно велика:

– в деятельности по созданию материальных ценностей, в развитии производительных сил;

– в создании культурных ценностей;

– в борьбе за улучшение жизни людей, за утверждение и практическую реализацию неотчуждаемых прав человека;

– в деятельности по защите своей Родины;

– в деятельности, направленной на укрепление мира на планете.

В. О. Ключевский не определял большинство народа как трудовые народные массы, он вкладывал в это понятие этническое и этическое содержание. «Для народа, – писал он, – характерны этнографические и нравственные связи, сознание духовного единства, воспитанное общей жизнью и совокупной деятельностью, общностью исторических судеб и интересов».

Часть исследователей полагает, что понятие «народ» означает широкую общность, соединяющую заинтересованные в поступательном развитии общества слои и классы, т. е. прогрессивные силы общества.

Некоторые исследователи обращают внимание на различие понятий «народ» и «масса». Русский философ Н. А. Бердяев писал: «Масса, толпа есть «оно», а не «мы». «Мы» предполагает «я» и «ты». В массе, в толпе «я» надевает маску, навязанную ему массой и ее бессознательными инстинктами и эмоциями». По выражению испанского философа Ортеги-и-Гассета, масса есть множество людей без особых достоинств. Немецкий философ Карл Ясперс подчеркивал, что народ структурирован, осознает себя в жизненных устоях, в своем мышлении и традициях. Масса, напротив, не структурирована, не обладает самосознанием, она лишена каких-либо отличительных свойств, традиций, почвы – она пуста.

В жизнедеятельности общества значительную роль играет особый слой – элита. Элита – это сравнительно небольшое число людей, занимающих ведущее положение в политической, экономической, культурной жизни общества, наиболее квалифицированные специалисты. Это наиболее активные люди, пользующиеся в обществе престижем, высоким статусом, обладающие правом ответственности, высокими интеллектуальными и моральными качествами.

Участниками исторического процесса являются такие общности, как социальные группы, под которыми понимаются относительно устойчивые совокупности индивидов, объединенные общими интересами и ценностями, нормами поведения.

Исторически складываются такие относительно устойчивые и длительно существующие группы людей, как классы (рабы – рабовладельцы, феодалы – крестьяне и т. д.), племена, народности, нации, сословия; группы, выделяемые по религиозному (православные, католики и т. д.), профессиональному (шахтеры, учителя и др.), территориальному и др. признакам. В разные периоды истории те или иные группы становятся активными участниками событий.

Для защиты своих интересов социальные группы создают организации, объединяющие всех или наиболее активных членов групп: профессиональные союзы женские, ветеранские, молодежные организации, творческие союзы и т. д.

Повлиять на ход истории могут и отдельные исторические личности. При этом деятельность исторических личностей оценивается с учетом периода, в котором они жили, нравственности их поступков. Оценка может быть отрицательной или многозначной, учитывающей как положительные, так и негативные стороны деятельности той или иной конкретной личности.

Проблема общественного прогресса. Общественное развитие многосторонне, многомерно, на каждом его этапе возможна реализация разных путей. Все изменения в обществе имеют глубинную направленность, в связи с чем принято различать прогресс и регресс как наиболее общие, противоположные, но взаимосвязанные тенденции развития общества. Понятие прогресса (от лат. progressus – движение вперед, успех) характеризует определенный тип, направленность развития как переход от старого к новому, от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному.

При этом, формы прогрессивного перехода от одного состояния к другому могут быть различными: революционными и эволюционными. Революция (от лат. revolutio – круговорот, изменение, поворот) – это коренное изменение всех сторон общественной жизни, скачкообразный переход от одного состояния к другому; эволюция (от лат. evolutio – развертывание) – медленное, постепенное, поэтапное развитие общества. Каждая из форм развития может охватывать отдельную сферу общественной жизни (политическая, научная, технологическая революция) или все общество (социальная революция). Революционный путь развития характеризуется высокой скоростью общественных изменений, но приносит потрясения и людские жертвы. Эволюционный, требуя значительного времени, позволяет сгладить обострения и конфликты. Проявлением постепенного, эволюционного пути развития общества выступают реформы.

Реформа (от лат. reformare – преобразовывать) – способ изменения общественного строя, социального института или отдельного общественного явления, которое осуществляется управляющей структурой (властью) с четким осознанием цели преобразования. Реформы могут быть поверхностными, частичными, или, наоборот, радикальными, ведущими к качественному переустройству общества. Реформы имеют предпосылки для своего возникновения, они вызываются к жизни общественными потребностями, их необходимость осознается.

Понятие прогресса неразрывно связано с понятием регресса (от лат. regresus – обратное движение) как движения назад, деградации, перехода от высшего к низшему, понижения уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций, застоя, возврата к изжившим себя формам и структурам.

Применительно к обществу понятие «общественный прогресс» традиционно означает признание восходящего, поступательного развития человеческого общества от низших ступеней и форм к высшим. Однако такое толкование общественного прогресса связано с различными подходами к пониманию человеком как самого мира, так и общества, критериев ценности, лежащих в основе того или иного миропонимания и жизнедеятельности человека.

Так, в мифическом миропонимании, господствовавшем в первобытный период истории человечества, не было понятия общественного прогресса. В нем отсутствовало представление о будущем как о развертывающейся последовательности промежутков времени, смене эпох. Мышление первобытного человека не простиралось вперед, земля и человечество рассматривались как вечные и неизменные, сотворенные сверхъестественными, дочеловеческими предками, к чудодейственной силе которых он приобщался через миф, обряд, ритуал.

В Библейской священной истории, изложенной в форме религиозных символов, образов и сюжетов, идея регресса и прогресса связана с описанием божественного сотворения мира и человека, блаженного состояния первых людей, их грехопадения, выпадения в земную «смертную», «трудовую» историю (с обещанием будущего избавления). В Новом Завете идея прогресса связывается с рождением, жизнью, деятельностью, смертью, воскресением и вознесением Иисуса Христа как символического прообраза будущей судьбы человечества – концом земной, смертной жизни и возвращением в жизнь вечную, духовную, «царство небесное».

В Новое время идея прогресса связана с процессом становления исторического взгляда на развитие общества, нашедшего свое воплощение в трудах философов, историков XVIII в. (Вольтер, Д. Вико, И. Г. Гердер, Ж. А. Кондорсе). Мыслители Нового времени считали, что единство всемирной истории определяется прогрессивно развертывающимся духовным субстанциальным началом, ведущим к торжеству гуманизма. Они верили в то, что человеческий разум способен познать «естественный закон», направляющий историю, и использовать это знание во благо людей. Однако наиболее глубокое и яркое воплощение идея прогресса в Новое время нашла в трудах немецкого философа конца XVIII – первой трети XIX в. Г. В. Ф. Гегеля, а также в трудах немецких философов XIX в. К. Маркса и Ф. Энгельса.

Идея прогресса связана в философии Гегеля с главным отличием человека от животного – наличием мышления, разума. В силу этого в основе исторического прогресса, с точки зрения Гегеля, лежит развитие разума, его переход из внутреннего мира природы во всемирную историю. При этом главной формой его реализации является государство, а конечной целью – осознание свободы. Эти два фактора (государство и свобода), их взаимосвязь, развитие и определяют исторический прогресс, «шествие» всемирной истории от Китая, Индии, Персии, Греции, Рима в Германию, а также уровень развития отдельных стран и народов, сохранение одних (Китай, Индия) и гибель других (Персия, греческий мир). Соотношение государства и свободы – это, по убеждению Гегеля, критерий, стержень прогрессивного развития различных стран и народов. При этом в понимании направленности исторического прогресса Гегель занимает позицию европоцентризма, ибо всемирная история, по его мнению, развивается с Востока на Запад, находя свое завершение в немецкой государственности, философии, поэзии и т. д.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Обществознание. Учебник для подготовки к ЕГЭ и иным формам вступительных испытаний в вузы"

Книги похожие на "Обществознание. Учебник для подготовки к ЕГЭ и иным формам вступительных испытаний в вузы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Обществознание. Учебник для подготовки к ЕГЭ и иным формам вступительных испытаний в вузы"

Отзывы читателей о книге "Обществознание. Учебник для подготовки к ЕГЭ и иным формам вступительных испытаний в вузы", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.