» » » » Светлана Гасумова - Информационные технологии в социальной сфере


Авторские права

Светлана Гасумова - Информационные технологии в социальной сфере

Здесь можно купить и скачать "Светлана Гасумова - Информационные технологии в социальной сфере" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Интернет, издательство Литагент «Дашков и К»016fe42b-d4b3-11e5-bb2a-0cc47a1952f2, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Светлана Гасумова - Информационные технологии в социальной сфере
Рейтинг:
Название:
Информационные технологии в социальной сфере
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2015
ISBN:
978-5-394-02236-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Информационные технологии в социальной сфере"

Описание и краткое содержание "Информационные технологии в социальной сфере" читать бесплатно онлайн.



В учебном пособии дан теоретико-методологический анализ процесса информатизации социальной сферы, рассмотрены основные направления технологизации информационного пространства социальной сферы в современных условиях и опыт практического использования информационных технологий в различных областях социальной работы в России и за рубежом. Для студентов бакалавриата, обучающихся по направлениям подготовки «Социальная работа», «Организация работы с молодежью» и «Социология». Пособие является лауреатом конкурса на лучшую научную книгу, проводимого Фондом развития отечественного образования; лауреатом конкурса «Лучшее учебно-методическое издание в отрасли» из серии «Золотой фонд отечественной науки», проводимого Российской академией естествознания; обладателем «Национального сертификата качества Российской академии естествознания».






Итак, основным признаком постиндустриального общества является переход на стадию сервисного хозяйства. Возрастает социальный спрос на разного рода услуги. Постиндустриальное общество – это общество оказания и потребления услуг3. В сферу услуг входят финансовые, информационно-вычислительные и информационно-телекоммуникационные, торговые, образовательные, медицинские, культурно-досуговые, жилищнокоммунальные, бытовые, туристические, юридические, гостиничные, охранные, транспортные и иные услуги.

По мнению профессора И. В. Соколовой4, для характеристики постиндустриального общества важно использовать динамику соотношения производства и потребления в обществе, которая представлена на рис. 1.1.


Рис. 1.1. Динамика соотношения производства и потребления в обществе5


Концепция информационного общества стала разрабатываться со второй половины 1960-х годов в ряде развитых стран как модификация теорий постиндустриального общества. Заметим, что наряду с понятием “информационное общество” часто использовались понятия “технотронное общество”, “общество знания” и др. Дело в том, что разные исследователи, разрабатывая собственные концепции, по-разному называли общество будущего. Среди менее известных формулировок – постбуржуазное (Дж. Лихтайм), посткапиталистическое, или общество сервисного класса (Р. Дарендорф), программируемое, или постиндустриальное (А. Турен), постмодернистское (А. Этциони), постцивилизационное (К. Боулдинг), постэкономическое (Г. Кан), пост-протестантское (С. Алстром), постисторическое (Р. Сейденберг), постпотребительское (Д. Рисман), пострыночное (Дж. Рифкин), интеллектуальное (П. Дракер), общество “третьей волны”, или супериндустриальное (Э. Тоффлер), коммуникативное общество (Н. Луман) и т. д.6 Впоследствии их формулировки заменились общим названием, отражающим сущность процесса постиндустриализации, – “информационное общество”.

Если проследить генезис понятия, то сам термин “информационное общество” был употреблен в Японии в 1966 г. в докладе группы по научным, техническим и экономическим исследованиям. В нем утверждалось, что информационное общество представляет собой общество, в котором имеется в изобилии высокая по качеству информация, а также есть все необходимые средства ее распределения7. По другим источникам8 понятие возникло в конце 50-х – начале 60-х гг., а его авторами разные исследователи называют Т. Умесао9, Ф. Махлупа10.

В 1980-х гг. исследования проблем информационного общества за рубежом значительно расширились. Представители этого направления – А. Турен и М. Понятовский во Франции, Ю. Хабермас и Н. Луман в Германии, Д. Белл, Э. Тоффлер и М. Кастельс в США, И. Масуда в Японии. Среди наиболее известных во всем мире трудов о будущем обществе можно выделить “Грядущее постиндустриальное общество” Д. Белла и работы Э. Тоффлера, широко распространенные в России: “Третья волна”11, “Шок будущего”12, “Метаморфозы власти”13.

В дальнейшем понятие “информационное общество” закрепилось в иностранной лексике, на государственном уровне стало связываться с программами развития информационной сферы. Однако технологическая составляющая в определении сути информационного общества долго доминировала. Всегда подчеркивалось, что в этом типе общества информационные и телекоммуникационные технологии создают широкие возможности для передачи, хранения и обработки информации, ускоренными темпами развивается информационный сектор экономики. Социальным же аспектам долгое время не придавалось особого значения. Хотя довольно часто термин “информационное общество” носил элемент символизма. Подразумевалось, что информация является своего рода талисманом в создании общества нового типа, где царят разум и согласие, а не грубая сила и материализм14.

Отечественная наука обратилась к проблематике информационного общества гораздо позже зарубежной, что в значительной степени было обусловлено идеологией, насаждавшейся в СССР. В качестве объективной закономерности должно было рассматриваться формирование во всем мире социалистического и коммунистического общества, а не постиндустриального и информационного. В этих терминах, по мнению профессора И. В. Соколовой, бывшее политическое руководство страны “видело альтернативу и угрозу привычным для себя формационным терминам”15. В результате вплоть до середины 1980-х гг. концепция информационного общества критиковалась и расценивалась как “буржуазная”16.

Объективно становление информационного общества связано с доминированием информационного сектора экономики, следующего за сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. Капитал и труд как основа индустриального общества уступают место информации и знаниям. Производство информационных продуктов и оказание информационных услуг преобладают над всеми другими видами социально-экономической активности людей.

По определению профессора А. И. Ракитова, информационное общество – это общество, в котором главным продуктом производства являются знания17.

Понятие “информационное общество” нашло отражение в российском законодательстве. Оно было разработано ФГУП “Московский научно-исследовательский центр Минсвязи России” и приведено в руководящем документе18 РД 115.005-2002. Информационное общество определялось как общество, в котором информационные процессы осуществляются главным образом на основе использования инфокоммуникационных технологий и информационные ресурсы доступны всем слоям населения. В Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной в 2008 г., дается также некая сущностная характеристика информационного общества.

По мнению законодателя, оно характеризуется высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти19.

Основной смысл концепции информационного общества, сформулированный учеными этого направления, может быть представлен следующими тезисами20:

• бóльшая часть населения в информационном обществе занята информационной деятельностью;

• одной из главных социальных ценностей, объединяющих общество, главным продуктом производства и основным товаром становится информация;

• власть в обществе переходит в руки информационной элиты (“датократов”, “инфократов”);

• классовая структура общества лишается смысла, постепенно нивелируется, уступает место элитарно-массовой структуре; исчезает пролетариат, а с ним и все противоречия; появляется “когнитариат” и новое компьютерное поколение свободных людей – “хомо интеллектус”;

• классы сменяются социально недифференцированными “информационными сообществами”;

• развиваются малые экономические формы занятости – индивидуальная деятельность на дому;

• “электронный коттедж” становится моделью человеческого существования в будущем.

1.2. Критерии перехода общества к постиндустриальной и информационной стадиям развития

С точки зрения классификации стадий общественного развития, включающей доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное и информационное общество, в настоящее время большая часть развитых стран мира находятся на индустриальной либо постиндустриальной стадии развития. Постиндустриальное общество начало формироваться в середине XX в. Лишь наиболее развитые страны сегодня уже осуществляют переход от постиндустриального к информационному обществу21.

Профессор И. В. Соколова выделяет критерии перехода общества к постиндустриальной и информационной стадиям развития: социально-экономический, технический и космический22.

Социально-экономический критерий (критерий занятости). Оценивается процент экономически активного населения, занятого в сфере услуг (рис. 1.2):

• если в обществе более 50 % населения занято в сфере услуг, наступила постиндустриальная фаза его развития;

• если в обществе более 50 % населения занято в сфере информационно-интеллектуальных услуг, общество становится информационным.

По данному критерию США вступили в постиндустриальный период своего развития в 1956–1960 гг. (штат Калифорния – “силиконовая или кремниевая долина” – преодолел этот рубеж еще в 1910 г.), а информационным обществом США стали в 1974 г. Финляндия вступила в постиндустриальное общество в 1980 г. Россия по данному критерию, как и большинство развитых стран, в настоящее время находится на постиндустриальном этапе развития23. Это подтверждается и данными исследований зарубежных организаций. Любопытно, что, даже по оценкам ЦРУ США, доля занятых в сфере услуг в России в 2010 г. составляла уже 62,7%24.


1 – в производстве продуктов питания (аграрное общество);


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Информационные технологии в социальной сфере"

Книги похожие на "Информационные технологии в социальной сфере" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Светлана Гасумова

Светлана Гасумова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Светлана Гасумова - Информационные технологии в социальной сфере"

Отзывы читателей о книге "Информационные технологии в социальной сфере", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.