» » » Евгений Белозерцев - Образование. Историко-культурный феномен


Авторские права

Евгений Белозерцев - Образование. Историко-культурный феномен

Здесь можно купить и скачать "Евгений Белозерцев - Образование. Историко-культурный феномен" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство Литагент «Юридический центр»670c36f1-fd5f-11e4-a17c-0025905a0812, год 2004. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Евгений Белозерцев - Образование. Историко-культурный феномен
Рейтинг:
Название:
Образование. Историко-культурный феномен
Издательство:
неизвестно
Год:
2004
ISBN:
5-94201-359-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Образование. Историко-культурный феномен"

Описание и краткое содержание "Образование. Историко-культурный феномен" читать бесплатно онлайн.



Настоящий курс лекций вводит читателя в историческую, общекультурную, научную дискуссию об образовании в целом, о русской школе и путях ее развития.

Курс лекций предназначается для студентов высших учебных заведений (блоки гуманитарных, социально-экономических и общепедагогических дисциплин учебного плана), специалистов в сфере истории и философии образования, педагогов, а также широкого круга читателей, размышляющих о судьбах России, культуры и образования.






Книга В. А. Кобылянского «Русская идея и возрождение России» (Иркутск, 1997) рекомендованная к печати Забайкальским государственным педагогическим университетом им. Н. Г. Чернышевского, может быть использована в качестве учебного пособия по национально-региональному компоненту для системы общего и профессионального образования. Данную книгу можно рассматривать как историко-культурное исследование, «срез» современного состояния проблемы, ее личностное видение, приглашение автора к интеграции интеллектуальных сил для исследования жизненно важных для Забайкалья и всей страны вопросов.

Кандидат философских наук, преподаватель, научный сотрудник, управленец Т. П. Довгий живет и трудится на древней Смоленской земле. Ее книга «Лицо России: философский и культурно-исторический аспект русской идеи» издана в Санкт-Петербурге в 1998 г. В данной книге предпринята удачная попытка через культуру, философию и религиозный опыт русского народа «прояснить лицо России». Рассматривая нацию как «симфоническую личность» (Л. Карсавин), автор постаралась раскрыть следующие сферы самореализации симфонической личности русского народа: дух – религиозный опыт, святость; ум – единство национального и вселенского в сознании; душа – русская культура; тело – социальная жизнь и поиск общественной справедливости. Проведя обстоятельный анализ социально-философского содержания русской культуры, Т. П. Довгий делает следующие выводы: социально-философские основы русской культуры определяются активным поиском путей устроения общества на соборных началах; социальное содержание соборности предполагает органическое соединение личного и общественного, исключая как эгоистически ориентированное «я», так и неразвитое и подавляющее свободу личности «мы»; системообразующая идея социальной философии состоит в том, что общественная жизнь есть богочеловеческий процесс.

Особый интерес представляет совместная работа доктора педагогических наук, профессора МГПУ В. М. Кларина и кандидата педагогических наук, доцента Орехово-Зуевского педагогического института В. М. Петрова. На заре возрождения нашего интереса к отечественной религиозно-педагогической мысли указанные авторы осуществили публикации, вызвавшие определенный интерес у читателей. Сами названия этих публикаций характерны: «Таинственнее, чем мир…» (М.: Знание, 1991), «Потайная река» (Магистр. 1993. № 1. С. 57–64). Действительно, на многие десятилетия живой поток отечественной религиозной мысли стал для нас своего рода «потайной», ушедшей в песок одностороннего сознания и бытия рекой. Как теперь стало ясно, это привело лишь к обеднению реальных воспитательных возможностей нашего общества.

В 1996 г. В. М. Кларин и В. М. Петров опубликовали «Идеалы и пути воспитания в творениях русских религиозных философов XIX–XX вв.». Монография предназначается учителям, студентам и преподавателям педагогических учебных заведений, слушателям институтов усовершенствования учителей, учащимся педагогических училищ и лицеев, всем тем, кто интересуется нашей историей и культурой.

Представленный авторами целостный анализ всего теоретического наследия русской религиозной философии XIX–XX столетий и рассмотрение его на фоне тысячелетней истории святоотеческого просвещения убеждают читателя, что русская религиозная философия была не теоцентрична, но антропоцентрична, и в этом своем качестве она углубляла нравственные искания великой русской литературы, науки XIX в. Ее великие деятели являлись первопроходцами в разработке философских проблем воспитания, раскрывали истоки и пути самосозидания личности, творческой, неповторимой индивидуальности каждого человека, его самовоспитания и саморазвития. Рост духовного потенциала и нравственной культуры каждого человека рассматривался ими как непременное условие социального и нравственного оздоровления общества.

Современное состояние российской культуры требует от каждого человека, особенно от учителя и преподавателя, умения осмыслить исторически сложившиеся в нашем обществе традиции образования, выработать к ним собственное отношение. Именно к их числу принадлежит и христианско-гуманистическая педагогическая традиция, ярко представленная религиозной философской мыслью России XIX–XX вв. Историческому сознанию насущно необходимо обратиться сегодня к уже прожитому в отечественной культуре поиску духовных основ воспитания. Реставрация педагогических идей наиболее видных представителей отечественной религиозной философии, их включение в контекст современных педагогических знаний составляют поэтому одну из существенных задач науки и практики.

Деятельность трех поколений русских религиозных мыслителей России XIX–XX вв. связана с ее культурным ренессансом. В 30-50-е годы XIX столетия вошли мыслители, называемые в историографии «славянофилами» старшего поколения, деятельность которых включена в поток «золотого века» русской литературы, – A. С. Хомяков, И. В. Киреевский, К. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин и др.

Вторую половину XIX – начало XX в. представляют B. C. Соловьев и его блистательное литературное окружение – братья кн. Е. Н. и С. Н. Трубецкие, К. Н. Леонтьев, В. В. Розанов и др. Самобытно заявили о себе также Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, С. Л. Франк. В первой половине XX в. прозвучали голоса B. В. Зеньковского, И. А. Ильина, Л. П. Карсавина и др. Большинство из них после 1917 г. продолжило свое творчество в составе блестящей плеяды религиозных мыслителей Русского Зарубежья. Предлагаемое издание как раз и освещает деятельность трех поколений русских религиозных философов, раскрывает разработанные ими духовно-мировоззренческие основы воспитания, его образы и идеалы.

Одно из главных достоинств русских религиозных мыслителей состоит в том, что, говоря словами поэта, они соединили «столетий позвонки». Действительно, любомудры и старшие славянофилы обратились к древнерусской и великорусской традиции духовного воспитания и просвещения человека, которая вершилась в русле святоотеческого предания и в атмосфере христианских ценностей. Отмечая достоинства культуры России XVIII в., они подметили и главные ее недостатки – секуляризм мировоззрения образованных верхов, одностороннее увлечение просветительством западноевропейского образца и забвение традиционного для российского культурного самосознания религиозно-церковного миросозерцания. Именно они сделали первый шаг в направлении соединения достижений духовной культуры православной России XV–XVII вв. с европейским просвещением и образованностью Нового и новейшего времени. Основы оригинальной отечественной философии, образования, воспитания до сих пор еще не освоены исследователями при определении границ и смысла парадигмы российской педагогической мысли.

Три константы русского образования. Благодаря усилиям трех поколений русских религиозных философов, в истории России хорошо просматриваются характерные черты отечественного воспитания, которые можно сгруппировать в три «константы». Под константами предлагаем подразумевать постоянные, практически неизменные при тех или иных преобразованиях черты, которые делают явление русского воспитания целостным и позволяют увидеть его природу в самых общих чертах.

Первая константа – духовность – особое внимание русского человека к сфере абсолютного, вечного. Суть ее в том, что русский человек хочет действовать «во имя чего-то абсолютного», пренебрегая временным, конечным. Духовность – это понятие, описывающее внутреннее состояние человека, его отношения с Богом, миром и людьми. Верное в самом общем виде, это объяснение корректируется двумя другими понятиями – «православие» и «русская этническая целостность». Только такое триединство позволяет точно соотнести духовность с нашей историей и современностью и понять суть взаимодействия и отторжения, которые наблюдаются сейчас в нашем обществе.

Вторая константа – открытость – способность русской культуры и образования открываться внешним влияниям, впитывать зарубежные ценности, духовно обогащаться и преобразовывать их, сохраняя свою неповторимость и единственность. По существу, это отрицание самоценности национальной принадлежности, фальшивой национальной спеси. Это готовность бескорыстно соединиться с каждым, кто приемлет святыни и православные нормы народной жизни.

Третья константа – традиционность – опора на народную культуру, педагогику, эмпирически сложившийся порядок образования человека. Если «открытость» можно сравнить с внешним дыханием, то в данном случае речь идет о дыхании внутреннем, о постоянном обращении к собственной истории и культуре, основам народной организации жизни.

Три ценности русского образования. Образование во все времена и для всех народов – абсолютная ценность. В трудные периоды жизни России общественное сознание обращается к образованию – образованности как безусловной ценности. И само образование имеет ряд ценностей.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Образование. Историко-культурный феномен"

Книги похожие на "Образование. Историко-культурный феномен" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Евгений Белозерцев

Евгений Белозерцев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Евгений Белозерцев - Образование. Историко-культурный феномен"

Отзывы читателей о книге "Образование. Историко-культурный феномен", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.