» » » » Михаил Коваженков - Феномен управления в экономическом пространстве


Авторские права

Михаил Коваженков - Феномен управления в экономическом пространстве

Здесь можно купить и скачать "Михаил Коваженков - Феномен управления в экономическом пространстве" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Экономика, издательство ЛитагентНаучная библиотекаad55c2f8-d71b-11e5-bc44-0cc47a545a1e, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Михаил Коваженков - Феномен управления в экономическом пространстве
Рейтинг:
Название:
Феномен управления в экономическом пространстве
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2013
ISBN:
978-5-906660-01-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Феномен управления в экономическом пространстве"

Описание и краткое содержание "Феномен управления в экономическом пространстве" читать бесплатно онлайн.



Монография посвящена анализу теоретико-методологических проблем экономики и управления. Рассмотрена эволюция феноменов экономики и управления в контексте социокультурных трансформаций. Проанализированы сущность, структура и факторы экономики, а также исследовано влияние экономических факторов на феномен управления. Раскрыто онтологическое и социокультурное содержание управления. Выявлена роль культуры и этики в процессах социокультурной трансформации управления. Определены социокультурные метаморфозы феномена управления в условиях постиндустриальной экономики.

Данная монография адресована научной общественности, а также аспирантам, студентам и всем, интересующимся проблемами экономической науки и теории управления.






– используется для оценки степени и уровня развития культуры;

– рассматривается как стадия развития человеческого общества, пришедшая на смену варварству (Л. Морган, Ф. Энгельс);

– как культурно-исторический цикл развития замкнутых групп, народов и государств (Н. Я. Данилевский, А. Тойнби);

– как заключительная стадия развития культуры, фаза ее заката (О. Шпенглер);

– как совокупность основных компонентов общественной жизни: человеческого потенциала, способа производства материальных благ, окружающей среды (А. М. Ковалев);

– как определенная стадия в циклическом развитии общества в целостности составляющих его элементов: науки, экономики, культуры, религии, т. д. (Ю. В. Яковец).

Изучение основных подходов к теории цивилизации позволяет выделить две основные группы теорий цивилизации:

– теории стадиального развития К. Ясперса, П. Сорокина и др.;

– теории локальных цивилизаций Н. Я. Данилевского, А. Тойнби и др.

Первые теории цивилизации рассматривают цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определённые этапы и который начался в глубокой древности, когда человечество перешло от первобытности к цивилизованности. За время, прошедшее с этого перехода и до наших дней, произошли большие общественные изменения, которые затронули социально-экономические, политические отношения, культурную сферу.

В качестве примера теории из первой группы цивилизационных теорий можно привести теорию У. У. Ростоу, создавшего теорию пяти стадий экономического роста:

– традиционное общество: аграрные общества, примитивная техника, преобладание сельского хозяйства в экономике, сословно-классовая структура и власть крупных земельных собственников;

– переходящее общество: сельскохозяйственное производство, появление предпринимательства и предприимчивых людей; централизация государств, усиление национального самосознания;

– стадия «сдвига»: промышленные революции, становящиеся причинами социально-экономических и политических преобразований;

– стадия «зрелости»: научно-техническая революция, рост значения городов, урбанизация;

– общество «высокого массового потребления»: рост сферы услуг, производство товаров потребления и превращение их в основной сектор экономики[113].

Вторая группа теорий цивилизационного подхода утверждает, что существуют локальные цивилизации – своеобразные элементы, составляющие общий поток истории[114]. Они могут совпадать с границами государства, как китайская цивилизация, или же включать в себя несколько государств, как западноевропейская цивилизация. Локальные цивилизации представляют собой сложные системы, в которых взаимодействуют друг с другом разные компоненты: географическая среда, экономика, политическое устройство, законодательство, религия, философия, литература, искусство, быт людей и т. д., каждый из которых несёт на себе печать своеобразия той или иной локальной цивилизации, которое весьма устойчиво. Конечно, с течением времени цивилизации меняются, испытывают внешние воздействия, но остаётся некая основа, «ядро», благодаря которому одна цивилизация всё равно отличается от другой.

В зависимости от так называемого титульного обозначения (западная, европейская, исламская, русская цивилизации и т. д.) в основу цивилизационной общности берутся различные совокупности признаков:

– географические;

– этнические;

– экономические;

– религиозные;

– технократические, социокультурные и т. д.

В любом случае, в определении цивилизации заложена реальная специфика больших культурно-исторических целостных образований, придающих многообразие человеческой истории (таблица 1).


Таблица 1. Признаки цивилизационной общности и титульное обозначение цивилизации


Очевидным при изучении экономической жизни остается тот факт, что существенным признаком каждой цивилизации выступает культурная преемственность как механизм трансляции общего исторического опыта.

Современные отечественные исследователи экономической жизни (Ю. М. Осипов, Ю. В. Яковец, В. М. Кульков и другие) рассматривают ее преимущественно в контексте цивилизационного подхода, оперируя категорией «экономическая цивилизация». Ю. М. Осипов отмечает: «… Экономическая цивилизация – исторический факт, который всем известен, но который… мало кто осознает»[115] и далее приводит определение: «Экономическая цивилизация – цивилизация, основанная на экономизме, на экономическом подходе к делу, на экономии, экономических отношениях, на экономическом расчёте, на экономических оценках и решениях»[116]. Здесь хочется полемизировать с высказываниями уважаемого автора – приводя множество разнородных определений, он просто кидает их в кучу, не объясняя ни механизм их взаимодействия, ни структурность либо бессистемность экономической жизни. Основы экономической цивилизации шатко разбросаны по моделируемой реальности и не позволяют сделать сколько-нибудь далеко идущих выводов.

Таким образом, в современном понимании цивилизация представляется как разумно организованная система экономических, социальных, политических и духовных отношений, исторически сложившаяся в той или иной социокультурной системе и сохраняющая свою идентичность. По нашему мнению, именно такая позиция относительно динамики экономической жизни наиболее полно отражает суть экономических процессов, происходящих в российском обществе, и затрагивает духовные основания экономических явлений. Это в свою очередь позволяет сделать следующий вывод: состояние мирового хозяйства и хозяйства России – результат естественного хода развития человеческого общества; переход России к рыночному хозяйству – это объективная необходимость, обусловленная сменой экономической парадигмы развития общества; поскольку рынок существовал во всех цивилизациях, то сущность трансформации 90-х гг. XX в. сводится не к появлению свободного рынка, а к смене цивилизационной парадигмы развития общества.

Вышеперечисленные моменты экономического развития подталкивают к формированию новой концепции видения целостной картины современного, постоянно изменяющегося мира, которая требует усилий ученых, экономистов, социологов, философов, а также применения законов и закономерностей общественного развития.

Привлечение цивилизационной концепции развития общества позволяет решать проблему социокультурной обусловленности хозяйственной жизни, которая рассматривалась многими учеными: философами, экономистами, социологами, культурологами. Подчеркивая данный момент, считаем важным, обратить внимание на то, что представителями экономического материализма: П. Лафаргом, Э. Бернштейном, К. Марксом и др. – экономика рассматривалась как сфера общественной жизни, характеризующаяся внутренней системной организованностью, базисностью, автономностью.

Само по себе развитие цивилизации характеризуется прогрессирующим общественным разделением труда, развитием информационной и транспортной инфраструктур (если быть точнее, то информационная инфраструктура по сути является лишь транспортной инфраструктурой передачи информации). Таким образом, цивилизация представляет собой социальную организацию со всеобщей связью индивидов. Целью цивилизации является воспроизводство и приумножение общественного богатства. Суммируя приведенные черты, можно согласиться с определением, согласно которому цивилизация есть собственно социальная организация общества, характеризующаяся всеобщей связью индивидов и первичных общностей в целях материального воспроизводства и приумножения общественного богатства[117].

Несмотря на то, что из определения очевидно следует наличие не только материального, но и духовного цивилизационного начала в экономической жизни общества, основой цивилизации все же стоит признать материальную составляющую, а именно тот технико-технологический базис, который отвечает за осуществление производственного процесса и – в конечном счете – за появление прибавочного продукта, который являлся базой зарождения цивилизации[118]. Очевидно, что в реальной динамике экономической жизни все происходит несколько иначе и ни один из ее элементов нельзя назвать всеобъемлющим; тем не менее, степень значимости материального фактора для цивилизации чрезвычайно велика. В таком случае реальный фундамент жизнедеятельности экономической жизни общества составляют:

– базис цивилизации: технико-технологическая база материального производства;

– естественные, в т. ч. демографические условия данного общества;

– этнические и исторические особенности развития.


Рис. 1.10. Фундамент экономической жизни (цивилизационный аспект)


Все эти компоненты фундамента цивилизации рефлексируются общественной психологией и закрепляются в ее глубинных пластах, что и определяет их основополагающую роль в развитии экономической жизни исходя из цивилизационного аспекта.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Феномен управления в экономическом пространстве"

Книги похожие на "Феномен управления в экономическом пространстве" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Михаил Коваженков

Михаил Коваженков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Михаил Коваженков - Феномен управления в экономическом пространстве"

Отзывы читателей о книге "Феномен управления в экономическом пространстве", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.