» » » Александр Никишов - Методика обучения биологии в школе


Авторские права

Александр Никишов - Методика обучения биологии в школе

Здесь можно купить и скачать "Александр Никишов - Методика обучения биологии в школе" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство ЛитагентВладосdeb3a7bd-f934-11df-8c7e-ec5afce481d9, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Никишов - Методика обучения биологии в школе
Рейтинг:
Название:
Методика обучения биологии в школе
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-691-02043-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Методика обучения биологии в школе"

Описание и краткое содержание "Методика обучения биологии в школе" читать бесплатно онлайн.



В предлагаемом для учителей пособии рассматриваются система биологического образования современной школы, воспитание и развитие учащихся в процессе обучения, методы и методические приемы обучения, основные традиционные и инновационные формы организации учебно-воспитательного процесса, факультативные и элективные занятия, формы и виды внеклассной работы, материальная база обучения биологии.






Принцип систематичности в обучении биологии реализуется при распределении и подаче учебного материала как по годам его изучения в соответствии с возрастными познавательными возможностями учащихся, так и внутри его разделов. При этом целостность школьного курса биологии и выделяемых в нем разделов достигается путем руководства такими основополагающими идеями, как многообразие живого и его разноуровневая организация, единство органического мира, индивидуальное и историческое развитие организмов, связь теории с практикой.

Распределение изучения живой природы в отечественной школе по разделам «Растения», «Животные», «Человек» было предложено автором первого учебника по естественной истории В. Ф. Зуевым, а затем восстановлено и дополнено общебиологическим разделом А. Я. Гердом. Оно основано на истории возникновения биологических наук по царствам природы, их дальнейшей дифференциации и объединении в систему, изучающую живые существа и жизнь в целом.

Согласно принципу систематичности строится и последовательность рассмотрения учебного материала внутри каждого раздела курса биологии. Так, в разделе «Растения, бактерии и грибы» учащиеся вначале знакомятся с общим строением цветковых растений, а затем – со строением и жизнедеятельность его органов от семени до семени, или от цветка до цветка, многообразием цветковых растений, их значением в природе и жизни человека по семействам класса двудольных и однодольных, отделами растений, начиная с зеленых водорослей и заканчивая голосеменными и цветковыми растениями; после изучения бактерий, грибов и лишайников дается материал о растительных сообществах и их охране. В разделе «Животные» учащиеся последовательно изучают важнейшие типы животных в восходящем порядке, а в каждом из них строение и жизнедеятельность, размножение и развитие представителей, многообразие и значение в природе и жизни человека.

В дидактике и методике обучения биологии термин «систематичность» часто используется как синоним термина «системность». Однако в последние годы в методике обучения биологии принцип системности стал рассматриваться как самостоятельная категория, ориентирующая на изучение объектов живой природы как открытых, саморегулирующихся и самовоспроизводяшихся биологических систем разных уровней организации, объединяемых происходящими в них процессами жизнедеятельности и развития.

Принцип преемственности. В дидактике и в предметных методиках принцип преемственности характеризуется требованием опоры при изучении нового учебного материала на ранее пройденный для последовательного развития у школьников знаний, умений и навыков, установления разнообразных связей не только между вновь приобретаемыми, но и прежде полученными знаниями как элементами единой целостной системы. Без установления в обучении преемственных (внутрипредметных и межпредметных) связей обеспечить учащихся подлинной системой знаний невозможно.

В обучении биологии принцип преемственности реализуется от темы к теме в каждом разделе, от раздела к разделу курса биологии, обеспечивая его целостность. Так, в разделе «Растения, бактерии, грибы и лишайники» знания о клеточном строении растения даются с опорой на его внешнее строение, а последующие знания о жизнедеятельности растения с опорой на его внешнее и клеточное строение. При изучении высших споровых растений используется материал об одноклеточных и многоклеточных водорослях, голосеменные изучаются с опорой на знания о мхах и папоротниках и т. д. Особое внимание от раздела к разделу в курсе биологии уделяется преемственности в формировании и развития общебиологических понятий.

3.3. Принципы наглядности, сознательности и прочности обучения

Принцип наглядности в обучении. Требование этого принципа направлено на всемерное использование в обучении объектов и явлений окружающего мира и их изображений. Наглядность, согласно Я. А. Коменскому, – золотое правило дидактики. При реализации этого принципа он считал необходимым использовать в обучении реальные предметы и непосредственные наблюдения за ними, а если это невозможно, то модели или копии предметов и явлений. Обосновывая необходимость использования принципа наглядности, К. Д. Ушин ский писал, что при его помощи все усваивается легче и прочнее.

Реальные предметы в обучении биологии – это предметная наглядность, живые и фиксированные объекты. Важность использования такой наглядности в обучении биологии связана с тем, что она действует на все органы чувств обучаемых, создает конкретные и полные представления, яркие и живые впечатления об изучаемых объектах и явлениях, вызывает к ним повышенный познавательный интерес, убеждает в истинности получаемых знаний и пр. Изобразительная наглядность (модели, муляжи, картины, таблицы и др.) не может заменить предметную наглядность. Однако без ее использования трудно создать у школьников зрительные образы изучаемых предметов и явлений, раскрыть сущность происходящих жизненных процессов, показать многообразие органического мира, отношений и взаимозависимостей в живом мире. Немаловажное значение использование изобразительных пособий имеет в поддержании и переключении внимания учащихся при изучении тех или иных вопросов, в развитии их познавательных способностей.

Наибольшая эффективность в обучении достигаются при совместном использовании натуральных и изобразительных пособий. Например, урок о паразитических плоских червях может дать хорошие учебно-воспитательные результаты, если учащиеся рассмотрят на влажных препаратах членики тела свиного или бычьего цепня, финнозное мясо, познакомятся с демонстрируемой модель свиного цепня во всю его длину, моделями головок цепней, изображениями на таблице названных и других лентецов, выявят черты сходства и различия в их строении, проследят по иллюстрированным схемам их развитие со сменой хозяев.

При реализации принципа наглядности не следует перегружать учебный процесс однотипными наглядными пособиями, так как при их обилии у школьников снижается интерес к работе с ними. Важно, чтобы каждое из подготовленных пособий было строго направлено на решение конкретных учебно-воспитательных задач и появлялось в поле зрения учащихся только во время его использования в обучении.

Различные виды наглядных пособий по биологии рассмотрены в главе «Материальная база обучения биологии».

Принцип сознательности в обучении. Этот принцип придает главное направление познавательной деятельности учащихся в обучении, так как он направлен против формального заучивания знаний. Любое из приобретаемых знаний должно получать свое оформление в виде отчетливых и последовательно развернутых словестных абстракций, соотносимых учеником с вполне определенными представлениями. Принцип сознательности выражает одно из требований к результатам обучения.

Сознательное усвоение учебного материала предполагает умение учащимися свободно и гибко оперировать понятиями, мобилизовать их при необходимости, переводить и переключать из одного круга мыслей в другой, тесно с ним связанный.

Сознательность и несознательность усвоения знаний видна из следующих примеров. После изучения строения цветковых растений на предложенное задание, требующее нарисовать схему цветкового растения и подписать названия его органов, учащиеся часто изображают схематично цветок, стебель и листья, т. е. цветковое растение без корневой системы, и рядоположенно называют как органы, так и части цветка. При выполнении задания, требующего дать названия плодов картофеля и капусты и написать, чем они сходны между собой, некоторые учащиеся указывают, что плод капусты – кочан, а плод картофеля – клубень и сравнивают их по величине, форме и некоторым признакам строения. Эти и подобные им примеры свидетельствуют о трудности замены у учащихся бытовых понятий «цветковое растение», «цветок» и «плод» на научные ботанические.

Сознательное усвоение знаний учащимися возможно при их активном участии в изучении нового материала, стремлении к получению новых знаний и умений, что достигается умелым руководством учителем процессом обучения, использованием в нем различных методов и методических приемов, предметных и изобразительных средств, вызывающих у обучаемых должное внимание и повышенную мыслительную деятельность.

Учитель не только направляет учащихся на сознательное усвоение знаний, но и постоянно, как в ходе изучения нового материала, так и в последующей проверке его усвоения, предлагает им вопросы, требующие осмысленных ответов.

Принцип прочности усвоения знаний. Требование этого принципа в методике обучения биологии направлено на прочное сохранение в памяти учащихся знаний об основных теоретических положениях биологической науки и важнейших биологических понятий, необходимых каждому человеку в его практической деятельности, их воспроизведение и использование в различных ситуациях.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Методика обучения биологии в школе"

Книги похожие на "Методика обучения биологии в школе" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Никишов

Александр Никишов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Никишов - Методика обучения биологии в школе"

Отзывы читателей о книге "Методика обучения биологии в школе", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.