» » » » Наталья Кутузова - История философской мысли Беларуси


Авторские права

Наталья Кутузова - История философской мысли Беларуси

Здесь можно купить и скачать "Наталья Кутузова - История философской мысли Беларуси" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство ЛитагентВышэйшая школаdd258350-1b67-11e6-bded-0cc47a545a1e, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Наталья Кутузова - История философской мысли Беларуси
Рейтинг:
Название:
История философской мысли Беларуси
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2014
ISBN:
978-985-06-2493-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История философской мысли Беларуси"

Описание и краткое содержание "История философской мысли Беларуси" читать бесплатно онлайн.



Рассматриваются основные этапы развития белорусской философской мысли, анализируются ее особенности в различные исторические эпохи, очерчиваются задачи и перспективы в становлении национального самосознания и формировании гражданско-патриотического мировоззрения молодого поколения. Практическая значимость философии как неотьемлемого компонента национальной культуры раскрывается в контексте синергийных процессов социокультурной динамики современного белорусского общества.

Адресуется студентам и магистрантам учреждений высшего образования по гуманитарным специальностям.






Продолжением этой политики в Беларуси явилось изъятие из первого послевоенного издания сочинений Я. Купалы 160 его лучших произведений, в которых он воспевал национально-освободительные устремления народа[85]. Вынуждена была писать покаянное письмо в ЦК КП(б)Б старейшая поэтесса Беларуси К. Буйло в связи с обвинением ее партийным руководством республики в «неправильном» понимании любви к Родине, выраженном в сборнике стихов «Світанне». Насильственное отлучение высокой (профессиональной) культуры, в том числе философии, от глубинных истоков и превращение ее в инструмент идеологического воздействия вело к деградации самой культуры и деформации национального самосознания.

Данный процесс усилился в связи с вымыванием белорусского языка из школьного (на всех уровнях обучения) и профессионального образования. К началу 1950-х гг. этот процесс зашел так далеко, что стал предметом специального рассмотрения на пленуме ЦК КПБ (июнь 1953 г.). Были даны соответствующие поручения Министерству образования, советским органам на местах. Однако практических последствий эта директива почти не имела. В отношении вузов из-за отсутствия соответствующих кадров преподавателей этот вопрос даже не обсуждался. Беспредельное господство русского языка привело к тому, что значительная часть населения стала воспринимать его уже не только как средство повседневного общения, но и как родной.

Язык, культура, самосознание

В по еле сталинский период ситуация в культуре начинает меняться. Процессы духовной синергии становятся сложнее и разнообразнее. Но политика русификации продолжалась. Дополнительный импульс ей сообщил приезд в Минск на празднование 40-летия БССР Н. Хрущева в 1959 г. В своей речи он сформулировал программный тезис политики партии в языковом вопросе: «Чем раньше мы будем говорить по-русски, тем быстрее построим коммунизм»[86]. Должным образом оценив рвение местного партийно-государственного аппарата, он пообещал, что «Белоруссия первой придет к коммунизму». Для белорусского языка это означало превращение его в элемент декора на национальном портрете Беларуси.

Было бы, однако, неверно экстраполировать ситуацию в лингвистической сфере на процессы развития духовной культуры и формирование национального самосознания в целом, так как в это время намечается (особенно в искусстве, научно-гуманитарных исследованиях) поворот к национальной проблематике, реалистическому осмыслению и репрезентации белорусской социальной и духовной синергии. Литература, театр, кинематограф, музыка, изобразительное искусство, эстрадный жанр (особо следует выделить феномен «Песня-роў») в некоторой степени восстанавливают нарушенную традицию синергизма высокой культуры и народного творчества и выводят белорусскую культуру на уровень международного признания.

Большую работу в области исследований отечественной философской мысли, языка, истории, права, культуры, этнического самосознания осуществили белорусские философы, историки, этнографы, искусствоведы, правоведы, что также можно рассматривать как продолжение той традиции, которая была заложена деятелями белорусского национального возрождения начала века, учеными Инбелкульта. Вопрос в том, насколько органично достижения отечественной высокой культуры рассматриваемого периода стали достоянием массового сознания и маркером самоидентификации белорусского социума?

В 1992 г. Независимым институтом социально-экономических и политических исследований было проведено комплексное исследование «Развитие белорусской нации»[87]. Опрашиваемым по методу стандартизированного интервью задавалось множество вопросов, в том числе об их отношении к России и русским. Результаты исследования свидетельствуют, что представители титульной нации независимой уже в то время Беларуси не рассматривали русских как «других». Они включали их в «МЫ»-общность. А вот украинцы и поляки воспринимались как самые близкие, но «другие». В данном исследовании изучались и иные аспекты темы «Россия и русские». Так, отвечая на вопрос о ментально-культурной близости и предпочтительных для Беларуси партнерах по сотрудничеству, респонденты на первое место ставили Россию и русских. А на вопрос «Представляет ли опасность для белорусской нации то обстоятельство, что значительная часть белорусов разговаривает на русском языке?» в общей сложности 77 % опрошенных ответили «нет»[88].

Результаты данного социологического исследования следует оценивать диалектически, т. е. с пониманием конкретно-исторических обстоятельств подобного положения вещей и без излишнего алармизма. Дело в том, что в рамках советской национальной политики делалась ставка, с одной стороны, на безусловное развитие каждой советской нации и народности, а с другой – на модернизацию нерусских республик, стремление поднять их экономику до уровня самой России. Реализуя эти задачи, советский режим, как пишет английский русист Д. Дивен, на окраинах страны «сам создал нации из в большинстве неграмотных клановых и племенных обществ»[89]. Модернизационные трансформации, в том числе индустриализация, урбанизация и культурная революция, осуществлялись в контексте политики русификации. Это был естественный процесс в том смысле, что реализовать столь масштабный проект можно было лишь на основе развитых форм культуры и средств коммуникации. Важнейшим среди них был русский язык.

Следуя догмам «ленинской национальной политики», советская власть, однако, не допустила полной ассимиляции белорусов (и украинцев) в русском народе. Хотя это вполне могло бы произойти, о чем свидетельствует факт «перехода в русские» белорусов Смоленщины и Псковщины, оказавшихся по итогам «нарезки» территорий союзных республик в РСФСР. И такая ассимиляция, как подчеркивают Д. Фурман и О. Буховец, была бы не более «неестественным и преступным актом этноцида», чем «растворение» провансальцев во французской нации, сицилийцев и сардинцев – в итальянской, баварцев – в немецкой[90]. Реальные же факты таковы: белорусы в XX в. обрели статус титульной нации, собственную государственность (de jure), БССР стала одной из равноправных республик Союза, страной – учредительницей ООН (пусть и чисто формально). Так что идея «белорусская нация – государство» в ее гражданско-государственной версии состоялась, даже если не все вполне это осознают, а вот культурно-лингвистический аспект этого процесса оказался деформированным. Белорусский язык был почти полностью вытесненен из системы образования, государственного делопроизводства, СМИ и живого общения. По результатам опросов, в начале 1990-х гг. в качестве разговорного его использовали всего 1,5–2 % горожан[91]. Естественно, что и потребителем продукции национального духовного производства оставалась лишь незначительная часть населения страны.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Их анализ см.: Королев, А. А. Этноменталитет: сущность, структура, проблемы формирования / А.А. Королев. М., 2011.

2

Полежаев, Д.В. Феномен менталитета общества: сущность и понимание / Д.В. Полежаев // Знание. Понимание. Умение. 2010. № 3. С. 119–120.

3

См., напр.: Жураулёў, В.П. На шляху духоўнага самасцвярджэння / В.П. Жураўлёў. Мінск,1995; Лыч, А.М. Беларуская нацыя і мова / А.М. Лыч. Мінск, 1996; Мікуліч, Т.М. Мова і этнічная самасвядомасць / Т.М. Мікуліч. Мінск, 1996; Салееў, В.А. Нацыянальная самасвядомасць і мастацкая культура / В.А. Салееў Мінск, 1990; Чернявская, Ю.В. Народная культура и национальные традиции /Ю.В. Чернявская. Минск, 2009 и др.

4

См.: Кириенко, В.В. Менталитет современных белорусов как фактор общественного реформирования / В.В. Кириенко // Социология. 1999. № 1; Русецкий, А.В. Патриотические ценности студенческой молодежи в условиях социальной трансформации / А.В. Русецкий, Л.А. Гащенко // Социология. 2000. № I; Местовский, Н.А. Состояние политической культуры студенческой молодежи в современном трансформирующемся обществе / Н.А. Местовский // Социология. 2000. № 2; Фабрикант, М.С. Объяснительные ресурсы имплицитных теорий национальной идентичности у белорусских студентов / М.С. Фабрикант // Социальный психолог. 2008. № 1 и др.

5


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История философской мысли Беларуси"

Книги похожие на "История философской мысли Беларуси" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Наталья Кутузова

Наталья Кутузова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Наталья Кутузова - История философской мысли Беларуси"

Отзывы читателей о книге "История философской мысли Беларуси", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.