» » » Александр Никишов - Методика обучения биологии в школе


Авторские права

Александр Никишов - Методика обучения биологии в школе

Здесь можно купить и скачать "Александр Никишов - Методика обучения биологии в школе" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство ЛитагентВладосdeb3a7bd-f934-11df-8c7e-ec5afce481d9, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Никишов - Методика обучения биологии в школе
Рейтинг:
Название:
Методика обучения биологии в школе
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-691-02043-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Методика обучения биологии в школе"

Описание и краткое содержание "Методика обучения биологии в школе" читать бесплатно онлайн.



В предлагаемом для учителей пособии рассматриваются система биологического образования современной школы, воспитание и развитие учащихся в процессе обучения, методы и методические приемы обучения, основные традиционные и инновационные формы организации учебно-воспитательного процесса, факультативные и элективные занятия, формы и виды внеклассной работы, материальная база обучения биологии.






В процессе усвоения обязательного минимума биологических знаний учащиеся должны овладеть различными общеучебными и специальными для курса биологии умениями, например:

– называть признаки организма, основные систематические категории, признаки вида, царств организмов, отделов, классов и важнейших семейств растений, подцарств, типов и классов животных, представителей систематических групп организмов, причины и результаты эволюции, причины наследственности и изменчивости;

– распознавать организмы царств природы; клетки, ткани, органы и системы органов растений и животных; распространенные виды растений и животных своего региона; растения разных отделов, классов и семейств, животных разных типов, классов и отрядов класса млекопитающих; съедобные и ядовитые грибы и растения;

– приводить примеры усложнения растений и животных в процессе эволюции, доказательств родства организмов различных систематических групп, приспособленности растений и животных к средам жизни и конкретным местообитаниям, модификационной и наследственной изменчивости;

– сравнивать между собой царства природы; строение и функции растительных и животных клеток; представителей классов, семейств цветковых растений, типов и классов хордовых животных;

– характеризовать (описывать) строение и функции клеток бактерий, грибов, растений и животных; строение и жизнедеятельность организмов изучаемых царств; среды обитания организмов, особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью; процессы обмена веществ (питание, дыхание, выделение) и превращения энергии, роль ферментов, гормонов и витаминов в организме; рост, развитие и размножение бактерий, грибов, растений и животных; особенности размножения развития человека и т. п.;

– обосновывать взаимосвязь строения и функций органов и их систем, организма и среды, единство органического мира; родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас; роль нервно-гуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; влияние экологических, социальных и других факторов на здоровье человека; влияние человека на среды обитания организмов и его последствий и т. п.;

– делать выводы о клеточном строении организмов всех царств живой природы; родстве и единстве органического мира; об усложнении растений и животных, развитии у них различных приспособлений к условиях внешней среды в процессе эволюции; происхождении человека от животных; необходимости сохранения имеющегося биоразнообразия.

– применять знания о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования их выращивания и мер охраны; о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, вирусов для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний; о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны; движущих силах эволюции для объяснения ее результатов (приспособленности организмов и многообразия видов); о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний.

Важное значение в биологическом образовании школьников имеет развитие практических умений, к числу которых относят умения:

– пользоваться увеличительными приборами (лупа, микроскоп, препаровальные инструменты);

– готовить временные микропрепараты и рассмотрения их под микроскопом;

– пользоваться школьными определителями для установления видов растений и животных;

– ставить простейшие опыты над растениями по выявлению условий прорастания семян, укоренения черенков растений, изменения частоты пульса при физической нагрузке и пр.;

– соблюдать правила поведения в природе и др.

Ориентация на обязательный минимум содержания школьного курса биологии, требования к уровню его усвоения и приобретения необходимых учебных умений, использование дифференцированного подхода в обучении отнесены к основному пути достижения целей современного среднего (базового или полного) биологического образования.

2.2. Факультативные и элективные курсы по биологии

Факультативный курс (факультатив) (франц. facultatif от лат. facultas – возможность), необязательный учебный курс или предмет изучаемый студентами вузов или учащимися средних учебных заведений, выбираемый ими желанию для углубления и расширения научно-теоретических знаний.

Факультативные занятия, в отличие от внеклассных, предусматривались специальным расписанием и проводились до или после уроков.

При проведении факультативных занятий учитель мог использовать различные формы и методы обучения и виды учебной работы учащихся, способствующие развитию у них познавательной и творческой активности, в том числе лекции, семинары, практикумы, лабораторные занятия, экскурсии, рефераты, доклады и другие формы и виды самостоятельной работы.

Учащимся, изучившим факультативный курс, в свидетельстве о восьмилетнем образовании и аттестате о среднем образовании указывалось названия изученных курсов.

Право вести факультативные курсы по биологии предоставлялось учителям школы, а также преподавателям вузов, деятелям науки, специалистам сельского хозяйства, имеющим соответствующую подготовку.

В систему факультативных занятий по биологии были включены курсы «Жизнь растений», 6 (7) кл.; «Жизнь животных», 7 (8) кл.; «Физиология человека», 8 (9) кл.; «Основы гигиены и санитарии», 8 (9) кл.; «Основы экологии и охраны природы», 8–9 кл.; «Физиология сельскохозяйственных животных и зоотехния», 9 (10) кл.; «Физиология высшей нервной деятельности», 9 (10) кл.; «Физиология сельскохозяйственных растений и растениеводство», 9 (10) кл.; «Общая биология», 9–10 кл., 10–11 кл.; «Эволюция органического мира», 10 (11) кл.; «Молекулярная биология», 10 (11) кл.; «Основы генетики и селекции», 10 (11) кл.; «Основы биотехнологии», 10 (11) кл.

Названные факультативы связаны с наиболее перспективными направлениями биологической науки, с методами исследования, с практическим характером биологических знаний и направлены на удовлетворение разносторонних интересов большого круга учащихся.

Программы по факультативам, в отличие обязательных учебных программ по биологии, предусматривали не только углубление знаний по тем или иным разделам биологии, но и увеличение числа лабораторных работ, практических занятий, экскурсий, то есть в большей степени, чем программы по обязательным разделам курса биологии, были направлены на получение новых знаний и умений учащимися путем использования различных методов самостоятельной работы. Например, программа факультативного курса» Жизнь растений» из отведенных на его изучение 34-х часов включала 12 лабораторных работ, 3 практические работы и3 экскурсии.

По всем факультативным курсам, рекомендованным Министерством просвещения РФ, издательством «Просвещение» были изданы учебные пособия для учащихся и методические пособия для учителей.

Элективные курсы (от лат. «elektus» – избранный) – дополнительные, обязательные для изучения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школьного образования и реализуемые за счет школьного компонента учебного плана. Их введение в общеобразовательную школу связано с профилизацией процесса обучения в старших классах. Наряду с профильными предметами они должны способствовать созданию базы, необходимой для развития у школьников интереса к определенной области будущей профессиональной деятельности или выбора учебного заведения для продолжения образования.

Выделяют 3 типа элективных курсов:

– предметные, направленные на углубление и расширение знаний по предметам базисного учебного плана или по их разделам;

– межпредметные, интегрирующие знания о природе и обществе;

– внепредметные (по предметам, не входящим в базисный учебный план и посвященным психологическим, социальным, культурологическим, искусствоведческим проблемам).

К предметным элективным курсам относят курсы повышенного уровня по тому или иному предмету, имеющие как тематическое, так и временное согласование с этим учебным предметом (при этом все разделы избранного предмета углубляются более или менее равномерно); элективные курсы, направленные на более углубленное изучение отдельных разделов обязательного основного курса; элективные спецкурсы по разделам, не входящим в обязательную программу основного предмета; прикладные элективные курсы, направленные на ознакомление с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развитие интереса к современной технике и производству; элективные курсы, посвященные изучению методов познания природы или истории предмета как входящего в учебный план школы (физика, химия, биология, география), так и не входящего в него (астрономия, техника, религия и др.).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Методика обучения биологии в школе"

Книги похожие на "Методика обучения биологии в школе" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Никишов

Александр Никишов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Никишов - Методика обучения биологии в школе"

Отзывы читателей о книге "Методика обучения биологии в школе", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.