» » » Татьяна Гущина - Коррекционная работа по развитию познавательной сферы глухих учащихся с задержкой психического развития


Авторские права

Татьяна Гущина - Коррекционная работа по развитию познавательной сферы глухих учащихся с задержкой психического развития

Здесь можно купить и скачать "Татьяна Гущина - Коррекционная работа по развитию познавательной сферы глухих учащихся с задержкой психического развития" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство ЛитагентВладосdeb3a7bd-f934-11df-8c7e-ec5afce481d9, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Татьяна Гущина - Коррекционная работа по развитию познавательной сферы глухих учащихся с задержкой психического развития
Рейтинг:
Название:
Коррекционная работа по развитию познавательной сферы глухих учащихся с задержкой психического развития
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-691-02015-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Коррекционная работа по развитию познавательной сферы глухих учащихся с задержкой психического развития"

Описание и краткое содержание "Коррекционная работа по развитию познавательной сферы глухих учащихся с задержкой психического развития" читать бесплатно онлайн.



В пособии рассматриваются особенности познавательной сферы глухих детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста. В нем описаны диагностические методики, процедура динамического обследования, представлены основные направления коррекционной работы, способствующей развитию психических функций глухих детей с задержкой психического развития на индивидуальных занятиях.

Для специалистов и учителей, работающих в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях, студентов дефектологических факультетов.






Говоря о диагнозе «задержка психического развития», следует иметь в виду клинический диагноз. Врач-психо невролог или члены медико-психолого-педагогической комиссии определяют причину задержки и указывают её вид.

В отечественной дефектологии при определении задержки психического развития учитываются различные аспекты. Основной причиной отставания являются слабовыраженные (минимальные) органические повреждения головного мозга, врождённые или возникшие во внутриутробном, природовом или в раннем периоде жизни ребёнка, а в некоторых случаях и генетически обусловленная недостаточность центральной нервной системы и её основного отдела головного мозга; интоксикации, инфекции, обменно-трофические расстройства, травмы и т. д., которые ведут к негрубым нарушениям темпа развития мозговых механизмов или вызывают лёгкие церебральные органические повреждения. Неблагоприятные социальные факторы, включая неблагоприятные условия воспитания, дефицит информации и т. п., усугубляют отставание в развитии, но не представляют собой единственную или хотя бы основную его причину. Большому выявлению пограничных состояний интеллектуальной недостаточности способствует рост требований, предъявляемых обществом к личности ребёнка и подростка (усложнение школьных программ, более ранние сроки начала обучения и т. п.). Чаще она выявляется с началом обучения ребёнка в подготовительной группе детского сада или в школе, особенно в возрасте 7 – 10 лет, соответственно этот возрастной период обеспечивает большие диагностические возможности.

Дети, у которых интеллектуальные возможности не соответствуют возрасту, оказываются не готовыми к началу школьного обучения по своим знаниям и навыкам (в том числе и навыкам интел лектуальной деятельности). Испытываемые детьми этой категории различные трудности в обучении связаны с личностной незрелостью и усугубляются ослабленным состоянием центральной нервной системы учащихся. Всё это в совокупности ведёт к повышенной отвлекаемости, быстрой утомляемости, пониженной работоспособности. Таким образом, можно сказать, что дети являются неподготовленными к началу учебного процесса.

Первые попытки специальной педагогической работы с детьми, имеющими задержку психического развития, были предприняты в 50-е годы ХХ в. в рамках экспериментальных групп при Институте дефектологии АПН СССР, где учащиеся, обучаясь в начальной общеобразовательной школе, получали дополнительную помощь.

Как показывает практика, в большинстве случаев та индивидуальная работа, которая проводится с учеником в условиях обычной начальной школы, не ведет к преодолению отставания в развитии, и дети фактически выпадают из учебного процесса. Учителя, вследствие незнания психофизических особенностей таких детей видят неэффективность воздействия на них обычных педагогических методов и приемов. Часто отвержение со стороны одноклассников ведет к личностной компенсации в других областях. Обычно необходимость такой компенсации находит свое выражение в нарушениях дисциплины. В результате эти дети не только сами ничего не получают от школы, но и оказывают отрицательное влияние на одноклассников. Подобной негативной ситуации, при отсутствии у ребенка грубых нарушений развития, можно избежать, если вовремя оказать ребенку адекватную помощь.

За рубежом первым значительным исследованием в этой области была ставшая теперь уже классической монография американских исследователей A. Strauss и L. Lehtinen. Как весьма важную характеристику авторы отмечали высокие, в пределах нормы показатели по интеллектуальным тестам подавляющего числа детей этой категории, но в то же время отмечали, что эти дети испытывают очень большие трудности в обучении; часто наблюдается не вполне адекватное поведение. В качестве этиологического фактора указывалось слабовыраженное ранее поражение центральной нервной системы.

Большинство зарубежных исследователей, работавших в области диагностики и обучения детей с задержкой психического развития, отмечали, что у значительной части этих детей органическое поражение мозга может и не выявляться неврологически, но, тем не менее, оно приводит к нарушению нормального процесса обучения. Эти исследователи указывали на необходимость разграничения детей с ЗПР и умственно отсталых, детей с дефектами слуха, зрения, речи, физическими недостатками и предложили назвать эту группу “детьми со специфическими трудностями в обучении”. Сочетание неблагоприятных биологических факторов с социально-культурной депривацией приводит к проявлению отставания даже в тех случаях, когда повреждение мозга было незначительным и не должно было бы проявляться в благоприятных условиях.

При анализе современной зарубежной литературы можно выделить четыре разных подхода к проблеме изучения детей с трудностями обучения. Иногда эти подходы выступают в сочетании.

Первый подход широко распространён в большинстве западных стран и основывается на чисто педагогическом решении данной проблемы. В исследованиях этого направления такие дети определяются как “имеющие недостаточные способности к обучению” или как “дети с трудностями в обучении”. Таким образом, в одну группу объединяются дети, испытывающие трудности в обучении по самым разным причинам – от поражения центральной нервной системы и дефектов анализаторов до педагогической запущенности.

Приверженцы второго подхода рассматривают трудности обучения у детей как результат неблагоприятных условий жизни и воспитания, которые приводят к ограничению сенсорного опыта ребенка и его общения с окружающими, тем самым задерживают его интеллектуальное развитие и создают трудности в формировании личности. Соответственно дети, требующие специального обучения для преодоления последствий неблагоприятных условий, определяются как «неприспособленные», педагогически запущенные. С этих позиций рассматривают детей, отстающих в развитии, в Англии и детей, не подготовленных к школе в начальных классах, в США.

Третий подход представлен дефектологами Германии, которые определяют детей с отставанием в развитии и нуждающихся в специальном обучении для преодоления этого отставания как «детей с нарушениями школьного поведения», «с нарушениями взаимоотношений». Учение в данном случае рассматривается как форма поведения, которая является ведущей для детей данного возраста. По данным немецких исследователей, примерно 1 % учащихся младших классов имеют нарушения поведения.

Четвёртый подход связан с разработкой психиатрами, психоневрологами и психологами США концепции, предложенной в середине прошлого века, которые рассматривают все отставания в развитии с точки зрения их происхождения. Согласно этой концепции, всё разнообразие форм отставания в развитии, которое проявляется в трудностях обучения, связано с наличием резидуальных состояний после относительно слабовыраженных органических повреждений мозга на ранних этапах развития ребёнка. Детей этой группы называют детьми с минимальными повреждениями мозга или минимальными мозговыми дисфункциями. Этот термин используется с 60-х годов прошлого века.

Среди разнообразных проявлений синдрома минимальной мозговой дисфункции описываются состояния нарушенной школьной адаптации, гипердинамический синдром, расстройства эмоций и поведения, лёгкие нарушения познавательной деятельности и некоторые другие. В последние годы в англо-американской литературе стал распространяться термин «дефицит активного внимания», который распространяется и на состояния, относимые ранее к синдрому минимальной мозговой дисфункции. Распространен ность подобных нарушений варьируется по данным различных авторов и зависит от того, как данный исследователь трактует отставание в психическом развитии.

По официальным данным департамента здравоохранения, образования и социального благосостояния США число таких детей колеблется в пределах от 5 до 11 %, в крупных городах оно доходит до 30 %. Возможная причина резкого увеличения числа таких детей в крупных городах – наличие районов, где условия жизни характеризуются неудовлетворительным медицинским обслуживанием, недостаточным и некачественным питанием, что увеличивает опасность заболеваний, вызывающих повреждение головного мозга.

Хотя трактовка синдрома минимальной мозговой дисфункции неоднозначна, а его границы чаще не определены, изучение данной проблемы, по мнению ряда зарубежных авторов, имеет большое теоретическое и практическое значение, так как данный синдром встречается у 5–10 % детей школьного возраста. В целом же исследователи пришли к выводу, что количество детей младшего школьного возраста, отстающих в развитии и нуждающихся в специальном обучении, составляет около 2 %.

Первые экспериментальные шаги по преодолению отставаний в развитии были предприняты в конце 50-х – начале 60-х годов ХХ в. и воплотились в создание специальных школ-клиник. В Америке была разработана программа «опережающего обучения», которая предусматривала специальную (обычно годичную) подготовку детей старшего дошкольного возраста, неспособных и не готовых идти в срок в массовую школу. Для этого в массовых школах стали создаваться специальные классы и группы. В штате Калифорния, например, где по оценкам специалистов система специального обучения является одной из наиболее развитых в США, такие классы впервые были организованы в 1963/64 учебном году и охватывали около 2000 детей.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Коррекционная работа по развитию познавательной сферы глухих учащихся с задержкой психического развития"

Книги похожие на "Коррекционная работа по развитию познавательной сферы глухих учащихся с задержкой психического развития" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Татьяна Гущина

Татьяна Гущина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Татьяна Гущина - Коррекционная работа по развитию познавательной сферы глухих учащихся с задержкой психического развития"

Отзывы читателей о книге "Коррекционная работа по развитию познавательной сферы глухих учащихся с задержкой психического развития", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.