Халиль Барлыбаев - Избранные труды. Том II. Философская антропология, глобализация, устойчивое развитие, сознание и идентичность

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Избранные труды. Том II. Философская антропология, глобализация, устойчивое развитие, сознание и идентичность"
Описание и краткое содержание "Избранные труды. Том II. Философская антропология, глобализация, устойчивое развитие, сознание и идентичность" читать бесплатно онлайн.
Во второй том включены работы доктора философских наук, доктора экономических наук, профессора РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, научного сотрудника Института философии РАН, депутата Государственной Думы ФС РФ III созыва Х. А. Барлыбаева, касающиеся взаимосвязанного анализа проблем философской антропологии как основы исследования генезиса, сущности и содержания концепции устойчивого развития и глобалистики. Такой анализ закономерно распространяется на изучение вопросов универсальной эволюции, идентичности, структуры сознания, истины и справедливости как системообразующих ценностей.
Рекомендуется специалистам разных профессий, научным работникам, преподавателям, аспирантам, магистрантам и студентам бакалавриата, всем интересующимся вопросами философской антропологии в контексте перехода к устойчивому развитию и глобальных проблемам современности.
Очевидно, что эволюция анатомии и физиологии человека, его разнообразные способности не остановились на том уровне, на каком они сегодня находятся. Если, к примеру, с момента возникновения у человека сознания до появления способности к разговорной речи прошло более миллиона лет, то трудно представить, какие способности могут появиться у него в течение будущего миллиона лет. Это тем более неизбежно при ныне достигнутом характере и уровне человеческой цивилизации. Эволюцию остановить невозможно, она будет продолжаться, пока есть жизнь, и у вида «человек разумный» она прекратится только с прекращением его существования как такового. Доказательством этому являются известные изменения в телосложении человека, уже произошедшие у последних двух – трех поколений людей.
После материально-накопительного периода должен наступить интеллектуально-гуманистический период. Если этого не произойдет, человечество просто прекратит свое существование. Этому посвящен специальный анализ ниже – при рассмотрении проблем перехода мирового сообщества на рельсы устойчивого развития.
1.2. Что общего между человеком и другими представителями животного мира
Человек является одним из множества элементов в структуре животного мира. В системе биологической классификации он относится к виду человек разумный, к роду человек, к семейству гоминид, к отряду приматов, к классу млекопитающих, к типу хордовых. У него две пары конечностей, замкнутая сердечно-сосудистая система, трубчатая нервная система. Он обладает тем же комплексом органов, имеющихся у большинства млекопитающих, подобно им размножается путем совокупления самцов с самками и деторождения. Свою жизнеспособность человек обеспечивает, как и весь остальной животный мир, путем: вдыхания через носовое отверстие воздуха; употребления вовнутрь пищи и воды через рот; переваривания их в желудке, превращения их полезных составных частей и элементов своего организма; выведения ненужных для организма остатков переработанной пищи и воды через предназначенные для этого каналы. При этом человек представляет собой всеядное животное, как ни один из других видов он способен употреблять в пищу продукты, изготовленные из бесчисленного множества остальных видов животных, растений, а также из микроэлементов неживой природы. Более того, в течение сотен тысяч лет люди были способны поедать друг друга (некоторые делают это до сих пор), что очень редко встречается среди других видов животных.
Особенностью человека в употреблении пищи является то, что он, используя свое сознание, научился выращивать для этого окультуренные растения и одомашненных животных, готовить из продуктов изысканные блюда и изделия. Показательно, что источником исходных материалов для этого служит все та же природная среда.
Как и всякое живое существо, человек всецело зависит от окружающих природных условий жизни: не может жить без воздуха в течение всего нескольких минут, без воды – не более 4–5 дней, без пищи может продержаться около двух – трех недель. Ввиду отсутствия волосяного покрова человек себя комфортно чувствует при температуре от +18 до +28 градусов по Цельсию, а при температуре ниже –45 и выше +45 градусов не может жить вообще вне искусственно созданной среды. Вследствие указанных обстоятельств человек вынужден изготавливать и носить одежду, строить отапливаемые помещения и жить в этих помещениях, по своему функциональному назначению ничем не отличающихся от звериных нор и птичьих гнезд, кроме того, что являются продуктом сознательной человеческой деятельности.
Никаких природных законов, доказывающих более высокое положение человека по сравнению с остальным животным миром, не выявлено. На него претендует только сам человек с помощью своего сознания. Он сам изображает себя существом, находящимся между представляемым им богом и остальным миром. Это обусловливается свойствами человеческого сознания. Оно позволяет человеку осознавать, понимать и познавать себя и окружающий мир только до определенных пределов, так сказать, в рамках некоего «круга известности». Вне этого круга для человека находится таинственный мир, господствуют сверхъестественные силы. Тайной для человека являются бесконечность времени (назад и вперед) и пространства (вглубь материи и ввысь к просторам мироздания), сила и источник происхождения мироздания, живых существ, человека и его сознания. Тайной для человека является и он сам. Он не знает, что такое есть он сам.
В лучшем случае человек предпочитает не думать, не обсуждать и не гадать о том, что представляет собой мир за «кругом известности», добровольно и осознанно признает свое бессилие в объяснении этого мира. Однако, как правило, сознание не успокаивается на этом. Помимо воли и желания самого человека его сознание рисует перед ним самые невероятные картины всего, с чем оно соприкасается и, более того, всего, что может быть за «кругом известности», что недоступно рациональному познанию и объяснению.
В пределах «круга известности» человек прекрасно понимает, что он является рядовым представителем животного мира, одной из биологических популяций наряду с другими популяциями. Однако наличие у него сознания – таинственного свойства, понимание сути, механизма возникновения и функционирования которого человеком находится за «кругом известности» – позволяет этому же сознанию считать человека более высоким созданием, чем остальные представители животного мира.
Человек – биологическое существо, неразрываемой пуповиной связанное с окружающей природой, его физическая натура эволюционирует вместе с природной средой земного шара. Об этом свидетельствуют вся его многомиллионная жизненная история на земном шаре, его развитие от телесного строения австралопитека до сегодняшней физической конституции. Но если со времен австралопитека до кроманьонца в течение около 7 млн лет человек по существу питался и жил как зверь, постоянно передвигался на своих ногах, бегал за зверем или убегал от него, одним словом, вел слитный с природой, полностью коррелированный с ней образ жизни, то со времен кроманьонца в течение 35–40 тыс. лет, то есть в 200–250 раз меньше времени, чем до этого, он живет отдельно от природы, наперекор ей, подавляя и эксплуатируя ее. В этом, в основном, ему помогает его сознание, в особенности интеллектуальное.
Современный человек питается совсем другой пищей, чем его далекий предок. Поэтому у него другой желудок и другая схема превращения энергии пищи в мускульную энергию. Он сегодня не бегает как его предок, а больше сидит в автомобиле, за компьютером или за рабочим столом, постоянно живет в тепле и комфорте. Раньше слабые дети умирали, а ныне медицина большинству слабых дает длительную жизнь с возможностью давать ослабленное потомство. Такой образ жизни способствует изменениям человеческого организма на генетическом уровне, скорее всего, в направлении ослабления жизнеспособности и деградации.
Внешний вид и физическая конституция нынешнего человека в корне отличаются от того, что было у его предков: он сегодня намного более крупный, тяжелый, но физически маловыносливый, изнеженный, легко подвергается различного рода болезням, слабо приспособлен противостоять физическим, материальным и моральным лишениям. То, что современный человек живет дольше, чем его предки, не означает, что он стал более устойчивым к различным угрозам его жизни и здоровью по сравнению с ними, а также способным продлить свое дальнейшее пребывание на Земле. Все это, главным образом, является результатом достижений современной медицины, комфортности условий жизни и культуры питания.
Сегодняшний человек – уже не природное создание, а субъект, в основном «сфабрикованный» им самим. Природа за этого субъекта не отвечает, поскольку не она – его «автор» в нынешнем виде. Человек сам создал себя как новую популяцию среди других биологических видов. Однако сделать ее независимой от природы он не сумел, поскольку его творение все еще вынуждено дышать воздухом, пить воду, питаться пищей природного происхождения, а также всецело зависит от состояния климата. Тем не менее человек сам стал отравлять и уничтожать эти незаменимые ресурсы своего жизнеобеспечения. Более того, данная популяция стала уничтожать другие земные популяции, вредить самой природе, паразитировать на ней и разрушать ее.
Сегодня сам человек не знает, сколько времени на Земле способен еще прожить современная человеческая популяция. То, что она в нынешнем состоянии благополучно живет последние двести лет, никак не означает, что таким же образом она сможет жить последующие столетия и тысячелетия. По всем признакам очевидно, что человечеству для этого необходимо в корне менять свой сегодняшний образ жизни. В первую очередь, требуется активная исследовательская работа по выяснению характера, сроков реализации и глубины необходимых изменений в своей жизнедеятельности во взаимосвязи с эволюцией окружающей среды и собственной природы. Затем на основе результатов исследований встанут задачи практического характера. Самыми сложными среди этих задач являются: достижение глобального единодушия между государствами, народами и людьми по поводу согласованного решения насущных глобальных проблем, создания для этого всемирной законодательной, исполнительной и правоохранительной систем и их органов; реализации разработанной легитимным международным органом мирового сообщества – Организацией Объединенных Наций – концепции устойчивого развития человечества.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Избранные труды. Том II. Философская антропология, глобализация, устойчивое развитие, сознание и идентичность"
Книги похожие на "Избранные труды. Том II. Философская антропология, глобализация, устойчивое развитие, сознание и идентичность" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Халиль Барлыбаев - Избранные труды. Том II. Философская антропология, глобализация, устойчивое развитие, сознание и идентичность"
Отзывы читателей о книге "Избранные труды. Том II. Философская антропология, глобализация, устойчивое развитие, сознание и идентичность", комментарии и мнения людей о произведении.