» » » » Павел Данилин - Партийная система современной России


Авторские права

Павел Данилин - Партийная система современной России

Здесь можно купить и скачать "Павел Данилин - Партийная система современной России" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Политика, издательство Литагент «Аргументы недели»5ef7d60f-c103-11e5-82e2-0cc47a5453d6, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Павел Данилин - Партийная система современной России
Рейтинг:
Название:
Партийная система современной России
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2015
ISBN:
978-5-9905755-9-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Партийная система современной России"

Описание и краткое содержание "Партийная система современной России" читать бесплатно онлайн.



Российской партийной системе стукнуло уже четверть века. За это время сменилось несколько поколений публичных политиков. Многие партии умирали и воскресали. Менялись правила игры на партийном поле. Саму историю партий можно разбить на несколько этапов. Первый период формирования квазипартийных лидерских проектов. Условная его периодизация – 1990–1999 годы. Второй этап длился с 2000-го по конец 2011 года и характеризовался курсом на построение малопартийного политического пространства. Наконец, третий этап можно определить как курс на многопартийность, но с уже сложившимися устойчивыми политическими партиями (2012 год – настоящее время). В этой книге представлен комплексный взгляд на причины и последствия трансформации партийно-политической системы, описаны главные действующие лица и институты, разрабатывающие реформы в этой сфере. Особое внимание уделено роли администрации президента России в партийной жизни страны.






Глава 4

Третий этап развития партийной системы: курс на многопартийность

В декабре 2011 года была заявлена третья масштабная трансформация партийно-политической системы – был заявлен курс на возвращение многопартийности и увеличение конкуренции в политической системе России. При этом целью было не потерять общую управляемость политической системы. Изменившаяся после выборов 2011 года ситуация диктовала необходимость преобразований. Преобразования были поддержаны Владимиром Путиным и обновленным руководством администрации президента.

Публично озвучил программу преобразований президент Дмитрий Медведев: в своем Послании Федеральному собранию он инициировал масштабную политическую реформу, затрагивающую в том числе и партийную систему. Медведев заявил следующее: «Надо дать всем активным гражданам законную возможность участия в политической жизни. Итак, считаю необходимым следующее. Перейти к выборам руководителей субъектов Российской Федерации прямым голосованием жителей регионов. Ввести упрощенный порядок регистрации партий. Мое предложение: по заявке от 500 человек, представляющих не менее 50% регионов страны. Далее. Отменить необходимость собирать подписи для участия в выборах в Государственную думу и в региональные законодательные органы. Наконец, сократить количество подписей избирателей, необходимых для участия в выборах президента России, до 300 тысяч, а для кандидатов от непарламентских партий – до 100 тысяч. Кроме того, предлагаю изменить систему выборов в Государственную думу. Считаю целесообразным для укрепления связей депутатов с избирателями ввести пропорциональное представительство по 225 округам. Эта мера позволит каждой территории иметь своего непосредственного представителя в парламенте. Сейчас, к сожалению, все это знают, некоторые субъекты Федерации не имеют даже одного депутата, избранного местными жителями. Предлагаю также изменить порядок формирования Центральной и региональных избирательных комиссий. Представительство политических партий в избиркомах должно быть расширено. Партии должны получить право отзывать своих представителей в комиссиях досрочно в случае необходимости. Соответствующие проекты я внесу в Государственную думу в ближайшее время»[145].

Для формирования нового интерфейса партийной системы в данном случае самой важной инициативой стало радикальное сокращение минимальной численности партий. Предложение знаменовало новый, третий этап развития партийной системы, который на данный момент еще не завершен. В России был взят курс на многопартийную политическую систему в противовес малопартийной, которую администрация президента создавала на протяжении предыдущих 10 лет.

В определенном смысле это было вполне естественной реакцией на отмеченное выше поведение оппозиционных партий – нежелание работать с регионами и муниципалитетами и активная, часто неконструктивная критика «Единой России» демотивировала администрацию президента создавать особые, тепличные, условия для функционирования оппозиционных партий. Запрос скорее возник обратный – как сделать партийное пространство более конкурентным, а систему более открытой. По сути, речь шла вместе с восстановлением выборов губернаторов и введением некоего нового принципа формирования о возвращении политической системы к модели, которая функционировала в 2000–2003 годах.

Уже 23 декабря 2011 года законопроекты «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с освобождением политических партий от сбора подписей избирателей на выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления»[146] и «О внесении изменений в Федеральный закон „О политических партиях“[147]» были внесены президентом в Государственную думу.

Первый из этих законов был принят 2 мая 2012 года. Согласно этому закону, регистрация списков или отдельных кандидатов от партий осуществлялась без сбора подписей. Исключение делалось для кандидатов от партий на президентский пост – тут закон оставлял возможность сбора подписей[148]. Кроме того, устанавливалось и число подписей для самовыдвиженцев на пост президента: они теперь должны были собрать 300 тысяч подписей (но не более 7,5 тысячи подписей на один регион), а для партийных кандидатов – 100 тысяч подписей (не более 2,5 тысячи подписей на регион)[149].

Второй закон был подписан президентом Медведевым 2 апреля и касался уменьшения минимальной численности партий. Минимальная численность партии радикально сокращалась: теперь в партии должно было состоять не менее 500 человек против 40 тысяч, как было ранее[150]. Кроме того, уточнялся ряд технических деталей взаимодействия партий с государством. По существу, этот закон стал базовым документом, определившим новый формат существования партий. С этого момента официально начался третий этап развития российской партийно-политической системы – был взят курс на многопартийность, но в новом формате (не том, что существовал в 90-е годы).

В целом предложенные реформы (упомянутый также проект по возвращению выборов по мажоритарным округам) не вызвали бурного восторга у профессиональных политиков, рады были возвращению конкуренции скорее политтехнологи и сотрудники массмедиа. К тому же первый вариант законопроекта о возвращении выборов по мажоритарной системе оказался слишком сложным – и в плане организации выборных кампаний, и в плане понимания избирателями. Не радовались проведенной реформе даже представители радикального крыла российской либеральной оппозиции. Несмотря на то что в 2008 году в одном из программных документов оппозиции («300 шагов к свободе») одним из требований оппозиции значилось: «Граждане должны получить возможность объединяться в политические партии и объединения, общественные объединения и союзы, учреждать некоммерческие организации без ограничений»[151]. Но вот была объявлена партийная реформа, и актриса Лия Ахеджакова – одна из моральных лидеров радикальной либеральной оппозиции – пишет в блоге: «Вот партии. Мы захлебнемся в этих партиях. Кончится тем, что они будут отбирать голоса у тех, кого мы действительно хотели бы выдвинуть и в Думу, и куда угодно.

Но вот эти партия пива, партия вязальщиков носок и партия вязальщиков свитеров – они же будут размывать всю политическую картину»[152].

Однако старт реформе партийно-политической системы, несмотря на многочисленные претензии со стороны как парламентской, так и непарламентской оппозиции, был дан. Отличие новой многопартийности от ситуации 90-х годов заключалось прежде всего в том, что в России уже существуют хорошо известные избирателю партийные бренды. Кроме того, функционирует мощная проправительственная партия – «Единая Россия». Однако рубеж для создания партии в 500 человек дал широкие возможности для массового партстроительства в 2012–2013 годах.

Процесс партстроительства с самого начала третьего этапа развития партийной системы принял массовый характер. Уже 28 апреля 2012 года Минюст зарегистрировал первую новую партию, образованную согласно нормам нового законодательства, – Демократическую партию России. В начале мая была восстановлена, согласно решению ЕСПЧ, Республиканская партия России Владимира Рыжкова. К середине июня в списке зарегистрированных партий было уже 26 позиций.

К концу 2012 года Минюст зарегистрировал уже 46 партий. Пять из них были преобразованы из общественных движений: Российская экологическая партия «Зеленые», «Коммунисты России», Российская партия пенсионеров за справедливость, «Гражданская сила», «Российский общенародный союз». Остальные провели учредительные съезды.

Как видно из таблицы[153], в целом уже к середине 2012 года процесс партстроительства постепенно замедляется. По всей видимости, к этому периоду большинство хоть сколько-нибудь дееспособных и заинтересованных в организации собственных партий сил смогли запустить процесс создания собственной партии. Позже о создании партий заявляли люди, зачастую откровенно не способные создать что-либо и не обладающие даже минимальным ресурсом для прохождения нехитрых процедур.

Впрочем, процесс продолжился и в 2013 году: и за счет регистрации инициировавших процесс создания партии во второй половине 2012 года, и за счет новых структур. На 20 мая 2014 года в Минюсте было зарегистрировано уже 77 партий[154]. Еще 58 организаций изъявляли в тот момент желание партиями стать[155].

Впрочем, вопрос регистрации (в котором Минюсту из администрации президента рекомендовали не чинить желающим препятствий и регистрировать практически всех) – только первая ступень. Многие скептики сомневались в том, смогут ли новые партии конкурировать хотя бы на каком-то уровне с куда более мощными в организационном и финансовом плане старыми партиями. Было сомнение и в том, что партии и региональные власти не впадут в искушение и не будут массово не допускать «новичков» к местным выборам под разными предлогами. В ответ на эти сомнения администрация президента демонстративно и публично выступила с поддержкой идеи политической конкуренции как базовой ценности в политическом процессе.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Партийная система современной России"

Книги похожие на "Партийная система современной России" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Павел Данилин

Павел Данилин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Павел Данилин - Партийная система современной России"

Отзывы читателей о книге "Партийная система современной России", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.