» » » » Николай Каптерев - Собрание сочинений. Том 2


Авторские права

Николай Каптерев - Собрание сочинений. Том 2

Здесь можно купить и скачать "Николай Каптерев - Собрание сочинений. Том 2" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религиоведение, издательство Литагент «Белый город»08eeed96-6db7-11e5-8f01-0025905a069a, год 2008. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Николай Каптерев - Собрание сочинений. Том 2
Рейтинг:
Название:
Собрание сочинений. Том 2
Издательство:
неизвестно
Год:
2008
ISBN:
978-5-485-00183-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Собрание сочинений. Том 2"

Описание и краткое содержание "Собрание сочинений. Том 2" читать бесплатно онлайн.



Впервые в России выходит собрание сочинений выдающегося историка и общественного деятеля члена-корреспондента Российской Академии Наук, профессора Николая Федоровича Каптерева (1847–1917). Его труды составили эпоху в изучении русской истории и еще при жизни исследователя неоднократно отмечались премиями и наградами. Представляемые в настоящем издании работы посвящены русско-греческим церковно-государственным связям и написаны на основе изучения обширных архивных материалов, многие из которых автор впервые ввел в научный оборот. Труды Николая Федоровича Каптерева сохраняют актуальность и до настоящего времени остаются непревзойденными.






79

На наши деньги несколько более шести тысяч.

80

См. нашу статью: Следственное дело об Арсении-греке // Чтение в обществе любителей духовного просвещения. 1881 г., июнь.

81

Греческие дела 7157 г. № 6–8, 22; 7158 г. № 1. Некоторые грамоты патриарха Паисия напечатаны в приложении в книге С.А. Белокурова «Арсений Суханов».

82

Греческие дела 7159 г. № 11.

83

Реестр греческим грамотам № 137, 8 октября 1655 г.

84

Полное собрание законов. № 180.

85

7161 г. № 5.

86

Патриарх Паисий, будучи в Москве, в особой челобитной просил государя поскорее отпустить его в Иерусалим, потому что местные еретики, пользуясь долгим отсутствием патриарха, сильно обижают православных, почему ему и необходимо немедленно ехать в Иерусалим. Но, прибыв в Яссы, Паисий не поехал в Иерусалим, а прожил в Молдавии целых два года. В грамоте государю из Ясс от 4 ноября 1649 года Паисий свою остановку в Молдавии объяснял тем, что у него будто бы «имеются некоторые дела на короткое время в святогробских подворьях здесь и во Влахии». В другой грамоте, от 10 ноября, государю он объясняет дело так: «А мешканье мое се бо есть потому, что в здешней земле имеем монастырь свой; а здесь в монастыре жили и ожидали от иных монастырей податей… а потом силою Божиею поедем ко святым и богостепенным местам». Теперь же патриарх заявляет, что причиной его задержания от Молдавии были его немощи. В действительности же причина его продолжительного пребывания в Молдавии заключалась в его особых отношениях к тогдашнему Константинопольскому патриарху Парфению Младшему. Досифей об этом рассказывает следующее: «Когда Паисий Иерусалимский при Парфение Младшем был рукоположен в Яссах и пришел в Византию, чтобы оттуда отправиться в Иерусалим, Парфений требовал от него денег, как предшественник его от Александрийского, но Паисий, ясно увидевши в нем симонию, не дал ему ни обола. После сего, когда Паисий из Святого Града Иерусалима отправился в Москву для милостыни, Парфений чрез письмо клеветал на него славному самодержцу Алексию Михайловичу, но лукавство Парфения не имело никаких последствий. Но как скоро Паисий, возвращаясь из Москвы в Иерусалим, прибыл в Византию, Парфений обвинил его как злоумышленника против правительства пред диваном Капиджи-паши, визиря султана Ибрагима. Визирь, призвав в себе Паисия, допросил его и, уверившись, что он человек справедливый, отпустил его с миром, только взял с него четыре тысячи флоринов. Но когда Паисий опять из Святого Града отправился в Валахо-Молдавию, патриарх Парфений снова начал преследовать его и кроме правительственной Порты клеветал на него правителю Молдавии Василию и Матфею, правителю Валахии. Что ж потом случилось? Правители с помощью друзей и денег обвинили Парфения пред Портой и удушили. Тем и кончились бедствия, постигшие святую Христову Церковь, и тиранские насильственные поступки» (Досифей Иерусалимский. История Иерусалимских патриархов. Кн. XI, гл. 10, § 10). Этот рассказ Досифея о вражде между патриархами Паисием и Парфением подтверждается и теми известиями, какие доходили об этом до нашего правительства, хорошо знавшего истинную причину продолжительного пребывания Паисия в Молдавии. В 1650 году прибыл из Молдавии в Путивль старец Чудова монастыря Пахомий, выехавший из Москвы вместе с Паисием, и заявил воеводе, что Иерусалимский патриарх «в Иерусалим опасается ехать, боясь опалы от султана, за что – не знает, да за старую недружбу Цареградскаго патриарха Парфения опасается запрещения ехать, и потому долго думает прожить в Мутьянах – до самой смерти Парфения». Иеродиакон Иона Маленький, отправившийся из Москвы в Иерусалим вместе с патриархом Паисием, о причинах замедления патриарха в Молдавии говорит: «Патриарху же, коснящу страха ради турскаго, овоже бояся патриарха Цареградскаго, занеже между собою велию вражду ищуще». И Арсению Суханову патриаршие старцы сообщали, что Паисий из Молдавии не поедет в Иерусалим, «если Парфений, патриарх Цареградский, жив будет» (Греческие дела 7158 г. № 9; Сахаров. Сказания русского народа. С. 11, 161 и 190). Это нелюбье двух патриархов привело к тому, что Паисий, как ходила тогда общераспространенная молва, послал в Константинополь значительную сумму денег, чтобы низвергнуть своего недруга с патриаршего престола, в чем ему оказали деятельную помощь воеводы молдавский и волошский. Парфений не только был низвергнут, но и убит. В октябре 1651 года фессалийский архиепископ Даниил в особой отписке государю сообщал об убиении патриарха Парфения, причем замечает: «Грех ради наших сказывают, что Иерусалимский патриарх прислал денег немало тут же на помощь, чтоб ево, патриарха Парфения, сослали, потому что они имели меж себя недружбу» (Греческие дела 7160 г. № 3).

87

7161 г. № 10; Белокуров С.А. Арсений Суханов. Приложение.

88

7163 г. № 1.

89

7165 г. № 21.

90

7166 г. № И и 63; 7167 г. № 3.

91

7168 г. № 8.

92

7159 г. № 3, 39, 42; 7161 г. № 16.

93

Собрание государственных грамот и договоров. Т. IV, № 27. С. 117; Гиббенет Н. Историческое исследование дела патриарха Никона. Т. II. С. 661–678.

94

Греческие дела 7172 г. № 14; Сочинение Паисия Лигарида о суде над патриархом Никоном, перевод которого находится в рукописи библиотеки Московской Духовной Академии; Гиббенет Н. Историческое исследование дела патриарха Никона. Т. 2. СПб., 1884. С. 706, 761–764, 802, 805.

95

Собрание государственных грамот и договоров. Т. IV, № 37. С. 134.

96

Гиббенет Н. Т. П.С. 771–773, 779, 893.

97

Русский архив 1873 г. № 9. С. 1626–1640; Гиббенет Н. Т. II. С. 1054.

98

Греческие дела 7172 г. № 14, 15, 18; Гиббенет Н. Т. 2. С. 712–721 и след.

99

Зап. рус. и слав, археол. общ. Т. II. С. 597–600.

100

Нектарий говорит совершенно справедливо о том, что Лигарид получал от царя крупные дачи будто бы на уплату долгов своей епархии. Немедленно по прибытии в Москву Паисий в челобитной просит государя откупить христиан его области от турок, с которыми-де он уговорился давать им окупу за христиан ежегодно по 500 ефимков, и просит вручить ему эту сумму, «чтоб мне, богомольцу твоему, из области своей изгнану не быть и православных христиан моея области нечестивые турки не обратили б в свою турскую веру» (Греческие дела 7170 г. Но 11). В следующем году Паисий заявляет в челобитной государю, что он приехал в Москву просить милостыни «на уплату с епархии моей податей Иерусалимскому патриарху Нектарию, и туркам, и себе на пропитание», но что он живет, по царскому указу, на Москве уже три года, «и ныне мне, богомольцу твоему, ведомо учинилось, что Еросалимский патриарх на меня зело гневен за то, что я многое время, оставя епархию, живу на Москве, а без меня епархии моей пасти некому; да ему, патриарху, и турку никакие подати в епархии моей не плачены, да живущие в епархии моей завяли на нужные расходы многие деньги», почему он и просит государя выдать ему золотом 1700 ефимков, которые должна его епархия. Ему выдано было «850 золотых червонных одиноких» (Греческие дела 7172 г. № 1).

101

7175 г. № 2. Гиббенет Н. Т. 2. С. 892–894; 7176 г. № 22.

102

Соблазн от запрещения Паисия Лигарида усиливался еще тем обстоятельством, что он, несмотря на свое запрещение, дозволял себе в Москве участвовать в качестве архиерея в церковных священнодействиях. Так, в 1667 году он участвовал в отпевании архиепископа Тобольского Игнатия.

103

Подлинное дело о суде над патриархом Никоном // Рукопись библиотеки Московской Духовной Академии, лл. 270 об. – 272; Греческие дела 7177 г. № 27; Рукописный сборник Московской Синодальной библиотеки № 130, лл. 39–41.

104

Турецкие статейные списки № 9, лл. 23–26.

105

Это было письмо Лигарида к логофету Kонстантинопольской Церкви, в котором Паисий писал: «Еще прежде сего писали мы за великую дружбу к твоей честности, объявляя тебе про страдание и печаль и труды мои, и ныне так же пишу тебе все дела сперва с краткословием. После неправедных и страшных отлучений и проклятий господина Парфения (?), что на меня наложил неправедно, последовало и господина Нектария больши напраснословия, неправедный на меня суд и оглашение и конечное отлучение, будто есмь душегубитель, разбойник и беззакон ник, и так, без всякого распросу и без достойно верных свидетельств и без двунадесяти архиереев, но все втайне учинили – един Досифей, и тот мне не знаком, который ныне наследник учинился престола Иерусалимскаго. И как мне не возглашать о божественных законоведениях, когда оставили Церковь Божию вдовою, без пастыря, как горлицу пустынную, без покрова и без мужа, не обрящется жениху совокупиться; не будучи бо мужу во Иерусалиме, воцарилась Девора-жена… Ни Бога не бояся, ни людей срамясь, клевещут на меня в зависти своей, чтобы получили желание свое, делами отрицался вышняго и божественнаго, котораго тонкими словами исповедуют и веруют страха ради человеческаго. Буди достоинство их, где суда не чают, как мертводушные, а я возлюбил душевное безмолвие и мирской мятеж отринул… Ни единаго благоденствия не видел я от них, только навыворот, с лукавым помышлением писали было письма сперва на меня, ремесла творя, слова сплетая, и те ремесла были от многих лет. Ныне же явлено бесстыдно пишут к державному царю и преблаженным патриархам, такими словами оглашая, будто я изменник Святыя Церкви, порочнаго жития делатель, иноплеменный епископ, чужеславник. Если я чужеславен, пусть приведут свидетельство достоверное, ибо я трудолюбивая пчела, а не трутень…» Затем, оправдываясь от обвинений в латинстве и еретичестве указаниями на то, что он латинским повелениям не повинуется и не мыслит полатински, «а только в учении их общником был», Паисий просит логофета заступиться за него и ходатайствовать словом и делом перед патриархами о его скорейшем прощении (Греческие дела 7178 г. № 27).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Собрание сочинений. Том 2"

Книги похожие на "Собрание сочинений. Том 2" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Николай Каптерев

Николай Каптерев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Николай Каптерев - Собрание сочинений. Том 2"

Отзывы читателей о книге "Собрание сочинений. Том 2", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.