» » » » Наталья Кутузова - История философской мысли Беларуси


Авторские права

Наталья Кутузова - История философской мысли Беларуси

Здесь можно купить и скачать "Наталья Кутузова - История философской мысли Беларуси" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство ЛитагентВышэйшая школаdd258350-1b67-11e6-bded-0cc47a545a1e, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Наталья Кутузова - История философской мысли Беларуси
Рейтинг:
Название:
История философской мысли Беларуси
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2014
ISBN:
978-985-06-2493-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История философской мысли Беларуси"

Описание и краткое содержание "История философской мысли Беларуси" читать бесплатно онлайн.



Рассматриваются основные этапы развития белорусской философской мысли, анализируются ее особенности в различные исторические эпохи, очерчиваются задачи и перспективы в становлении национального самосознания и формировании гражданско-патриотического мировоззрения молодого поколения. Практическая значимость философии как неотьемлемого компонента национальной культуры раскрывается в контексте синергийных процессов социокультурной динамики современного белорусского общества.

Адресуется студентам и магистрантам учреждений высшего образования по гуманитарным специальностям.






Процесс «коренизации» существенно интенсифицировался после придания белорусскому языку статуса государственного. В соответствии с требованиями закона на государственный язык переводится делопроизводство, в том числе в воинских частях. С 1927 г. на белорусском языке стал выходить орган ЦК КП(б)Б «Балыпавік Беларусі». Перестраиваются средства массовой информации. В 1927 г. в республике издавалось 20 газет, из них 10 – на белорусском языке; из 16 журналов 10 были белорусскоязычными. К 1928 г. доля книг, изданных на белорусском языке, достигла 81,8 % от общего по республике тиража[78]. Языками национальных меньшинств периодики были иврит, русский и польский.

Важнейшим инструментом политики белорусизации являлось национальное искусство (литература, театр, музыка, кинематограф, изобразительное искусство), обретшее институциализированные формы. Были образованы разнообразные творческие союзы и объединения. Наряду с драматическими театрами, широко распространенными на Беларуси в 1920-е гг., в 1933 г. появляется театр оперы и балета, а ранее – в 1932 г. – консерватория, в 1937 г. – Белорусская государственная филармония. Писатели, поэты, художники, режиссеры, актеры, композиторы, музыканты, вдохновляемые идеалами национального возрождения, своими произведениями возвращали народу его историю, культуру, язык, традиции, память, способствовали возвышению его эстетических вкусов и потребностей и тем самым вносили свой вклад в формирование новой белорусской ментальности.

Таким образом, в 1920-е гг. в результате акцентированной государственной политики и энтузиазма деятелей национально-культурного возрождения были заложены институциональные основы для подлинной белорусизации страны, а также определены духовные – гуманистические и национально-демократические – ориентиры развития нации. Вместе с тем следует понимать, что столь стремительная «национализация» могла быть обеспечена лишь командно-административной системой. Только в ее рамках был возможен, например, такой факт: белорусским языком в 1925 г. владели 22 % «ответственных работников», в 1927 г. – 81 %[79]. Но та же система позволяла при случае не менее стремительно отыграть вспять инициированный ею процесс, что и случилось. Дальнейшее развитие событий пошло по другому руслу. Ощутив в далеко зашедшей «национализации» республик потенциальную угрозу единству страны, большевистское руководство развернуло кампанию борьбы против «буржуазных националистов» и «национальных демократов» (нацдемов). К тому же на них можно было списать и «издержки» коллективизации.

Дебелорусизация

В СССР начинается свертывание политики либерализации (НЭП, практика партийных дискуссий, право на инакомыслие, критика власти, свобода самовыражения, контакты с заграницей и т. д.) уже к концу 1920-х гг. Социальная и духовная синергия переводятся в режим одновекторного командно-волюнтаристского функционирования. Разрушаются механизмы социальной самоорганизации. Вся духовная жизнь общества берется под жесткий партийно-идеологический контроль и направляется на «правильную дорогу». Главными задачами провозглашаются индустриализация, коллективизация и воспитание трудящихся в духе пролетарского интернационализма. Это повлекло за собой смещение акцентов в национальной политике, а также в отношении к ориентированной на национально-демократические ценности интеллигенции. Последняя объявляется препятствием на пути советизации.

В 1930 г. инспирируется первый процесс над деятелями белорусской культуры по отработанному на Украине сценарию: они обвиняются в участии в некоем «Союзе освобождения Белоруссии». Среди арестованных – наркомы, ученые, писатели – всего более ста человек. Фабрикуется дело против Я. Купалы, которое он «закрывает» попыткой самоубийства. Тем не менее и его, и Я. Коласа вынуждают выступить в партийной печати с осуждением своей прошлой литературной деятельности и критикой национально-демократического движения[80]. Подвергся преследованиям и вынужден был застрелиться первый президент Академии наук Белоруссии В. Игнатовский. Собственно, это и была идеологическая «точка» в процессе белорусизации.

В 1933 г. в борьбу с «нацдемовщиной» в Беларуси включается Москва. Газета «Правда» уже своим заголовком ставит перед республиканским руководством прямую задачу «очистить наркомат Наркомпроса Белоруссии от классового врага»[81]. В результате тотальной «чистки» из партии было исключено около 10 тыс. человек – в основном интеллигенция. В следующем году «раскрывается» террористическая организация «Белорусский национальный центр». Репрессиям подвергся 161 человек. «Врагов» отыскивали всюду. К. Пономаренко, первый секретарь ЦК КП(б)Б, в письме к Сталину называет республиканский союз писателей «центральным штабом нацфашистской пропаганды». Были репрессированы 238 литераторов. «Национально-фашистскими элементами» оказался «замусорен» и белорусский театр.

Волна репрессий прокатилась также по научным учреждениям республики. Были расстреляны президент АН БССР П. Горин (Коляда), вице-президент В. Щербаков, 26 академиков и 6 членов-корреспондентов. Целые научные подразделения – Институт философии и советского строительства, Физико-технический институт, Институт экономики были закрыты из-за отсутствия сотрудников[82]. В итоге тонкий, еще только формирующийся культурный слой национальной элиты, образовавшийся в годы «национализации», понес колоссальные потери.

В соответствии с генеральной линией партии на слияние наций и воспитание нового – «советского» человека, формирование новой исторической общности – «советского народа» начинается процесс дебелорусизации. Принципиальное значение в этом плане имели два события. Первое – реформа белорусского правописания (1933), целью которой было «воспитание трудящихся масс в духе пролетарского интернационализма» путем приближения лексических и грамматических норм белорусского языка к русскому. Этот, по существу политический, акт по отношению к языку явился одним из оснований набравшего с течением времени силу национального нигилизма. Второе – перевод обучения в школе на русский язык. К 1940 г. в большинстве белорусских школ обучение в V–X классах велось на русском. Полностью русскоязычными были все 25 вузов.

В республике высшая школа ежегодно готовила тысячи высококвалифицированных специалистов для всех областей народного хозяйства, что вело к существенному повышению общего интеллектуального потенциала народа. По численности студентов на 100 тыс. населения – 24 человека – Беларусь в предвоенные годы опережала Германию, Италию, Францию[83]. Абсолютное большинство студентов в вузах были белорусы. Это обстоятельство важно подчеркнуть в связи с возможностью получения образования белорусской молодежью в «усходніх крэсах» Польши. В Виленском университете процент студентов-белорусов в период 1919–1937 гг. составлял 0,9–2,8 % от общего числа обучающихся[84].

В Западной Беларуси продолжалась политика тотальной полонизации белорусского населения. К 1938 г. были закрыты все белорусскоязычные средние школы. Польские власти по отношению к белорусам с зеркальной точностью копировали политику «второго рейха», в котором, напомним, полякам (а они были самым многочисленным этническим меньшинством в Германии) запрещалось обучать детей на родном языке и даже вести богослужение в костелах. В этом смысле для советских властей идеологически выигрышной была демонстрация своей национальной политики, что в определенной мере содействовало продолжению процесса белорусизации. Ее своеобразный «ренессанс» пришелся на время воссоединия белорусских земель. В западных регионах обучение в большинстве школ переводится на белорусский язык. До войны там был открыт целый ряд высших и средних учебных заведений, учреждений культуры.

Однако главным в гуманитарном образовании и воспитании рядовых граждан и национальной интеллигенции были отнюдь не гуманистические и национально-демократические ценности и идеалы, а большевистская идеология, основанная на догматизме, культе личности и классовой нетерпимости. Еще более воинственной и реакционной она стала в послевоенные годы.

Жестко контролировалась и направлялась не только деятельность ученых-обществоведов, но и художников. Социалистический реализм, героика борьбы и труда, руководящая роль партии – вот круг дозволенных тем. Табу было наложено на обращение деятелей культуры к национально-исторической проблематике, на лирику и просто реалистическое отображение действительности. Показательны в этом отношении идеологические процессы над А. Ахматовой и М. Зощенко.

Продолжением этой политики в Беларуси явилось изъятие из первого послевоенного издания сочинений Я. Купалы 160 его лучших произведений, в которых он воспевал национально-освободительные устремления народа[85]. Вынуждена была писать покаянное письмо в ЦК КП(б)Б старейшая поэтесса Беларуси К. Буйло в связи с обвинением ее партийным руководством республики в «неправильном» понимании любви к Родине, выраженном в сборнике стихов «Світанне». Насильственное отлучение высокой (профессиональной) культуры, в том числе философии, от глубинных истоков и превращение ее в инструмент идеологического воздействия вело к деградации самой культуры и деформации национального самосознания.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История философской мысли Беларуси"

Книги похожие на "История философской мысли Беларуси" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Наталья Кутузова

Наталья Кутузова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Наталья Кутузова - История философской мысли Беларуси"

Отзывы читателей о книге "История философской мысли Беларуси", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.