» » » » Халиль Барлыбаев - Избранные труды. Том III. Экономическая теория, экономика и экология


Авторские права

Халиль Барлыбаев - Избранные труды. Том III. Экономическая теория, экономика и экология

Здесь можно купить и скачать "Халиль Барлыбаев - Избранные труды. Том III. Экономическая теория, экономика и экология" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Экономика, издательство ЛитагентНаучная библиотекаad55c2f8-d71b-11e5-bc44-0cc47a545a1e, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Халиль Барлыбаев - Избранные труды. Том III. Экономическая теория, экономика и экология
Рейтинг:
Название:
Избранные труды. Том III. Экономическая теория, экономика и экология
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2014
ISBN:
978-5-906660-26-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Избранные труды. Том III. Экономическая теория, экономика и экология"

Описание и краткое содержание "Избранные труды. Том III. Экономическая теория, экономика и экология" читать бесплатно онлайн.



Третий том включает работы доктора философских наук, доктора экономических наук, профессора РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, научного сотрудника Института философии РАН, депутата Государственной Думы ФС РФ III созыва Х. А. Барлыбаева, посвященные проблемам экономической теории, экономики и экологии. Дан анализ социально-экономической формы труда в различных обществах в разные исторические периоды, современной экономики Республики Башкортостан, в частности, особенностей приватизации в ней государственной собственности. Экологическая проблематика освещается в контексте концепции устойчивого развития.

Рекомендуется специалистам разных профессий, научным работникам, преподавателям, аспирантам, магистрантам и студентам бакалавриата, всем интересующимся теорией и практикой экономического развития, современными экологическими проблемами.






Из изложенного вытекает важный вывод о том, что формы обобществления труда необходимо исследовать во взаимосвязи и взаимообусловленности. Между тем в экономической литературе преобладает анализ этих форм в отдельности, изолированно друг от друга.

Причем если разделению труда уделяется чрезмерно много внимания, то кооперация и перемена труда еще не исследованы в той мере, в какой это необходимо.

Б. Обмен трудовой деятельностью в структуре общественной формы труда

При всех формациях самую глубокую основу и сердцевину отношений между людьми составляет обмен трудовой деятельностью, как правило, совершающийся неосознанно, на основе объективно пробивающей себе дорогу необходимости.

Обмен трудовой деятельностью, в сущности, сводится к проблеме превращения индивидуального труда в общественный. Рассмотрение двух крайних полюсов обмена трудовой деятельностью индивидуального и общественного – является абстракцией на уровне сущности, охватывающей и различные формы их взаимопроникновения в конкретных организационных формах: звеньях, бригадах, коллективах предприятий, объединений, отраслей и т. д. В процессе обмена трудом или результатами труда каждая из обменивающихся сторон олицетворяет для другойстороны общество, и именно через обмен каждая из сторон превращает свой индивидуальный труд в общественный. «…В содержании своего труда индивид определяется общественной связью и работает только как ее член, т. е. для удовлетворения потребностей всех других индивидов…»[71]. В другом месте К. Маркс писал: «Я произвожу поэтому только тогда для себя, когда я произвожу для общества, каждый член которого, в другом кругу, опять же работает для меня»[72]. К. Маркс часто показывает, как в основе становления определенной исторической общественной формы труда находится тот или иной способ превращения индивидуального труда в общественный, характер взаимосвязей, взаимообусловленности, взаимного полагання и отрицания, противоречий между ними как внутренними противоположностями труда.

При всех способах производства определенная общественная форма труда существует одновременно и как индивидуальный, и как общественный труд. Поскольку человек по своей естественной природе существует как обособленный индивид, который «не может сбросить с себя своей личной определенности»[73], постольку его труд и деятельность всегда представляют собой индивидуальный, разграниченный от труда и деятельности других индивидов процесс. Даже при выполнении однородных трудовых операций в первобытной общине, при простой кооперации или при обслуживании сложной системы машин в современных условиях, когда трудно выделить вклад отдельного работника в общий результат, трудовая деятельность каждого индивида имеет обособленную в пространстве и времени форму.

Вместе с тем, поскольку вся жизнедеятельность человека проявляется только в обществе и через общество, человек как родовое существо проявляется только как общественное существо[74], постольку и труд как важнейший атрибут, придающий человеку общественную сущность, во всяком обществе существует как общественное явление, как общественный труд: «… на всех ступенях производства существует известная общность труда, общественный характер последнего и т. д.»[75]. «Человек есть в самом буквальном смысле (общественное животное), не только животное, которому свойственно общение, но животное, которое только в обществе… и может обособляться»[76].

Таким образом, во всяком обществе труд, рассматриваемый с материальной, естественно-природной стороны как общая для всех способов производства категория, приобретает специфическую общественную форму, являясь одновременно и индивидуальным и общественным трудом. Эти две стороны одного и того же труда существуют друг в друге как «свое иное». Индивидуальный труд уже не только индивидуальный труд, а одновременно общественный труд. Вместе с тем общественный труд неизменно есть индивидуальный труд, деятельность отдельных индивидов.

Существуя только при обязательном взаимном предполаганин, взаимосвязи и единстве, индивидуальная и общественная стороны труда отрицают друг друга, находятся в противоречии. Так, индивидуальный труд как таковой не может существовать иначе как индивидуальный труд, обусловленный затратами физических и духовных способностей отдельного, обособленного индивида. Тем самым индивидуальная сторона труда отрицает его общественную сторону.

Вместе с тем общественная сторона труда, труд как общественный труд отрицает индивидуальный, придает ему общественную значимость, стремится стереть всякие различия между разными видами и затратами индивидуального труда. Постоянное возникновение и разрешение противоречий между двумя указанными сторонами труда является источником движения труда как целостности, а разрешение данного противоречия сводится к проблеме постоянного превращения индивидуального труда в общественный.

Характер становления индивидуального труда в качестве общественного при различных способах производства обстоятельно проанализирован К. Марксом во многих его работах. Особенно тщательно исследовал К. Маркс диалектику превращения индивидуального труда в общественный при капитализме, сопровождая это исследование сравнительным анализом докапиталистических форм труда. Кроме того, на основе изучения закономерностей развития общественных форм труда он гениально раскрыл основные черты, характер движения труда путем разрешения его внутренних противоречий при коммунизме. Он считал, что при коммунизме будет происходить реальное превращение индивидуального труда в общественный, и наоборот[77].

Таким образом, превращение индивидуального труда в общественный, хотя и осуществляющееся по-разному при разных способах производства, составляет основу становления общественной формы труда на всех этапах человеческой истории. При этом, как указывалось, наблюдаются взаимопереходы двух сторон труда: индивидуальный труд существует как общественный, и наоборот; однако ведущей стороной этого процесса является превращение индивидуального труда в общественный, становление именно общественного качества труда. Диалектика такого явления охарактеризована К. Марксом следующим образом: «… сколь бы обе крайности ни выступали в своем существовании как действительные и как крайности, свойство быть крайностью кроется все же лишь в сущности одной из них, в другой же крайность не имеет значения истинной действительности. Одна из крайностей берет верх над другой. Положение обеих не одинаково»[78].

При становлении общественной формы труда из противоречия между индивидуальной и общественной крайностями труда значение истинной действительности принадлежит общественной стороне; она берет верх над индивидуальной стороной труда. Различный характер и способ превращения индивидуального труда в общественный обусловливает становление различных, специфических общественных форм труда из движения труда как естественно-природного процесса и тем самым разных систем производственных отношений.

Единство, взаимо переходы и противоречия индивидуального и общественного труда существуют в двух отношениях: качественном и количественном. То есть необходимо сведение, превращение индивидуального труда в общественный, одновременное существование труда индивидов как общественного в качественной и количественной определенности.

Качественная определенность индивидуального труда характеризуется его целесообразной направленностью и представляет собой определенный род производительной деятельности, который определяется своей целью, характером операций, предметом, средствами и результатом[79]. Следовательно, разные виды индивидуального труда обладают различной качественной определенностью, создают разные предметы потребления и услуги, направлены на удовлетворение различных потребностей людей.

Количественная определенность индивидуального труда связана с расходованием энергии человеческого мозга, мускулов, нервов, рук и т. д. в процессе труда. Наиболее удобным практическим показателем величины затрат труда является рабочее время. Очевидно, что количество затрат труда на производство единицы продукта у разных индивидов может быть самым различным. Одним из аспектов количественной определенности труда является степень умелости, искусности и квалификации индивида при осуществлении трудовых операций, поскольку эти свойства работника, с одной стороны, требуют больших затрат времени и труда на подготовку такой рабочей силы, а с другой – как следствие этого труд воплощается в качественно лучшем илив количественно большем объеме продуктов. Этот аспект количественного соотношения различных видов труда К. Маркс исследует через проблему простого и сложного труда.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Избранные труды. Том III. Экономическая теория, экономика и экология"

Книги похожие на "Избранные труды. Том III. Экономическая теория, экономика и экология" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Халиль Барлыбаев

Халиль Барлыбаев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Халиль Барлыбаев - Избранные труды. Том III. Экономическая теория, экономика и экология"

Отзывы читателей о книге "Избранные труды. Том III. Экономическая теория, экономика и экология", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.