» » » » Наталья Кутузова - История философской мысли Беларуси


Авторские права

Наталья Кутузова - История философской мысли Беларуси

Здесь можно купить и скачать "Наталья Кутузова - История философской мысли Беларуси" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство ЛитагентВышэйшая школаdd258350-1b67-11e6-bded-0cc47a545a1e, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Наталья Кутузова - История философской мысли Беларуси
Рейтинг:
Название:
История философской мысли Беларуси
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2014
ISBN:
978-985-06-2493-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История философской мысли Беларуси"

Описание и краткое содержание "История философской мысли Беларуси" читать бесплатно онлайн.



Рассматриваются основные этапы развития белорусской философской мысли, анализируются ее особенности в различные исторические эпохи, очерчиваются задачи и перспективы в становлении национального самосознания и формировании гражданско-патриотического мировоззрения молодого поколения. Практическая значимость философии как неотьемлемого компонента национальной культуры раскрывается в контексте синергийных процессов социокультурной динамики современного белорусского общества.

Адресуется студентам и магистрантам учреждений высшего образования по гуманитарным специальностям.






1. В XIX – начале XX в. западная цивилизация вступила в полосу фундаментальных преобразований во всех сферах жизнедеятельности: экономической (промышленный переворот), политической (выход на историческую арену народа – восстание масс), социальной (демографический бум, эмансипация женщин), духовной (ядром мировоззрения данной эпохи становятся наука и связанные с нею идеологические проекты).

2. Общественные преобразования закреплялись в конституировании правового государства, гражданского общества, демократической системе образования, локализации церкви, идеологии прав и свобод человека.

3. Происходил процесс активного становления европейских наций и государств, в том числе и в форме национально-освободительных движений. В разных временных зонах и более того – в различных регионах он имел свою специфику.

В контексте европейских событий рассматриваемый период отечественной истории выглядит вполне репрезентативно. Численность населения Беларуси за полвека (к 1914 г.) удвоилась. Городское население увеличилось со 148 тыс. в 1825 г. до 990 тыс. человек в 1914 г.[73] Динамично развивалась экономика. Вклад Беларуси во внутренний валовой продукт Российской империи в 1913 г. составил 10 %. Состоялось «открытие» белорусского этноса. Начался процесс формирования национальной элиты и национального самосознания. В культуру и духовную жизнь возвращается белорусский язык. Возникает белорусистика. Национальное сознание эволюционирует за столетие от уровня обыденно-фольклорных представлений до возникновения классической литературы и социально-философской рефлексии. Формируется и быстро развивается политическая инфраструктура общества – от нелегального студенческого кружка «Гомон» в Санкт-Петербурге до создания многопартийной политической системы и целенаправленных политических действий.

Таким образом, взаимодействие народной и формирующейся высокой (профессиональной) культур в рассмотренный период начало обретать синергийный характер. Однако в этом процессе, по сути, отсутствовали важнейшие опосредствующие звенья, которые могли бы обеспечить их реальное, масштабное взаимодействие – система образования, грамотность населения, средства массовой информации. В лучшем случае можно говорить лишь об отдельных точках такого соприкосновения («Наша ніва» и т. п.). В силу причин, о которых речь шла выше, белорусский город не стал центром консолидации и роста национального самосознания. Но главное – не было политического института и политической воли, которые могли бы «запустить» и обеспечить системное функционирование всех подсистем и механизмов социокультурной синергии белорусского общества. Еще раз подчеркнем: все достижения имперского периода отечественной истории были связаны со спонтанными процессами самоорганизации белорусского народа, а официальные социальные институты Российской империи участия в них практически не принимали. Провозглашение ВНР, а затем и БССР в составе СССР – их логическое завершение в тех конкретных исторических условиях.

1.6. Институциализация белорусской социокультурной синергии

Институциональные основы белорусизации страны

Советский период – это время кардинальной перестройки всех основ жизни белорусского общества (в рамках, естественно, целого, которым являлся Советский Союз). Происходила она по сценарию коммунистического идеологического проекта с вовлечением в процессы обновления (так или иначе) практически каждого человека. Утопичность самого проекта сегодня очевидна («по плодам его»), но несколько поколений людей воспринимали заявленные в нем идеи и идеалы как вполне осуществимые.

Для белорусов советский период истории начался драматически – с раздела территории и населения на две части: советскую (восточную) и польскую (западную). Различными почти на двадцать лет оказались векторы их социально-политического и культурного развития. Этот своеобразный исторический эксперимент оказался опосредованным и социальным экспериментом, развернувшимся в советской части Беларуси, а затем после воссоединения продолжившимся на всей территории страны. Он фактуально позволяет удостовериться в роли и возможностях институализированных действий в процессах государственного и национально-культурного строительства, развития этнического сознания народа.

Импульс, сообщенный деятелями национального движения процессам белорусского возрождения, оказался не только воспринят, но и получил масштабную государственную поддержку со стороны новой власти – руководства БССР. В выработке своей национальной политики и практических действиях оно исходило из известной резолюции X съезда РКП(б) «Об очередных задачах партии в национальном вопросе», указавшей на великодержавный шовинизм как главную угрозу делу становления нового общественного строя. В связи с этим подчеркивалась необходимость добиваться доверия ранее угнетенных наций, развития на их родном языке органов власти, суда, курсов и школы как общеобразовательного, так и профессионально-технического направления, культурно-просветительских учреждений, прессы, театра и т. д.[74] Суть политики «коренизации» населения заключалась в трансляции средствами национальных языков и культур интернациональной доктрины большевизма.

Исходя из этой идеологической установки, в Белоруссии было объявлено о развертывании политики всеобъемлющей белорусизации страны. Ее «точкой отсчета» принят июль 1924 г., когда пленум ЦК КП(б)Б утвердил широкую программу национально-культурного возрождения. Эту программу предполагалось осуществить быстро, в духе максималистских иллюзий того времени. Однако вскоре пришло понимание всей сложности, многогранности проблемы – начинать ее решение приходилось практически с нуля. Усугублялась она и тем, что в начале 1919 г. значительная часть белорусской территории отошла к РСФСР, а возвращалась она затем по частям – в 1924 и 1926 гг. Укрупнение страны породило новые и неожиданные проблемы: необходимость переубедить русифицированное население в важности возрождения белорусской культуры и языка. Многие «новые белорусы» отказывались признавать свои этнические корни, но вместе с тем и не идентифицировали себя с русскими, предпочитая быть просто «тутэйшымі»[75]. Нигилистические настроения по отношению к политике белорусизации были свойственны и для многих «ответственных работников», особенно Гомельской и Витебской губерний, подвергшихся наибольшей русификации, хотя белорусы составляли там до 70 % населения[76].

Данные факты красноречиво свидетельствуют о степени диффузности этнического самосознания белорусов и нетривиальное™ задачи, за решение которой взялась новая власть. По мере уяснения ее глубины и сложности приходило понимание того, что опыт и знания вынужденной эмигрировать значительной части национальной интеллигенции могут оказаться весьма полезными. На основании амнистии в страну вернулись А. Смолич, М. Горецкий, А. Цвикевич, В. Ластовский и десятки других. Интеллектуальным штабом по руководству белорусизацией стал Наркомат просвещения во главе с В. Игнатовским, а организационно-идеологическая и административная поддержка обеспечивалась партийными комитетами всех уровней.

Масштабность предприятия требовала комплексного подхода, включавшего:

1) теоретическое осмысление феномена белорусизации; исследование и разработку фонетических, лексических, терминологических и грамматических аспектов белорусского языка; выработку принципов и изучение белорусской истории, культуры, государства и права; определение направлений археологической работы; подготовку и издание учебников и учебных программ; подготовку кадров белорусской интеллигенции;

2) создание соответствующих социальных институтов, призванных реализовывать сформулированные выше задачи. Таковым стал в первую очередь Институт белорусской культуры (Инбелкульт), открытый в феврале 1922 г. Активными сотрудниками различных его секций были Я. Купала, Я. Колас, Е. Карский, Я. Лёсик, М. Громыко, В. Голубок и др. Ранее (с октября 1921 г.) начал свою работу Белорусский государственный университет. В 1928 г. Инбелкульт преобразуется в Белорусскую академию наук, сохраняя при этом свою белорусоведческую направленность;

3) многовекторность практических действий, точкой пересечения которых должен быть конкретный человек, его сознание. Наиболее важным из этих «векторов» была школа. Белорусский язык и культура становятся обязательными предметами изучения на всех ступенях системы образования. К концу 1920-х гг. белорусскоязычными стали около половины школ-семилеток, а в 1930 г. – до 88 %[77]. Сложнее шел этот процесс в высшей школе из-за нехватки квалифицированных преподавателей-белорусов, отсутствия в нужном количестве книг, учебников, специальной литературы, методических пособий на белорусском языке.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История философской мысли Беларуси"

Книги похожие на "История философской мысли Беларуси" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Наталья Кутузова

Наталья Кутузова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Наталья Кутузова - История философской мысли Беларуси"

Отзывы читателей о книге "История философской мысли Беларуси", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.