» » » » Светлана Гасумова - Информационные технологии в социальной сфере


Авторские права

Светлана Гасумова - Информационные технологии в социальной сфере

Здесь можно купить и скачать "Светлана Гасумова - Информационные технологии в социальной сфере" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Интернет, издательство Литагент «Дашков и К»016fe42b-d4b3-11e5-bb2a-0cc47a1952f2, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Светлана Гасумова - Информационные технологии в социальной сфере
Рейтинг:
Название:
Информационные технологии в социальной сфере
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2015
ISBN:
978-5-394-02236-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Информационные технологии в социальной сфере"

Описание и краткое содержание "Информационные технологии в социальной сфере" читать бесплатно онлайн.



В учебном пособии дан теоретико-методологический анализ процесса информатизации социальной сферы, рассмотрены основные направления технологизации информационного пространства социальной сферы в современных условиях и опыт практического использования информационных технологий в различных областях социальной работы в России и за рубежом. Для студентов бакалавриата, обучающихся по направлениям подготовки «Социальная работа», «Организация работы с молодежью» и «Социология». Пособие является лауреатом конкурса на лучшую научную книгу, проводимого Фондом развития отечественного образования; лауреатом конкурса «Лучшее учебно-методическое издание в отрасли» из серии «Золотой фонд отечественной науки», проводимого Российской академией естествознания; обладателем «Национального сертификата качества Российской академии естествознания».






В связи с проблемой поиска единого, конкретного определения термина “информатизация” в 1994 г. В. А. Копыловым под руководством академика АЕН РФ Г. Т. Артамонова был проведен анализ различных определений, представленных ведущими отечественными учеными47. Проанализировав их, исследователь пришел к любопытным заключениям, на наш взгляд, наиболее полно характеризующим рассматриваемое понятие. Оказалось, что, несмотря на внешнее различие трактовок, они укладываются в одну общую модель, состоящую из трех элементов (рис. 1.3). Причем в одних определениях присутствуют все три элемента, в других – два или один. Нет полного терминологического совпадения по каждому элементу, однако очевидна семантическая близость.

В российском законодательстве определение термина “информатизация” было сформулировано в Федеральном законе от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ “Об информации, информатизации и защите информации”. В настоящее время он утратил силу с введением в действие Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и защите информации”.


Рис. 1.3. Модель определения термина “информатизация”


Информатизация – это организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов. Данное определение продолжает широко применяться в научной литературе и позитивно оценивается большинством исследователей. Считается крайне важным, что информатизация рассматривается как процесс развития всего общества, имеющий общегосударственное значение.

Чтобы сформулировать, что мы будем понимать под конкретной предметной областью сферы информатизации, необходимо раскрыть понятие “социальная сфера”.

Прежде всего отметим, что разделение жизни общества на различные сферы является основанием для функциональной структуры социологического знания48. В соответствии с таким подходом общественная жизнь имеет экономическую, социальную, политическую и духовную сферы. Функциональная роль социальной сферы в жизни общества заключается в том, что в ее рамках происходят воспроизводство и изменения социальных связей между людьми, условий и образа их жизнедеятельности, условий формирования и удовлетворения их жизненных потребностей49.

В теории информационного общества чаще всего выделяются четыре сферы общественного воспроизводства: социальная, информационная, организационная и техническая (материальная, экономическая). Сокращенные названия обозначенных сфер широко используются при анализе процесса информатизации общества: социосфера, инфосфера, оргсфера, техносфера. Эти структуры как “сферы общества” выделялись Тоффлером (только “оргсфера” у него “властная сфера”), они фактически исследуются Беллом, который, правда, объединяет социальную и экономическую сферы в одну, а также Кастельсом, но под другими названиями; высший приоритет среди обозначенных сфер имеет социальная (гуманитарная) сфера, поскольку она воспроизводит продукт/ресурс высшего приоритета – людей50.

Не только в теории информационного общества, но и в непосредственно связанных с феноменом информатизации концепциях постиндустриального общества (Д. Белл), глобального общества (И. Валлерштайн) и коммуникативного общества (Н. Луман) логика размышлений о современности строится, исходя из признания автономности развития разных сфер общества51.

Вообще категория “социальное” в социологии выражает ее предмет и предназначена для отделения социальных явлений от несоциальных52. Социальная сфера в социологической теории чаще всего понимается как “одна из основных сфер общественной жизни, основой которой выступает система социальных отношений между людьми и их объединениями”53.

Приведем две точки зрения на эту систему социальных отношений. Одна из них, наиболее распространенная, характеризует социальные отношения как отношения между группами, классами, нациями, народностями, иногда сюда включаются отношения в семье и в трудовых коллективах. Другая точка зрения рассматривает социальные отношения как отношения по обеспечению жизненными средствами; по воспроизводству природных данных человека; по приобщению к производству; по приобщению к общению54. Все они могут и должны подвергнуться глубокому социологическому анализу.

Именно вторая точка зрения отражена в определении понятия “социальная сфера”, сформулированном Г. И. Осадчей – одним из разработчиков основ методологии социологического анализа социальной сферы55. Социальная сфера – это целостная, постоянно изменяющаяся подсистема общества, порожденная его объективной потребностью в непрерывном воспроизводстве субъектов социального процесса. Это устойчивая область человеческой деятельности по воспроизводству своей жизни, пространство реализации социальной функции общества. Именно в ней обретает смысл социальная политика государства, реализуются социальные и гражданские права человека.

Опираясь на обозначенный подход, в качестве основного выберем определение, разработанное специально для рассмотрения проблем информатизации социальной сферы профессором И. В. Соколовой, которая сегодня развивает новое направление в социологии – социологию информатизации. Социальная сфера – это пространство и процесс расширенного воспроизводства человека как личности, как субъекта исторического процесса. “При этом важно помнить, – подчеркивает И. В. Соколова, – что имеется в виду как физическое, так и культурно-духовное формирование личности. Это очень важный методологический момент, так как развитие интеллектуальной и культурно-духовной деятельности как стержня информатизации невозможно без соответствующего прогресса в физическом развитии человека”56.

Таким образом, рассмотрев понятия “информатизация” и “социальная сфера”, можно сформулировать определение информатизации социальной сферы как социального процесса. Под ней мы будем понимать повышение эффективности применения информации в процессе и пространстве расширенного воспроизводства человека как личности, как субъекта исторического процесса с помощью перспективных информационных технологий.

На необходимость исследования особенностей процесса информатизации в социальной сфере обращают внимание многие ученые. Они признают, что тенденция актуализации именно социальных характеристик нынешнего этапа научно-технического прогресса четко обозначилась, целенаправленно выдвинув человека в центр современных научных исследований. Возникла необходимость рассматривать научный прогресс в области информатики и вычислительной техники в контексте социального бытия как особой части жизни общества, детерминируемой на каждом этапе своего развития общим состоянием культуры данной исторической эпохи, ее ценностными ориентациями и мировоззренческими установками57.

Для понимания сущности процесса информатизации социальной сферы целесообразно использовать подход к структуре процесса информатизации, разработанный профессором И. В. Соколовой58. Структура процесса информатизации включает три диалектически взаимосвязанных процесса:

1) медиатизацию – процесс совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации;

2) компьютеризацию – процесс совершенствования средств поиска и обработки информации;

3) интеллектуализацию – процесс развития знаний и способностей людей к восприятию и порождению информации.

“Нетрудно заметить, – отмечает профессор К. К. Колин, – что все эти три составляющих процесса информатизации общества заключают в себе не только инструментальнотехнологические, но главным образом социальные, “человеческие” компоненты59”.

В идеале на лидирующем месте должна находиться интеллектуализация, далее – медиатизация и компьютеризация. Информатизация должна иметь своей целью сохранение и развитие национального способа мышления, ментальности, позволяющей эффективно познавать и моделировать социальные процессы в том или ином конкретном объекте на базе возможностей, предоставляемых новыми информационными технологиями.

Однако, оценивая современное расположение слагаемых информатизации, И. В. Соколова отмечает его прямую противоположность идеальному и делает вывод о реализации не диалектического, а антагонистического варианта их взаимосвязи. Компьютеризация, существенно опережая по темпам процессы медиатизации и тем более интеллектуализации, развивается за их счет, привнося в общество соответствующие социальные издержки.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Информационные технологии в социальной сфере"

Книги похожие на "Информационные технологии в социальной сфере" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Светлана Гасумова

Светлана Гасумова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Светлана Гасумова - Информационные технологии в социальной сфере"

Отзывы читателей о книге "Информационные технологии в социальной сфере", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.