» » » » Сборник статей - Великий князь Константин Николаевич и Русский Иерусалим: к 150-летию основания


Авторские права

Сборник статей - Великий князь Константин Николаевич и Русский Иерусалим: к 150-летию основания

Здесь можно купить и скачать " Сборник статей - Великий князь Константин Николаевич и Русский Иерусалим: к 150-летию основания" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религиоведение, издательство ЛитагентИндрик4ee36d11-0909-11e5-8e0d-0025905a0812, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Сборник статей - Великий князь Константин Николаевич и Русский Иерусалим: к 150-летию основания
Рейтинг:
Название:
Великий князь Константин Николаевич и Русский Иерусалим: к 150-летию основания
Издательство:
неизвестно
Год:
2012
ISBN:
978-5-91674-184-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Великий князь Константин Николаевич и Русский Иерусалим: к 150-летию основания"

Описание и краткое содержание "Великий князь Константин Николаевич и Русский Иерусалим: к 150-летию основания" читать бесплатно онлайн.



Настоящая книга подготовлена по материалам научной конференции «Великий князь Константин Николаевич и Русский Иерусалим: к 150-летию основания». Конференция прошла 27 января 2011 года в Москве в Государственном Архиве Российской Федерации в рамках проведения одноименной выставки. Исследования посвящены истории раннего периода устроения Русской Палестины на Святой Земле, проблемам, связанным с изучением этого явления в российской историографии и роли великого князя Константина Николаевича как инициатора «Иерусалимского проекта» России на Востоке после Крымской войны.

В оформлении обложки использован рисунок Ф.И. Эппингера Проект фасада церкви св. Троицы в Иерусалиме из Архива Внешней политики Российской империи (Москва).






Собор св. Троицы в Иерусалиме (1860–1864), являющийся результатом коллективного творчества архитекторов Ф.И. и М.И. Эппингеров, принадлежит к самым ранним сооружениям, построенным в «византийском стиле». Некоторые особенности композиции и облика храма св. Троицы обнаруживают генетическое родство с классической традицией или представляют своеобразный синтез черт древнего византийского зодчества и зодчества Нового времени, где одно невозможно отделить от другого. На архитектурный облик собора св. Троицы в Иерусалиме, несомненно, оказал влияние стиль соборов афонских монастырей. Хотя в данном случае говорить ни о подражании, ни о заимствовании нельзя. Их роднит обращение к одному прототипу: величественного восходившего к византийским образцам пятикупольного, четырехстолпного храма. Столь же неоднородно происхождение плана собора, имеющего форму латинского креста. Центральная часть храма с пятикупольным завершением и гранеными апсидами с трех сторон отделена от западной части – нартекса с двумя башнями – трехнефной трапезной. Такая форма плана восходит к ранневизантийским сирийским церквям VI–VII вв., позже в XI–XIV вв. такие церкви строились в Восточной Европе: Сербии, Болгарии. Троицкий собор Русского подворья, а также церковь великомученицы Александры в здании Русской Духовной Миссии принадлежат к одному типологическому ряду с этими сооружениями, стилистически они развивают ту же архитектурную тему.

Эта разновидность «византийского стиля» как нельзя лучше отвечала идее панславизма, популярной в России в это время. Не случайно он стал достаточно широко применяться при строительстве русских церквей за границей. В большинстве своем это были храмы в честь святых, событий и праздников, связанных с юбилеем введения христианства и памятью событий Русско-турецкой войны[76]. Такие соборы были построены в Риге (1880-е гг., арх. Р. Флуг), Гельсингфорсе (1868 г., арх. И.А. Варнек), Варшаве (1894-1900-е гг., арх. Л.Н. Бенуа), Софии (1897, арх. А.Н. Померанцев).

В 1880-1890-е гг. на смену «византийскому» стилю в русской архитектуре приходит «русский» стиль. Этому способствовало проведение в 1881 г. двух больших архитектурных конкурсов: на проект «Храма у подножия Балкан» и на проект храма на месте покушения на жизнь императора Александра II[77], в условиях которых были сформулированы требования проектирования в стиле XVII в. Причиной того, что именно в это время в русской архитектуре обозначился поворот к определенным историческим прототипам, было не только воцарение Александра III, но и события в политической жизни России, связанные с Русско-турецкой войной 1877–1878 гг. Данная разновидность «русского» стиля была принята для строительства русских церквей за границей в это время. Характерным примером церкви, построенной в «русском» стиле, принявшим за основу памятники московского и ярославского зодчества XVII в., является церковь св. Марии Магдалины в Гефсиманском саду. Строительство этой церкви явилось отражением нового этапа поисков национальной самобытности в архитектуре. Традиционное пятиглавие с луковичной формой куполов, использование в архитектурном убранстве декоративных элементов древнерусского зодчества являлось для современников знаком национальной русской архитектуры.


Сергиевское подворье (1886–1890). Фото конца XIX в.


Для гражданских построек этого времени было свойственно применение различных стилей. В декоративном убранстве фасадов Александровского и Сергиевского подворий были использованы элементы ордерных стилей поздней эклектики «ренессанс» и «барокко», а фасады церкви Александра Невского, являющейся частью Александровского подворья традиционно решены в «византийском стиле». В архитектурном убранстве фасадов Николаевского подворья появляются элементы стиля «модерн».

Таким образом, в русских постройках Иерусалима нашли отражение тенденции, характерные для русской архитектуры второй половины XIX – начала XX в. Смена стилевых направлений, свойственная «архитектуре выбора», была присуща и русским постройкам в Иерусалиме, так как здесь были представлены многие «стили», существовавшие в это время в архитектуре России, Но, все же господствующим стилем церковной архитектуры русских построек в Иерусалиме является «византийский стиль», а церковь Марии Магдалины в Гефсимании можно рассматривать как исключение из правила. Это объясняется тем, что главным заказчиком строительства монастырских храмов и храмов на святых местах являлся архимандрит Антонин, начальник Русской Духовной Миссии, Долгое время живший в Греции и занимавшийся там реставрацией древней византийской церкви, он также являлся приверженцем «византийского стиля».


Александровское подворье (1887–1891), Фото конца XIX в.


Все русские постройки в Иерусалиме можно разделить на две большие группы – здания, построенные по проектам профессиональных архитекторов, и здания, созданные без привлечения архитекторов, получивших профессиональную подготовку.

Здания, относящиеся к первой группе, – Русское подворье, Александровское, Сергиевское, Николаевское подворья и церковь Марии Магдалины – были построены по заказу российского правительства и при непосредственном участии Палестинского Комитета и Православного Палестинского Общества. В этих постройках нашли отражение тенденции, характерные для архитектуры России и Европы второй половины XIX – начала XX в. Этому способствовало участие в их создании выпускников петербургской Академии Художеств (братья Ф.И. и М.И. Эппингеры, Д.И. Гримм, М.Т. Преображенский, А.Е. Элкин) и иерусалимских архитекторов, получивших европейское архитектурное образование (Г. Франгиа, К.Шик).

Заказчиком монастырских построек в 1870–1895 гг. был архимандрит Антонин (Капустин). Им были приобретены земельные участки и построены первые сооружения в Спасо-Вознесенском и Горненском монастырях и Вениаминовское подворье. Для их строительства он привлекал бригады местных мастеров. Несколько особняком в этом ряду стоят Вознесенский собор и колокольня Спасо-Вознесенского монастыря, построенные итальянскими мастерами (Антонио Лонгодорно, Иоанн-Баптист Бизелли). В 1900-х гг. архимандритом Леонидом (Сенцовым) было начато строительство монастырских соборов, которые не были закончены. Эти постройки продолжают традицию строительства «хозяйственным способом». От построек первой группы их отличает простота планировочных схем и декоративного убранства фасадов.

История строительства русских учреждений в Святой земле начинается с создания Русского подворья в Иерусалиме в 1860–1864 гг., над проектом которого работали выпускники петербургской Академии художеств архитекторы Федор и Мартын Эппингеры.

Участок, на котором было начато строительство Русского подворья в 1860 г., находился к северо-западу от Старого города. Еще в 1859 г. Палестинским комитетом были куплены в этом месте несколько небольших участков земли у частных лиц. А во время визита Великого князя Константина Николаевича в Палестину еще один участок, протянувшийся вдоль Яффской дороги, был ему подарен турецким султаном. Таким образом, место для строительства Русского подворья было определено.

В выборе места строительства Русского подворья на Мейдамской площади решающую роль сыграло расположение его в непосредственной близости от стен Старого города, что обеспечивало доступность для паломников храма Гроба Господня, и расположение его на Яффской дороге, связывающей Иерусалим со средиземноморским побережьем.

Кроме того, напротив него, по другую сторону от Яффской дороги, находился участок, называемый Мамилла, занимающий около 3000 кв. саженей. По местному преданию здесь был монастырь во имя св. Вавилы, разрушенный в одно из варварских нашествий. На этом месте планировалось устройство православного кладбища и часовни во имя св. мученика Вавилы.

Проект «Русских построек» был разработан петербургским архитектором, Федором Ивановичем Эппингером[78]. Он родился в Петербурге в 1816 г., в 1832 г. поступил в Императорскую Академию Художеств, обучался у профессора К. А. Тона, во время прохождения курса получил малую и большую серебряные и малую золотую медали. В 1839 г. окончил академию со званием художника XIV класса и с большой золотой медалью, полученной за проект здания театрального училища. После этого в течение года Ф.И. Эппингер состоял младшим помощником архитектора на строительстве Введенского собора лейб-гвардии Семеновского полка в Петербурге. Затем, в качестве пенсионера Академии, отправился за границу. Посетив Истрию, Далмацию, Венецию и некоторые другие города Италии, он поселился в Риме, где выполнял чертежи и акварельные рисунки местных памятников зодчества. В 1851 г. Ф.И. Эппингер был удостоен звания академика архитектуры за проект реставрации Латеранского дворца. После возвращения в С.-Петербург в 1853 г. Ф.И Эппингер получил место старшего архитектора при попечительском совете заведений общественного призрения и занимался реконструкцией петербургской городской богадельни, Обуховской, Калинкинской, Волковской и Мариинской больниц. В 1857 г. он получил место архитектора при департаменте внешней торговли, поэтому выбор его в качестве архитектора-проектировщика Русского подворья в Иерусалиме не случаен.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Великий князь Константин Николаевич и Русский Иерусалим: к 150-летию основания"

Книги похожие на "Великий князь Константин Николаевич и Русский Иерусалим: к 150-летию основания" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сборник статей

Сборник статей - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Сборник статей - Великий князь Константин Николаевич и Русский Иерусалим: к 150-летию основания"

Отзывы читателей о книге "Великий князь Константин Николаевич и Русский Иерусалим: к 150-летию основания", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.