» » » » Геннадий Голубин - Корифеи русской оперной сцены. На волнах радиопередач


Авторские права

Геннадий Голубин - Корифеи русской оперной сцены. На волнах радиопередач

Здесь можно купить и скачать "Геннадий Голубин - Корифеи русской оперной сцены. На волнах радиопередач" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Литагент «ИОИ»77f366e0-7f11-11e5-b0d0-0025905b9d92, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Геннадий Голубин - Корифеи русской оперной сцены. На волнах радиопередач
Рейтинг:
Название:
Корифеи русской оперной сцены. На волнах радиопередач
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
978-5-88230-296-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Корифеи русской оперной сцены. На волнах радиопередач"

Описание и краткое содержание "Корифеи русской оперной сцены. На волнах радиопередач" читать бесплатно онлайн.



Геннадий Голубин даёт нам возможность углубиться во времени и почерпнуть оттуда те золотые россыпи, которые оставили после себя выдающиеся представители русской вокальной культуры, вдохнуть в свои грудные клетки некогда горячее дыхание прошлого, чтобы настоящее прочно становилось на его базе и направляло своё молодое дыхание в будущее. Для молодых певцов это уникальная возможность побыть на время рядом с голосами артистов некогда по-настоящему звёзд отечественной культуры, заглянуть в их виртуальную жизнь, зажечь в себе ту страсть и огонь, которые сопровождали в беспокойной артистической жизни наших героев и их почитателей. Это и хороший памятник именам, которые кто золотом, кто серебром вписал их в сокровищницу нашей яркой и неповторимой музыкальной летописи, биографию нашей страны.






Не будучи связан всевозможными контрактами, Собинов в те годы много гастролирует. На афишах можно было прочесть: «Собинов… в пользу больных и раненых воинов». С императорскими театрами артист контракты не заключал, так как цензура в стране настолько ужесточилась, что из спектаклей изымались целые сцены, а это, безусловно, нарушало их целостность. Особенно не везло операм на пушкинские сюжеты: их кромсали, не считаясь со смыслом и содержанием великих сочинений.

Однако, будучи лидером артистической интеллигенции, Собинов делал все возможное, чтобы в трудное время русских революций и гражданской войны сохранить Большой театр. Кстати, Леонид Витальевич принял революцию безоговорочно, с радостью и надеждой (как, впрочем, и большинство россиян).

Вот что рассказывает писательница Т. Щепкина-Куперник о Собинове: «Это было в начале революции. Трудно было оставаться дома, хотелось принимать участие в новой, непривычной жизни родного города, теперь совершенно вышедшего из колеи, опьяненного дыханием свободы, расцвеченного красными знаменами… Мы шли уже на Невский и смешались с толпой. Вдруг кто-то воскликнул: „Смотри! Собинов!“ Посреди улицы шла демонстрация. Здесь были рабочие и студенты, юноши и девушки с цветами и красными флагами. Впереди шел Собинов! Он был в военной форме, как офицер запаса, он имел право ее носить. С радостным и гордым выражением он шел и пел. Мощный хор повторял за ним: „Отречемся от старого мира!“».

Демократ в высшем значении этого слова, «рыцарь» свободы и справедливости, Собинов в марте 1917 года коллективом Большого театра был избран Главой труппы. Все это благодаря тому, что актеры получили некоторые права, которых раньше не имели. Теперь же на общем собрании они могли сами (!) выбирать должностных лиц. Но… эти выбранные лица утверждались Временным правительством. Время было тревожное, неустойчивое, часто менялись формы управления театрами. Так, например, Собинов из Управляющего Большого театра стал его Комиссаром, за которым сохранялись все права директора. Напомню, что в тот период такие слова, как «директор», «министр», «генерал» были изъяты из лексикона и не произносились. Не следует забывать, что Леонид Витальевич был необычайно душевным человеком. Еще в студенческие годы его называли «светлым рыцарем». Именно в те годы Собинов определил свое жизненное призвание – вечное стремление к справедливости и защите обиженных. (Напомню, что в своей адвокатской деятельности Леонид Витальевич предпочитал брать дела, где необходимо было защитить простого человека, как правило, неимущего. Конечно, от таких дел Собинов практически не имел гонорара, но это его не смущало: главным было сделать людям добро.)

Огромной, неоценимой для страны заслугой Собинова в тот тяжелейший период является то, что он сумел благодаря своему авторитету сохранить и сплотить большой и сложный коллектив Большого театра! Собинов был смелым человеком. Он не побоялся даже организовать забастовку. Это была однодневная забастовка, чтобы отстоять свои права. Конечно, у многих может возникнуть вопрос «Почему такой большой артист, как Собинов, подобно многим представителям передовой российской интеллигенции, не уехал за границу?» – На этот вопрос ответить трудно. Не так давно, знакомясь с газетными публикациями, я прочитал: «Чем больше езжу за границу, тем сильнее люблю свою удивительную родину!»… Эти слова принадлежат Евгению Колобову, одному из самых талантливейших отечественных дирижеров, и, как мне кажется, являются лучшим ответом на поставленный вопрос. Во время гражданской войны Собинов неоднократно гастролировал по Украине. Давал концерты, пел спектакли. В Севастополе организовал Народную филармонию. В Киеве к нему подходили «посланцы» и пытались склонить к выезду за рубеж, навсегда, конечно, но… увы!

В 1921 году Л. B. Собинов снова солист Большого театра. Потерь в труппе в связи с революциями было немного. К тому же появилась талантливая молодежь, среди начинающих солистов оперы – Валерия Барсова и Надежда Обухова.

В 1923 году на юбилейном вечере Собинов сказал: «Обещаю весь остаток сил посвятить народу, имя которого я имею счастье носить…» Именно в том, еще тревожном, году Леониду Витальевичу было присвоено звание «Народный артист Российской федерации» (Ф. И. Шаляпину это звание было присвоено в 1918 году). В 1933 году отмечался 35-летний творческий путь великого артиста. Очень хорошо сказал Василий Иванович Качалов: «Спасибо тебе за твой чистый душевный звук, легкий и светлый, за твое бельканто!»

В тот день в Большом театре с участием Собинова был показан 3-й акт «Лоэнгрина» и две картины «Евгения Онегина». С Собиновым пели Александр Пирогов, Пантелеймон Норцов, Марк Рейзен и Иван Козловский.

Сделаю небольшое лирическое отступление. У нас в ГИТИСе (сейчас – Российская академия театрального искусства) преподавала дочь Леонида Витальевича, Светлана Леонидовна. Я имел счастье видеть ее. В центре Москвы, в доме, что находится в проезде Художественного театра, в память о великом артисте висит мемориальная доска. К сожалению, Собиновский переулок переименовали в Нижнекисловский, что, вероятнее всего, является данью моде.

О последних днях жизни великого артиста. Летом 1934 года Леонид Витальевич с женой и дочерью поехали отдыхать за границу. Они посетили Милан, и 8 октября Собинов писал из Берлина, что подлечился и сердце в порядке. Это было его последнее письмо. Возвращался Леонид Витальевич в Москву через Ригу. Навестил своего друга В. И. Качалова, который отдыхал в санатории. Напел ему несколько мелодий и… и никто из них не предполагал, что Собинов поет в последний раз. 16 октября он должен был петь в Москве, но 14 октября великого артиста не стало…

P. S. Закончить свой рассказ о «корифее» русской оперной сцены мне хотелось бы словами того же В. И. Качалова: «Спасибо тебе за то, что ты жил с нами, работал с нами, пел нам. Ты пропел нам свою чудесную песню; такую чудесную, как и твоя жизнь. И прожил с нами жизнь прекрасную, как и твоя песня. Прими наш земной поклон за ту неповторимую радость, которую подарил ты своей песнью и своей жизнью»…

А. В. Нежданова


Первое десятилетие XX века для Большого театра было также началом творческого расцвета искусства великой певицы Антонины Васильевны Неждановой. О величии этой певицы и артистки можно судить по эпизоду, описанному Сергеем Яковлевичем Лемешевым, который вспоминал: «Ну зачем, зачем я согласился петь с самой Неждановой?! Отчаянно волнуясь, я становлюсь рядом с Антониной Васильевной [вероятно, речь идет о концерте – Г. Г.] и чувствую себя мальчишкой. В голове у меня была только одна мысль: как бы удержаться на художественном уровне концерта и не испортить своим вмешательством впечатления от Неждановой». Далее Лемешев пишет: «Неземной звук благороднейшего тембра, великолепный актерский темперамент и богатейшее сценическое мастерство рождали истинные чувства!»

Что можно добавить к этим строкам? То, что Лемешев чувствовал себя мальчишкой, неудивительно – ведь он был моложе Неждановой на двадцать девять лет. Удивительно то, что Неждановой в тот момент было около 60-ти лет, и так петь, как это описывает Лемешев, – случай сам по себе редчайший!

Вероятнее всего, мало кто помнит день 8-го сентября 1924 года. Мало кто знает, что такое «радиопонедельник». А ведь это была первая трансляция! На Вознесенскую улицу (она же – улица Радио) приехали В. Качалов, Н. Обухова, К. Держинская и Антонина Васильевна Нежданова. Именно ей, нашему русскому «соловью», мы посвятим восторженные строки дальнейшего повествования! В тот понедельник Нежданова спела два произведения: Арию Лакме и «Соловья» Алябьева. О том, как она пела в те годы, мы можем судить лишь по отзывам современников и по некоторым оставшимся записям, но, несмотря на это, для нас не подлежит сомнению то, что Нежданова прославила русское вокальное искусство! Всего один штрих. Сергей Васильевич Рахманинов в 1915 году специально для Неждановой написал Вокализ. На вопрос великой певицы, почему нет слов, композитор ответил: «Зачем слова, когда Вы своим голосом и исполнением сможете выразить все лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами!» Добавлю: наше вокальное искусство имеет трех великих мастеров, подняться до которых пока никому из последователей не удалось. Их имена: Ф. Шаляпин, Л. Собинов и, конечно же, А. Нежданова!

К. С. Станиславский в одном из своих писем писал: «Вы не можете не петь и Вы одна из тех немногих, которые будут превосходно петь до конца дней, потому что Вы для этого рождены на свет»… Такие восторженные отзывы можно приводить до бесконечности; напомню лишь, что Нежданова пела с такими «корифеями» мировой оперной сцены как Э. Карузо, Ф. Шаляпин, Т. Руффо. Но самое интересное, что она не просто пела с ними, – она вызывала их восхищение!

Антонина Васильевна Нежданова родилась в деревне Кривая балка, близ Одессы (теперь это один из районов города). Родилась 17 июля (29 – по новому стилю) 1873 года. Напомню, что тот год был удивительным, и теперь об этом знают все любители оперной музыки. Именно в том году родились три величайших оперных артиста, три гения: Э. Карузо, Ф. Шаляпин и А. Нежданова. Не подарок ли это самого Господа? А знаете ли Вы, дорогие читатели, что Нежданова днем своего рождения считала 6 мая 1902 года? Удивительно, и в то же время – ничего удивительного. Дело в том, что в этот день сбылась мечта певицы. Об этом дне она мечтала долгие годы. Так что же произошло в этот день? – В этот день Антонина Васильевна впервые вышла на сцену Большого театра! В дальнейшем она не только помнила этот день, но и действительно отмечала его, как день своего рождения!


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Корифеи русской оперной сцены. На волнах радиопередач"

Книги похожие на "Корифеи русской оперной сцены. На волнах радиопередач" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Геннадий Голубин

Геннадий Голубин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Геннадий Голубин - Корифеи русской оперной сцены. На волнах радиопередач"

Отзывы читателей о книге "Корифеи русской оперной сцены. На волнах радиопередач", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.