» » » » Сборник статей - Великий князь Константин Николаевич и Русский Иерусалим: к 150-летию основания


Авторские права

Сборник статей - Великий князь Константин Николаевич и Русский Иерусалим: к 150-летию основания

Здесь можно купить и скачать " Сборник статей - Великий князь Константин Николаевич и Русский Иерусалим: к 150-летию основания" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религиоведение, издательство ЛитагентИндрик4ee36d11-0909-11e5-8e0d-0025905a0812, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Сборник статей - Великий князь Константин Николаевич и Русский Иерусалим: к 150-летию основания
Рейтинг:
Название:
Великий князь Константин Николаевич и Русский Иерусалим: к 150-летию основания
Издательство:
неизвестно
Год:
2012
ISBN:
978-5-91674-184-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Великий князь Константин Николаевич и Русский Иерусалим: к 150-летию основания"

Описание и краткое содержание "Великий князь Константин Николаевич и Русский Иерусалим: к 150-летию основания" читать бесплатно онлайн.



Настоящая книга подготовлена по материалам научной конференции «Великий князь Константин Николаевич и Русский Иерусалим: к 150-летию основания». Конференция прошла 27 января 2011 года в Москве в Государственном Архиве Российской Федерации в рамках проведения одноименной выставки. Исследования посвящены истории раннего периода устроения Русской Палестины на Святой Земле, проблемам, связанным с изучением этого явления в российской историографии и роли великого князя Константина Николаевича как инициатора «Иерусалимского проекта» России на Востоке после Крымской войны.

В оформлении обложки использован рисунок Ф.И. Эппингера Проект фасада церкви св. Троицы в Иерусалиме из Архива Внешней политики Российской империи (Москва).






Собор св. Троицы. Южный фасад. Арх. Ф.И. Эппингер. 1860 г. АВПРИ.


Собор св. Троицы. План. Арх. Ф.И. Эппингер. 1860 г. АВПРИ.


Собор св. Троицы. Южный фасад. Арх. М.И. Эппингер. 1860 г. АВПРИ.


Проблема недостатка мест для паломников не была решена даже после окончания строительства нового подворья в 1890 г. В это время территория Русского подворья была разделена между тремя русскими учреждениями в Иерусалиме: часть территории была выделена во владение иерусалимского генерального консульства, другая – во владение Русской Духовной Миссии, третья, площадью 52429 м2, – во владение Православного Палестинского Общества[85]. Было решено построить новые паломнические приюты в северо-западной части Русского подворья. Новое подворье должно было состоять из двух корпусов, расположенных вдоль ограды и южного корпуса, примыкающего к Елизаветинскому подворью. Будущее Николаевское подворье должно было размещаться на территории Палестинского общества, которое финансировало его строительство.

Первый проект нового подворья был выполнен Г. Франгиа еще в 1893 г.[86] По этому проекту подворье было одноэтажным. В западном корпусе, выходящем на Яффскую улицу, решено было разместить магазины, которые планировалось сдавать в аренду. В проекте Г. Франгиа был сделан и второй двухэтажный вариант западного флигеля, во втором этаже которого располагались жилые помещения. В целом этот проект не соответствовал потребностям Палестинского Общества: одноэтажные корпуса были рассчитаны всего на 722 места. Вопрос о строительстве еще одного паломнического приюта снова был поднят Палестинским Обществом в 1900 г. Тогда решили, что поручать строительство иерусалимским архитекторам нежелательно, т. к. невозможно требовать от них гарантий качества исполнения постройки[87].

В апреле 1902 г. Палестинское Общество заключило договор на строительство южного корпуса паломнического приюта с петербургским архитектором А.Е. Элкиным[88]. В январе 1903 г. Советом Палестинского Общества были утверждены представленные архитектором планы южного корпуса и смета на строительство равная 432169 фр. 25 с.[89] Генеральный план участка практически повторяет проект Г. Франгиа. Северный и западный корпуса планировалось построить на месте оградной стены, они должны были формировать фронт уличной застройки. В западном корпусе также планировалось расположение магазинов на первом этаже. По сравнению с проектом Франгиа высота корпусов увеличивалась до трех этажей.

Первым было решено построить южный корпус[90], хотя это и вызвало протест главы Русской Духовной Миссии архимандрита Александра Головина. Он планировал увеличение площади храма Св. Троицы и считал, что расположение Николаевского подворья в непосредственной близости от собора ухудшит внешний вид всего Русского подворья.

В мае 1903 г. Совет Палестинского Общества признал необходимым для решения вопросов и выяснения недоразумений командировать в Иерусалим академика архитектуры М.Т. Преображенского[91].

Член Палестинского Общества М.Т. Преображенский должен был не только уладить конфликт с начальником Русской Духовной Миссии, но также «…произвести осмотр и ревизию с архитектурной и технической стороны всех учреждений, находящихся в Иерусалиме, Бейт-Джале и иных местах, а также некоторых земельных участков Общества»[92]. Осмотрев участок строительства нового подворья. Преображенский пишет П.И. Остроумову[93]: «Площадь перед собором размером 3750 м2 достаточна для 11000 паломников. Вся же площадь с боковыми частями – 6250 м2. Застроить границы участков паломническими подворьями несовременно и невозможно, так как они большую часть года пустуют. Лучше застроить границы магазинами и сдавать их внаем…»[94].


План Русского подворья. 1903 г. // Русские учреждения в Святой Земле и почившие деятели Императорского Православного Палестинского общества 1882–1907. СПб., 1907.


М.Т. Преображенским был выполнен генеральный план Русского подворья с новыми корпусами подворья[95], который был передан А.Е. Элкину для корректировки проекта. В письме М.П. Степанову[96] от 1 июля 1903 г. Преображенский пишет: «Вследствие увеличения соборной площади и сокращения перехода за красную линию, проект Южного корпуса Николаевского подворья значительно урезан мною по своей длине и частью ширине, но, несмотря на это, паломнических мест получилось на 41 кровать больше»[97].


Николаевское подворье. Вид с юго-востока // Русские учреждения в Святой Земле и почившие деятели Императорского Православного Палестинского общества 1882–1907. СПб., 1907.


Первоначальный план южного корпуса приюта был переделан Элкиным по замечаниям Преображенского[98]. На новом генеральном плане Русского подворья, опубликованном в 1907 г., видно, что напротив южного корпуса со временем должен был появиться северный корпус, пристроенный к зданию Русской Духовной Миссии. Соборная площадь приобрела бы замкнутый характер. Два параллельно расположенных корпуса образовывали бы пропилеи при въезде на территорию подворья и на главную соборную площадь.

Преображенский, обосновывая свое решение, пишет: «…на застройку только границ обширного русского участка я не могу согласиться: если за последнее время постройки производились без всякого строительного плана, как вздумается, представляя местами по своим закоулкам скорее татарский квартал, чем благоустроенное место, то и застройка границ не может быть правильным решением этого вопроса, тем более что в центре сего места возвышается собор, а на некотором расстоянии от него вполне удачно по своему масштабу группируются 3 больших корпуса. Остается только продолжить монументальную распланировку первого архитектора – выдвинуть на первый план собор, образовать по его западному входу аллею с главной Яффской улицы и, окружив его правильными постройками закрыть все закоулки, второстепенные постройки и хозяйственные службы, чтобы площадь перед храмом всегда бы имела чистый и опрятный вид. Уширяющаяся к собору аллея с проектированной галереей со стороны Южного корпуса и с подобным же впоследствии зданием со стороны Миссии, выстроенным сразу или же частями, дает великолепную перспективу парадного въезда в Русское владение, в конце которого на обширной и возвышенной площади будет стоять весь открытый с Яффской улицы наш православный собор. Эта представительность и грандиозность в общей распланировке зданий, какую будут иметь тогда русские постройки, недоступна уже будет ни одному инославному исповеданию в Иерусалиме в центре города»[99].

Закладка южного корпуса приюта состоялась 5 сентября 1903 г. А в 1906 г. здание было достроено[100]. Новый паломнический приют мог вместить 1218 человек и стоил Палестинскому обществу 168546 рублей.

Южный корпус подворья, названный позже Николаевским, представляет собой вытянутое с запада на восток каменное здание, центральная часть которого выше фланкирующих ее крыльев за счет невысокой мансарды. Новый корпус был соединен с мужским паломническим приютом переходом с проездной аркой. В подворье были общие палаты для паломников и комнаты 3 класса. Ширина корпуса – 15 м, две лестничные клетки расположены поперек корпуса в центральной части здания. Общая протяженность корпуса около 100 м. К северу от Николаевского подворья располагались каменные и железные бараки.

Западный фасад здания, выходящий на Яффскую улицу, – самый парадный. Окна первого этажа западного торцового фасада представляли собой широкие витрины, простенки между которыми были украшены филенками. Окна второго и третьего этажей были прямоугольными, обрамленными наличниками с замковыми камнями как на Сергиевском подворье. Он напоминает фасад доходного дома, с магазинами на первом этаже и с жилыми помещениями на втором и третьем этажах. В центральной части расположены небольшие балконы с металлическими решетками. Углы здания – рустованные, прямоугольные оконные проемы с лучковой перемычкой обрамлены наличниками и сандриками с замковыми камнями. На южном фасаде центральной части здания на первом и втором этажах были устроены открытые галереи с входами в общие палаты для паломников.

В настоящее время собственностью России в Русском подворье являются только здания Троицкого собора и Русской Духовной Миссии. Целостность подворья нарушена, снесена ограждающая стена, почти все здания, за исключением собора Св. Троицы и, частично, здания Русской Духовной Миссии, поменяли свое назначение, кроме того, свободную площадь между зданиями бывшей русской больницы и бывшего Консульства занял современный комплекс иерусалимского муниципалитета, построенный в 1995 г. Но, несмотря на все изменения градостроительной ситуации, здания, входящие в ансамбль Русского подворья, до сих пор формируют городской квартал. Масштабные здания собора, Русской Духовной Миссии и паломнических подворий контрастируют с более мелкомасштабной окружающей застройкой.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Великий князь Константин Николаевич и Русский Иерусалим: к 150-летию основания"

Книги похожие на "Великий князь Константин Николаевич и Русский Иерусалим: к 150-летию основания" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сборник статей

Сборник статей - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Сборник статей - Великий князь Константин Николаевич и Русский Иерусалим: к 150-летию основания"

Отзывы читателей о книге "Великий князь Константин Николаевич и Русский Иерусалим: к 150-летию основания", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.