» » » Тамара Науменко - Философия массовой коммуникации


Авторские права

Тамара Науменко - Философия массовой коммуникации

Здесь можно купить и скачать "Тамара Науменко - Философия массовой коммуникации" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, социальное, издательство ЛитагентНаучная библиотекаad55c2f8-d71b-11e5-bc44-0cc47a545a1e, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Тамара Науменко - Философия массовой коммуникации
Рейтинг:
Название:
Философия массовой коммуникации
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
978-5-9904757-0-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Философия массовой коммуникации"

Описание и краткое содержание "Философия массовой коммуникации" читать бесплатно онлайн.



Почему массовая коммуникация на протяжении всей истории своего существования является столь востребованной в обществе, но при этом ко всем, кто участвует в процессе ее осуществления, предъявляются претензии и звучат упреки? В чем сущность этого важнейшего социального процесса? Какова его роль в обществе? Кто является субъектами массово-коммуникативной деятельности и каким представляется ее объект? Как массовая коммуникация связана с ценностными установками общества, и, наконец, что же такое свобода массовой коммуникации, о которой много веков спорят ученые, политики, журналисты и философы? На эти важнейшие вопросы автор дает аргументированные ответы, основанные на социально-философском анализе массовой коммуникации как социального процесса. В пособии в результате всестороннего философского анализа вскрывается сущность массовой коммуникации, что способствует не только оптимизации исследований этого процесса, но и гармонизации всех подсистем в системе общества как целостной системы. Пособие предназначено для студентов, аспирантов, преподавателей и научных работников, занимающихся проблемами философии и теории массовой коммуникации, проблемами связей с общественностью, а также анализом социальных процессов и социальных институтов.






Актуальными стали совсем другие типы событий, явлений, фактов.

Но ведь трудовая деятельность миллионов людей, занятых в материальном производстве, не испарилась из действительности. Она «испарилась» лишь из газетных полос и каналов радио и телевидения. Значит, социолог должен сделать вывод, что изменились не просто сами оценки, но и их субъекты.

Если мы проанализируем газетные полосы и разделы радио и телепередач, посвященные международным проблемам, которые, казалось бы, не должны были претерпеть видимых изменений – ведь международная жизнь в меньшей степени зависит от изменения субъектов социальной (в частности политической) деятельности в нашей стране – то и там мы увидим резкие девиации в оценках международных событий, подаваемых как новости, заслуживающие внимания общественности (читателей, слушателей, зрителей).

Если в советское время речь часто шла, например, о весенних и осенних «наступлениях трудящихся», сообщениями, оценками, комментариями и анализом которых заполнялись непременные рубрики типа «На полях классовых битв», то сейчас такие сообщения весьма и весьма редки, а их оценки в тех же самых газетах (не рискнувших, боясь потерять подписчиков, даже на изменение собственных названий, если уж поменялся их хозяин) как бы поменяли полярность.

Если, например, студенческие волнения, скажем, во Франции оценивались раньше как борьба прогрессивной молодежи против засилия монополий, то теперь, оказывается, что такие выступления – это несправедливые бунты избалованной молодежи против справедливых мер правительства, пытающегося стабилизировать ситуацию и желающего им же, студентам, только добра.

Разумеется, такие оценки могут касаться любых фактов, любых событий из любой области. Но это всегда оценки событий актуальных, представляющих «злобу дня», представляющих интерес, в конечном счете, субъекта социальной деятельности, даже если он и представлен в форме интереса читателей, зрителей и т. д.

Массовую коммуникацию интересует только то, что актуально сегодня, то есть то, важно, существенно для настоящего времени, настоящего момента (даже если речь идет о длительных социальных процессах, которые отслеживаются порой месяцами, а то и годами). За такую особенность массовую коммуникацию часто не любят (ученые, политики), именно поэтому контактов с журналистами порой избегают.

Но деятельность массовой коммуникации не может протекать иначе, ибо суть ее деятельности – оценка актуального и внедрение этой оценки в массовое сознание. Отсюда – конкуренция, особенно в области так называемой новостийной журналистики.

Сфера деятельности массовой коммуникации – сфера актуального. Ее задача (функция) – внесение в массовое сознание оценок на материале конкретных актуальных событий.

Оценки, транслируемые массовой коммуникацией, суть духовные значения специализированного сознания (идеологемы), преобразованные и адаптированные для восприятия общественным мнением (общественной психологией). Массовая коммуникация преподносит массовому сознанию готовые оценки, предназначенные, в том числе и по преимуществу, для некритического восприятия последним. Отсюда открываются широкие возможности для деятельности по формированию и даже манипулированию массовым сознанием (общественным мнением) со стороны СМК и стоящих за ними социальных субъектов в своих целях.

Изложенное выше, как представляется, позволяет дать следующее определение массовой коммуникации: массовая коммуникация – разновидность духовно-практической деятельности, то есть деятельности по переносу, трансляции в массовое сознание (общественное мнение) оценок текущих событий, признаваемых социально актуальными.

Выработав сущностное определение массовой коммуникации, логикой социально-философского исследования мы приблизились к выявлению таких базовых характеристик этого социального процесса, как сущность, явление, содержание, форма и функция.

Тема 4. Массовая коммуникация: сущность, явление, содержание, формы

Массовая коммуникация есть духовно-практическая деятельность, но не вся и не всякая, а только та ее разновидность, которая связана с осуществлением необходимой оперативной ориентации, причем, по преимуществу, в идеологически актуальном, например, в важных вопросах внутренней и внешней политики, то есть, по сути, «оценка текущих событий.» Исходя из этого, а также опираясь на разработанное выше определение массовой коммуникации, мы можем констатировать, что сущностью массовой коммуникации как деятельности, массово-коммуникативной деятельности является воздействие на общество путем внедрения в массовое сознание определенной системы ценностей.

Духовно-практическая деятельность (на что указывает уже сам термин) есть связующее звено между миром духа и миром практики. Ее функция – перенесение духовных значений, полученных как результаты духовной (теоретической) деятельности, в практику.

Суть духовной деятельности – отражение, причем зачастую – опережающее отражение практики, которое открывает возможность не просто отражать практику посредством сознания, но и задавать практике ориентиры дальнейшего, уже сознательного развития, строить программы самой практической деятельности.

Духовно-практическая деятельность осуществляет связь между духовной и практической деятельностью. Это выражается в адаптации духовных значений (в частности, теоретических знаний) к непосредственному практическому использованию. Для этого продукты духовной деятельности должны быть трансформированы, переведены в формы, пригодные для практического использования, адаптированы к миру практики, в первую очередь и по преимуществу, к уровню сознания, функционирующему непосредственно в самой практике, то есть к массовому сознанию, к практическому духу.

Массовая коммуникация – это вид духовно-практической деятельности, то есть деятельности по трансляции, переносу в практическое сознание ценностей специализированного сознания в форме оценок, которые всегда являются оценками тех или иных социальных общностей, групп.

Из истории массовой коммуникации, как уже упоминалось, известно, что она в историческом плане – объект сравнительно молодой: ее возникновение в том понимании, о котором мы говорим сегодня, связывают с переходом от феодализма к капитализму, когда активно складываются рыночные, по сути, капиталистические отношения, растет международная торговля, когда молодая буржуазия начинает активно заявлять свои претензии на социальное, в том числе политическое, лидерство в обществе.

Массовая коммуникация как система сложилась на фоне жесткой схватки феодальных структур со становящимся на ноги третьим сословием, и в ходе этого процесса (являясь, по сути, его аспектом) свой явно политический характер не пыталась скрывать. Поэтому, как представляется, можно считать вполне обоснованным вывод о том, что массовая коммуникация родилась как политическая коммуникация… Несмотря на получившее в последние десятилетия широкое развитие так называемых «неполитических» видов массовой коммуникации, ее представители, в том числе теоретики, да и исследователи общества вообще, предпочитают массовую коммуникацию образно именовать не иначе как «четвертая власть», что еще раз подтверждает правильность понимания массовой коммуникации как деятельности, связанной с идеологически актуальным.

Такая метафора, такой образ, насколько известно, совершенно закономерно протеста практически ни у кого не вызывает, ибо четко фиксирует если не сущность и даже не функцию массовой коммуникации в прямом смысле слова, то, во всяком случае – сферу ее действия и воздействия на социальную систему в целом.

Разумеется, такие оценки могут быть внедрены в сознание посредством различных каналов. Но, в любом случае, это будут каналы информации, ибо информация в деятельности массовой коммуникации – есть знание, приспособленное и предназначенное для передачи. И поскольку речь идет о таком объекте, как массовое сознание, то и информация, продвигаемая по данным каналам, с необходимостью является массовой информацией.

Вообще, любые знания, предназначенные для передачи (и, соответственно, для приема) должны быть представлены как информация, то есть как система знаков, могущая быть переданной на каком-либо материальном носителе (субстрате) и, соответственно, воспринятой адресатом. Общественное сознание обнаруживается в своих материальных носителях, материализуется при помощи материальных действий и материальных средств.

То, как сущность проявляется, то есть явлением массовой коммуникации, выступает массово-информационная деятельность.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Философия массовой коммуникации"

Книги похожие на "Философия массовой коммуникации" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Тамара Науменко

Тамара Науменко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Тамара Науменко - Философия массовой коммуникации"

Отзывы читателей о книге "Философия массовой коммуникации", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.