» » » » Николай Сенников - Постатейный комментарий к Федеральному закону «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»


Авторские права

Николай Сенников - Постатейный комментарий к Федеральному закону «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»

Здесь можно купить и скачать "Николай Сенников - Постатейный комментарий к Федеральному закону «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство ЛитагентЮридический центр670c36f1-fd5f-11e4-a17c-0025905a0812, год 2004. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Николай Сенников - Постатейный комментарий к Федеральному закону «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»
Рейтинг:
Название:
Постатейный комментарий к Федеральному закону «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»
Издательство:
неизвестно
Год:
2004
ISBN:
5-94201-347-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Постатейный комментарий к Федеральному закону «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»"

Описание и краткое содержание "Постатейный комментарий к Федеральному закону «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»" читать бесплатно онлайн.



Настоящее издание является первым комментарием, отражающим не только все значительные изменения в законодательстве после принятия Трудового кодекса 2001 г., но и обширную судебную практику по защите профсоюзами законных интересов и прав работников, а также по защите прав самих профсоюзов.

Комментарий призван помочь профсоюзным работникам и руководителям организаций в их повседневной правоприменительной деятельности по использованию ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» в условиях кардинальных изменений в социально-трудовом законодательстве.

Н. М. Сенников – доцент кафедры трудового и профсоюзного права СПбГУП. С 1994 г. возглавляет Территориальную организацию Петродворцового района СПб Профсоюза работников народного образования и науки РФ, пропагандирует правовые знания среди профсоюзного актива, читает лекции в учебно-методических центрах профсоюзов Санкт-Петербурга и России.

Комментарий может быть использован не только профсоюзными работниками и руководителями организаций, но и любым работником и членом профсоюза, а также студентами юридических факультетов, преподавателями и специалистами в области трудового права, профсоюзными активистами и юристами, работающими в сфере защиты социально-трудовых прав работников.






Законодатель в Конституции не только закрепил право на объединение в профессиональные союзы, но и сформулировал цель этого объединения – защита интересов своих членов. Конституция Советского Союза 1977 г. устанавливала, что профессиональные союзы в соответствии со своими уставами участвуют в управлении государственными и общественными делами, в решении политических, хозяйственных и социально-культурных вопросов. Правозащитная функция профсоюзов в советское время была второстепенной, в то время как сегодня согласно Конституции РФ защита прав своих членов является целью создания профсоюзов, следовательно, не только их правом, но и обязанностью.

Право на объединение установлено ст. 30 Конституции РФ, которая помещена в гл. 2, посвященную правам и свободам человека и гражданина, что придает этому праву особую значимость. Как показывает опыт развития профсоюзного движения в мире, реализация права на объединение в полном объеме возможна лишь в том случае, когда в государстве установлены и свободно реализуются основные демократические, правовые принципы.

Конституционное закрепление права на объединение в профсоюзы не является исключительным и свойственным только России и чем-то необычным для законодательной практики как зарубежных стран, так и международного права. Например, право на объединение в профсоюзы закрепляется конституциями Франции, Италии, Испании, Японии и т. д., а также Конвенцией МОТ № 87.

Статья 2. Право на объединение в профсоюзы

1. Профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Все профсоюзы пользуются равными правами.

2. Каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов.

Это право реализуется свободно, без предварительного разрешения.

3. Граждане Российской Федерации, проживающие вне ее территории, могут состоять в российских профсоюзах.

4. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, могут состоять в российских профсоюзах, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

5. Профсоюзы имеют право создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку – общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные объединения (ассоциации) профсоюзов, территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов. Профсоюзы, их объединения (ассоциации) имеют право сотрудничать с профсоюзами других государств, вступать в международные профсоюзные и другие объединения и организации, заключать с ними договоры, соглашения.


Настоящая статья раскрывает право на объединение, установленное Конституцией РФ. Применяя законодательство о профсоюзах, необходимо помнить, что согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Право на объединение отнесено международным законодательством к основным правам и свободам человека и регламентируется в ряде международных актов среди важнейших из них: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г., Конвенции Международной организации труда (МОТ) № 87 1948 г. «О свободе ассоциации и защите права на организацию» и № 98 от 1949 г. «О применении принципа права на организацию и на ведение коллективных переговоров», Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и т. д. (см. комментарий к ст. 6). Основное содержание международных актов, провозглашающих свободу ассоциаций, заключается в том, что право на объединение одинаково гарантируется как работникам, так и работодателям; запрещается всякое вмешательство государства, способное ограничить право на объединение; устанавливается свобода организации, не требующая никакого предварительного разрешения со стороны государства; гарантируется свобода деятельности организаций работников и работодателей и невмешательство их в дела друг друга (см. постатейные материалы).

Часть 1 п. 1 комментируемой статьи определяет профсоюз как один из видов общественных объединений. Отсюда следует, что на профессиональные союзы распространяет свое действие Закон об общественных объединениях. Статья 3 этого Закона, раскрывающая содержание права на объединение, устанавливает, что оно включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений. Создание общественных объединений способствует реализации прав и законных интересов граждан. Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов. Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном законом об общественных объединениях, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица. Регистрация профессиональных союзов имеет определенные особенности, которые раскрываются в ст. 8 Закона о профсоюзах.

Закон об общественных объединениях специально предусматривает, что включение в учредительные и программные документы общественных объединений положений о защите идей социальной справедливости не может рассматриваться как разжигание социальной розни (ст. 16).

Наибольшую сложность в правоприменительной практике представляет собой толкование равенства прав всех профсоюзов, а также право каждого гражданина по своему собственному усмотрению вступать в профсоюзы. Характерным для уяснения понятия равенства прав всех профсоюзов может служить решение Верховного Суда РФ по делу ГКПИ97-290 от 23 июня 1997 г. (см. постатейные материалы). Председатель первичной профсоюзной организации Российского профсоюза локомотивных бригад железнодорожников обратился с заявлением в ВС РФ об отмене отдельных пунктов Правил выдачи бесплатных билетов для проезда на железнодорожном транспорте в связи с тем, что ими установлен бесплатный проезд только для штатных работников Независимого профсоюза железнодорожников и транспортных строителей, в то время как таким правом не могут пользоваться освобожденные работники иных профсоюзов, в связи с чем ущемляются их права по сравнению со штатными работниками Независимого профсоюза железнодорожников и транспортных строителей, признаваемого отраслевым профсоюзом на федеральном железнодорожном транспорте.

Верховный Суд, изучив материалы дела, пришел к выводу, что равенство прав всех профсоюзов не следует понимать как предоставление всем профсоюзам равных льгот, которые могут быть предусмотрены определенными нормативными актами. Министерство путей сообщения РФ в Правилах представило право бесплатного проезда по служебным надобностям только штатным работникам Независимого профсоюза железнодорожников и транспортных строителей. Такое положение не противоречит закону о профсоюзах, поскольку, как было установлено судом, Министерство путей сообщения имело право предоставить такие льготы работникам определенного профсоюза на основании постановления Правительства РФ.

Таким образом, это решение ВС РФ отражает реальную силу профсоюзов: имея равные права на участие в отношениях социального партнерства, разные профсоюзы достигают различных результатов, которые могут закрепляться различными нормативными актами и это не будет означать неравенство прав. Важно подчеркнуть, что мотивировка, использованная ВС РФ при вынесении решения по данному делу, в целом соответствует аргументам, приведенным в решении Европейского Суда по правам человека в Страсбурге от 27 октября 1975 г., вынесенном по делу «Национальный профсоюз полиции Бельгии против Бельгии»[2]. Суть этого дела состояла в том, что Национальный профсоюз полиции Бельгии обратился с жалобой в Европейский Суд в связи с тем, что нормативным актом Бельгии была установлена обязанность правительства Бельгии консультироваться с отдельными профсоюзами при принятии определенных решений, причем названный профсоюз не вошел в число тех, с кем правительство обязано проводить консультации. Данный факт послужил основанием для обвинения правительства Бельгии в ущемлении прав одного профсоюза по сравнению с другим. Отказывая Национальному профсоюзу полиции Бельгии в удовлетворении жалобы, Европейский Суд в решении указал, что свобода ассоциации не гарантирует профсоюзам или его членам какого-либо особого отношения со стороны государства и что государства правомочны устанавливать особые процедуры участия профсоюзов при принятии решения государством, которые могут ставить отдельные профсоюзы в «невыгодное положение», но для этого должно быть «объективное и разумное оправдание». Полагаем, что это крайне важное заключение Европейского Суда профсоюзы России должны активно использовать в своей деятельности, добиваясь, например, преимуществ и льгот не для всех работников в целом, а для конкретных членов профсоюза.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Постатейный комментарий к Федеральному закону «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»"

Книги похожие на "Постатейный комментарий к Федеральному закону «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Николай Сенников

Николай Сенников - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Николай Сенников - Постатейный комментарий к Федеральному закону «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»"

Отзывы читателей о книге "Постатейный комментарий к Федеральному закону «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.