» » » Татьяна Гущина - Коррекционная работа по развитию познавательной сферы глухих учащихся с задержкой психического развития


Авторские права

Татьяна Гущина - Коррекционная работа по развитию познавательной сферы глухих учащихся с задержкой психического развития

Здесь можно купить и скачать "Татьяна Гущина - Коррекционная работа по развитию познавательной сферы глухих учащихся с задержкой психического развития" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство ЛитагентВладосdeb3a7bd-f934-11df-8c7e-ec5afce481d9, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Татьяна Гущина - Коррекционная работа по развитию познавательной сферы глухих учащихся с задержкой психического развития
Рейтинг:
Название:
Коррекционная работа по развитию познавательной сферы глухих учащихся с задержкой психического развития
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-691-02015-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Коррекционная работа по развитию познавательной сферы глухих учащихся с задержкой психического развития"

Описание и краткое содержание "Коррекционная работа по развитию познавательной сферы глухих учащихся с задержкой психического развития" читать бесплатно онлайн.



В пособии рассматриваются особенности познавательной сферы глухих детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста. В нем описаны диагностические методики, процедура динамического обследования, представлены основные направления коррекционной работы, способствующей развитию психических функций глухих детей с задержкой психического развития на индивидуальных занятиях.

Для специалистов и учителей, работающих в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях, студентов дефектологических факультетов.






Для исследования зрительно-предметного знания можно использовать методику на узнавание перечеркнутых изображений. В данном случае усматриваются симптомы предметного узнавания, фрагментарность восприятия, стратегии деятельности (например, поисковая деятельность с использованием собственных компенсаторных приемов: обведение контура предмета пальцем). Также обращается внимание на эффективность помощи (стимуляцию внимания и активности, обведение контуров предметов, называние их). Выраженные трудности узнавания изображений могут быть связаны как с дефектами зрения, так и с трудностями контроля и программирования (ребенок дает импульсивные ответы без активного рассматривания или инертен в построении гипотез).

Обследование мелкой моторики состоит из задания, анализирующего состояние пальцевых движений. Проверяется, как ребенок по зрительному образцу воспроизводит положение пальцев на правой и левой руке. Предъявляются положения с двумя вытянутыми пальцами (2–5, 4–5, 2–3), сложенными в кольцо (1+3, 1+4 и т. д.) и пальцами, наложенными друг на друга (2 на 3, 3 на 2).

Анализируется, сколько попыток потребуется ребенку для нахождения правильного положения пальцев, сделает ли ребенок это самостоятельно или использует помощь взрослого (стимулирующую или организующую). Отмечается и характер допущенных ошибок: замена пальцев, зеркальное выполнение, инертное выполнение положения после смены образца, выполнение проб левой и правой рукой: были различия или нет.

Недостаточность мелкой (тонкой) моторики выступает именно при умственном недоразвитии. Наилучшей моделью исследования тонкой моторики являются действия руки, проекционные зоны которой занимают в коре головного мозга наибольшую площадь. С этой целью проверяются изолированные движения отдельных пальцев и серия пальцевых движений. Это служит хорошим тестом функциональной подвижности двигательного аппарата.

В течение всего обследования осуществляется наблюдение за ребенком. Отмечаются все случаи медленного вхождения в задание, отвлечение на посторонние предметы, явления расторможенности или, напротив, излишней скованности. Регистрируются положительные и отрицательные эмоциональные реакции детей на ситуацию опыта в целом, на отдельные задания, отмечаются явления утомления.

Медико-психолого-педагогическое обследование учащихся и анализ результатов учитываются при планировании и проведении коррекционно-развивающей работы по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи, а также при планировании психолого-педагогического сопровождения на индивидуальных коррекционных занятиях.

Объединение различных видов коррекционной работы с учениками на основе их комплексного диагностирования обеспечивает наиболее полноценное развитие устной речи и познавательной сферы в целом.

Процесс обучения и воспитания глухих детей с задержкой психического развития не может быть результативен, если не будет обеспечен в полной мере индивидуальный подход к ним и реализована целая система работы в отношении развития мышления и речи глухих детей данной категории. Анализ познавательной деятельности учащихся со сложным дефектом показывает, что сочетание двух первичных дефектов (снижение слуха и задержка психического развития) обусловливает своеобразное развитие этой группы детей и коррекция отклонений возможна лишь при создании специальных условий для их обучения. Определение этих условий зависит от множества факторов: наличия специальных учебных планов, программ, методик, а также от индивидуальных возможностей учеников – состояния памяти, мышления, умственной работоспособности.

Задания для самостоятельной работы

1. Что такое задержка психического развития? Найдите правильный ответ.

а) Отклонение от нормы в развитии ребенка, обусловленное недостатками обучения и воспитания.

б) Нарушение нормального темпа развития в результате, которого ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов.

в) Тяжелое органическое поражение головного мозга, в результате которого наблюдается нарушение нормального развития высших психических процессов.

2. На основании представленных в книге материалов и конспектирования дополнительных материалов, представленных в списке литературы, сравните классификации задержки психического развития, предложенные М. С. Певзнер и К. С. Лебединской.

3. На чем основана классификация М. Ф. Марковской?

4. Какие методики используются при обследовании глухих учащихся с ЗПР начальных классов?

5. Подберите методики первоначального обследования познавательной сферы глухих детей младшего школьного возраста с ЗПР. Проведите обследование одного – двух детей с ЗПР в период педагогической практики. Результаты представьте на заключительной конференции «Глухие дети с комплексными нарушениями: проблемы, поиски, решения»

6. Опишите содержание и методику обследования глухих детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

7. Подготовьте дидактический материал для деловой игры «Обследование уровня развития произвольных внимания и памяти, мышления и речи глухих первоклассников с ЗПР».

8. На основании литературных источников, дайте характеристику готовности детей к школе. Что входит в понятие «готовность к школе» по Л. С. Выготскому? Назовите критерии, определяющие готовность детей к школьному обучению.

Рекомендуемая литература

Богданова Т. Г. Сурдопсихология. – М., 2002

Бертынь Г. П., Розанова Т. В. Клинико-психологическое изучение глухих детей со сложным дефектом // Дефектология, 1993, № 6.

Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Вопросы психологии. – М., 1979, № 2.

Венгер А. Л. Психологическая готовность к обучению в школе / Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников. – М., 1985.

Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. – М., 1982, 1983.

Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. – М., 2000.

Запорожец А. В. Избранные психологические произведения. В 2 т. – М., 1986. Т. 1. – 320 с.; т. 2.

Исследования особенностей прогнотической деятельности / Составители Л. И. Переслени, В. А. Подобед, Л. Ф. Чупров. – Абакан, 1990.

Клинико-психологическое исследование глухих детей со сложным дефектом. /Сб. научн. трудов. Под ред. М. С. Певзнер и Т. В. Розановой. – М., 1980.

Лебединская К. С. Клинические варианты задержки психического развития // Журн. невропатол. и психиатр. им. С. С. Кор сакова. – 1980, № 3.

Лубовский В. И. Некоторые актуальные проблемы советской дефектологии. – Дефектология, 1987, № 5.

Марковская И. Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. – М., 1993.

Певзнер М. С. Клиническая характеристика детей с задержками развития // Дефектология. 1972, № 3.

Психологический словарь. / Под ред. А. В. Петровкого, М. Г. Ярошевского. – М., 1985.

Развитие способностей у глухих детей в процессе обучения / Под ред. Т. В. Розановой. – М., 1991.

Речицкая Е. Г., Пархалина Е. В. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2000.

Розанова Т. В. Методы психолого-педагогического изучения глухих детей со сложным дефектом. Дефектология. № 2, 3. 1982.

Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т.3. – М., 1965.

Шевченко С. Г. Умственное и речевое развитие детей с задержкой психического развития. – В кн.: Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. /Под ред. С. Г. Шевченко. – М., 2001.

Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. – М., 1989.

Глава 2. Особенности развития познавательной сферы глухих детей с задержкой психического развития

1. Характеристика состава учащихся

Определение содержания обучения, организация учебного процесса вообще и тем более по отношению к детям с отклонениями в развитии требует в первую очередь изучения самого ребенка, исследования особенностей протекания познавательных процессов и его личностных особенностей.

Известно, в какое трудное положение попадает ребенок с нормальным интеллектом при необходимости усваивать речь в условиях сниженного слуха. Как показывает опыт, даже незначительное понижение слуха, возникшее в раннем возрасте, может помешать нормальному развитию его речи, затруднить обучение в школе. Но при этом в условиях специального обучения сохранные познавательные возможности ребенка, его высокая обучаемость служат основой преодоления задержки речевого развития.

Конец ознакомительного фрагмента.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Коррекционная работа по развитию познавательной сферы глухих учащихся с задержкой психического развития"

Книги похожие на "Коррекционная работа по развитию познавательной сферы глухих учащихся с задержкой психического развития" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Татьяна Гущина

Татьяна Гущина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Татьяна Гущина - Коррекционная работа по развитию познавательной сферы глухих учащихся с задержкой психического развития"

Отзывы читателей о книге "Коррекционная работа по развитию познавательной сферы глухих учащихся с задержкой психического развития", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.