» » » » Сборник статей - Великий князь Константин Николаевич и Русский Иерусалим: к 150-летию основания


Авторские права

Сборник статей - Великий князь Константин Николаевич и Русский Иерусалим: к 150-летию основания

Здесь можно купить и скачать " Сборник статей - Великий князь Константин Николаевич и Русский Иерусалим: к 150-летию основания" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религиоведение, издательство ЛитагентИндрик4ee36d11-0909-11e5-8e0d-0025905a0812, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Сборник статей - Великий князь Константин Николаевич и Русский Иерусалим: к 150-летию основания
Рейтинг:
Название:
Великий князь Константин Николаевич и Русский Иерусалим: к 150-летию основания
Издательство:
неизвестно
Год:
2012
ISBN:
978-5-91674-184-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Великий князь Константин Николаевич и Русский Иерусалим: к 150-летию основания"

Описание и краткое содержание "Великий князь Константин Николаевич и Русский Иерусалим: к 150-летию основания" читать бесплатно онлайн.



Настоящая книга подготовлена по материалам научной конференции «Великий князь Константин Николаевич и Русский Иерусалим: к 150-летию основания». Конференция прошла 27 января 2011 года в Москве в Государственном Архиве Российской Федерации в рамках проведения одноименной выставки. Исследования посвящены истории раннего периода устроения Русской Палестины на Святой Земле, проблемам, связанным с изучением этого явления в российской историографии и роли великого князя Константина Николаевича как инициатора «Иерусалимского проекта» России на Востоке после Крымской войны.

В оформлении обложки использован рисунок Ф.И. Эппингера Проект фасада церкви св. Троицы в Иерусалиме из Архива Внешней политики Российской империи (Москва).






На генплане, подписанном Ф.И. Эппингером, территория Русского подворья представляет собой трапециевидный, вытянутый с запада на восток участок, разделенный на две неравные части. Большую часть занимают собор во имя Святой Живоначальной Троицы, здание Духовной Миссии с домовой церковью и два паломнических приюта – квадратное в плане для мужчин и Е-образное, расположенное к востоку от собора, для женщин. К югу от основной группы зданий находятся больница, здание служб (впоследствии на этом месте было построено Консульство) и, между ними, дом для «приезжих лиц благородного сословия»[79], расположенные на одной композиционной оси. В более ранней редакции плана Русских построек здания женского и мужского приютов располагались в одинаковых квадратных в плане корпусах, фланкирующих собор с южной и северной сторон. А к востоку от собора располагались два небольших хозяйственных корпуса бани и прачечной.


Горненский монастырь. Общий вид. Фото конца XIX в.


В Архиве внешней политики Российской империи (АВПРИ) хранятся два комплекта чертежей русских построек – один из них, включающий генеральный план участка и проекты всех зданий, входящих в его состав, разработан Ф.И. Эппингером, другой – его братом Мартыном Ивановичем Эппингером, который в 1860 г. был утвержден в должности Главного строителя подворья. Причина, по которой Ф.И. Эппингер сам не поехал в Иерусалим руководить строительством, нам не известна. Возможно, этому помешало его назначение на должность профессора-преподавателя в архитектурном классе Академии Художеств в 1858 г.

Мартин Иванович Эппингер (1822–1872) был на шесть лет младше своего брата. Получив общее образование в училище при санкт-петербургской лютеранской церкви св. Петра, он в 1838 г. поступил в своекоштные ученики академии художеств. Обучался в Академии художеств под руководством профессора Александра Андреевича Тона. В 1842 г. окончил курс в Академии со званием художника. За время обучения был награжден малой и большой серебряной медалями. После окончания Академии поступил на службу в звании младшего архитектора на строительство Придворно-служительского дома. После чего до 1851 г. состоял младшим архитектором при строении Гатчинского дворца и собора. В 1852 г. «по известным трудам в архитектурном художестве» получил звание академика архитектуры. В 1853 г. М.И. Эппингер отправляется за свой счет за границу, где изучает древние монастыри на Афоне. Здания Русского подворья в Иерусалиме (1860–1864) являются главными произведениями архитектора, за них в 1862 г. он был признан почетным вольным общником Академии художеств[80].


Вознесенский собор (1876–1881). Строительство колокольни. Вид с севера. Фото, 1880-е гг.


В материалах по архитектуре Иерусалима в качестве архитектора Русского подворья всегда упоминается Мартын Эппингер. Однако автором первоначального замысла ансамбля, генплана и первоначального проекта всех зданий подворья является Федор Иванович.

Вклад Мартына Ивановича Эппингера в создание Русского подворья также велик. Очевидно, после назначения Главным строителем, им были переработаны проекты всех построек Русского подворья – собора Св. Живоначальной Троицы, мужского и женского паломнических приютов, больницы, разработан проект здания Консульства[81].

Собор Св. Живоначальной Троицы соединяет в своей композиции крестово-купольное пятиглавие центрального объема и базиликальную трапезную с нартексом и двумя лестничными башнями, фланкирующими западный фасад. Внутренняя структура храма нашла отражение на его фасадах. Центральное пространство собора, увенчанное пятиглавием, на северном и южном фасадах выделено в отдельный объем, выступающий из плоскости стены. Световые барабаны завершаются невысокими куполами. На гранях барабанов чередуются арочные оконные проемы и ниши, украшенные треугольными щипцами и трехчетвертными колонками.

В проекте М.И. Эппингера было изменено декоративное оформление двух лестничных башен, фланкирующих западный фасад храма: проемы на их завершениях стали прямоугольными, оформленными угловыми пилястрами с классическими капителями, появился венчающий карниз классического профиля, граненые купола. Их стилистическое решение отличается от решения барабанов центрального пятиглавия и несколько выпадает из единого архитектурного образа храма. Были скорректированы также пропорции малых барабанов пятиглавия: за счет уменьшения высоты их цоколей и увеличения ширины оконных проемов они кажутся более массивными.

М.И. Эппингер отказался от небольшого барабана с куполом над центральной апсидой собора и усложнил декоративное убранство центральной части храма. В венчающем карнизе центрального объема справа и слева от треугольных фронтонов над апсидами появился фриз с триглифами и медальонами с крестами. Западный фасад в редакции М.И. Эппингера стал более четко структурирован – лестничные башни выделены в отдельные объемы с помощью угловых пилястр, между которыми появились арочные пояски, повторяющие членения боковых фасадов. Кроме того, была увеличена высота лестничных башен, которые заняли доминирующее положение на западном фасаде собора.

К северу от Троицкого собора было построено здание мужского приюта. В отличие от первоначального плана оно было построено одноэтажным, и немного выступающий ризалит входной группы на восточном фасаде был увенчан простым фронтоном. Аналогично была решена входная группа женского приюта, который представлял собой протяженный одноэтажный Е-образный в плане корпус. Оба приюта имели коридорную систему планировки. Помещения для паломников представляли собой достаточно просторные палаты на 6, 8 и более человек с каменными полами, сводчатыми перекрытиями и небольшими прямоугольными окнами.

Строительство Русского подворья было в основном завершено в 1864 г., но освящение Троицкого собора произошло только осенью 1872 г. Храм был освящен Патриархом Иерусалимским в присутствии брата Александра II великого князя Николая Николаевича Старшего.

Строительство Русского подворья в Иерусалиме кроме чисто утилитарных решало еще идеологические и художественные задачи. Подворье было визитной карточкой, представлявшей Россию и ее многовековую культуру. Являясь смысловой и композиционной доминантой Русского подворья, определяющий масштаб и стилевое единство всех остальных его сооружений, собор Св. Троицы должен был олицетворять идею присутствия России в Палестине и подчеркивать характер Русской Духовной Миссии, призванной представлять Русскую Православную Церковь – духовную преемницу Византийской церкви – на Востоке. Кроме того, стиль собора был органичен месту строительства, так как Палестина ранее входила в состав Восточной Римской империи.

В 1886 г. напротив северного фасада мужского приюта Русского подворья началось строительство нового подворья, проект которого по заказу Православного Палестинского Общества был выполнен Георгием Франгиа, иерусалимским архитектором, хорошо зарекомендовавшим себя на строительстве церкви Марии Магдалины в Гефсиманском саду[82]. В 1880-е гг., когда вокруг Русского подворья начали строиться новые жилые кварталы, возникла необходимость благоустройства прилегающих территорий, устройства системы ливневой канализации и обеспечения подворья питьевой водой. В это время Г. Франгиа были разработаны несколько проектов благоустройства подворья: проект по устройству канализационных каналов с отводом в городскую канализационную систему, проект здания прачечной у Мариинского приюта, но практически ничего не было сделано из-за недостатка средств[83].


Церковь Марии Магдалины. Вид с севера. Фото, 1890-е гг.


К моменту окончания строительства в 1864 г. в Русском подворье могло разместиться около тысячи паломников. Но вскоре места в приютах стало недостаточно: иногда в Русском Подворье размещалось до 2000 человек. Когда паломников бывало особенно много, например, на Пасху и Рождество, на территории подворья устанавливали палатки, позже к западу от мужского приюта были построены железные бараки. Но эти мероприятия не могли радикально улучшить условия жизни паломников и санитарно-гигиенические условия жизни в подворьях: проблема размещения паломников становилась все более острой. В феврале 1890 г. Г. Франгиа были выполнены проекты надстройки вторым этажом мужского и женского приютов, что существенно увеличило бы их площадь[84]. Эти работы также не были осуществлены.


Собор св. Троицы. Южный фасад. Арх. Ф.И. Эппингер. 1860 г. АВПРИ.


Собор св. Троицы. План. Арх. Ф.И. Эппингер. 1860 г. АВПРИ.


Собор св. Троицы. Южный фасад. Арх. М.И. Эппингер. 1860 г. АВПРИ.


Проблема недостатка мест для паломников не была решена даже после окончания строительства нового подворья в 1890 г. В это время территория Русского подворья была разделена между тремя русскими учреждениями в Иерусалиме: часть территории была выделена во владение иерусалимского генерального консульства, другая – во владение Русской Духовной Миссии, третья, площадью 52429 м2, – во владение Православного Палестинского Общества[85]. Было решено построить новые паломнические приюты в северо-западной части Русского подворья. Новое подворье должно было состоять из двух корпусов, расположенных вдоль ограды и южного корпуса, примыкающего к Елизаветинскому подворью. Будущее Николаевское подворье должно было размещаться на территории Палестинского общества, которое финансировало его строительство.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Великий князь Константин Николаевич и Русский Иерусалим: к 150-летию основания"

Книги похожие на "Великий князь Константин Николаевич и Русский Иерусалим: к 150-летию основания" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сборник статей

Сборник статей - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Сборник статей - Великий князь Константин Николаевич и Русский Иерусалим: к 150-летию основания"

Отзывы читателей о книге "Великий князь Константин Николаевич и Русский Иерусалим: к 150-летию основания", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.