Авторские права

Т. Дробышевская - Драматургия города

Здесь можно купить и скачать "Т. Дробышевская - Драматургия города" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентРидеро78ecf724-fc53-11e3-871d-0025905a0812. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Драматургия города
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Драматургия города"

Описание и краткое содержание "Драматургия города" читать бесплатно онлайн.



Книга адресована исследователям, экспертам, преподавателям гуманитарных дисциплин. В ней представлена концепция интегративного градоведения. Акцент в понимании городского процесса сделан на игровое и разумное начала, что позволяет описать единой теорией его метаморфозы. Читатель книги сможет узнать, что отличает компетентного горожанина, и как стать автором города.






III – насаждение правителем правил игры в покорённых городах, интеграция разрозненных картин мира.

Если соотнести этот цикл с определением городской политики, предложенным в предыдущем разделе, тогда суть первой фазы – установление правил взаимодействия горожан, второй фазы – выстраивание и реализация стратегии расширения пространства взаимодействия, третьей фазы – обучение и включение в игру новых участников. Такая схема экспансии городской игры, как показал анализ, воспроизводилась с вариациями в разных регионах древнего мира.

В Древнем Египте одним из первых городов был Иераконполь, с середины IV тысячелетия до н. э. – центр царства Верхний Египет и место культа бога Гора. Его правитель Нармер объединил Верхний и Нижний Египет после череды войн в начале III тысячелетия до н. э. Правители централизованного государства построили новую столицу – Мемфис. К концу III тысячелетия до н. э. все египетские земли, распавшиеся на двести лет, подчинил себе царь Фив Ментухотеп I. В середине II тысячелетия до н. э. фараон Тутмос III раздвинул границы Египта до максимальных пределов. Опиравшийся на военную силу египтян «процесс колонизации умов» (по выражению В. П. Будановой [70]) охватил Эфиопию, Сирию, Палестину, Ливию.

Важнейшие особенности картины мира, созданной горожанами Древнего Египта, были связаны с обожествлением ими солнца. Восточный правый берег Нила, над которым солнце всходило, считался пространством жизни, здесь основывались городские поселения. Западный левый берег, над которым солнце склонялось к закату, ассоциировался с миром умерших, тут устраивались некрополи. После объединения Египта главенствующим среди солнечных культов стал культ бога солнца Ра, зародившийся в Гелиополе. Когда фараон Эхнатон попытался унифицировать картины мира египетских городов, отменив многобожие, на роль единого бога им был выбран другой солнечный бог Атон, символизировавший солнечный диск. Поклонение солнцу нашло отражение и в создании солнечного календаря.

Сам город как ансамбль построек, согласно воззрениям древних египтян, воплощал собой волю и был собственностью высших сил, служа убежищем от природных стихий и завоевателей. Город представлялся им моделью мироздания. Доминантными, организующими жизнь горожан персонажами являлись хозяева дворца, некрополя и храма. Власть их над умами находила внешнее выражение в монументальности предназначенных для них сооружений.

Почитание фараона в качестве бога составляло основу мировоззрения древнего египтянина, зависевшего от ирригационных систем, строительство и поддержание которых обеспечивал своей властью царь. Основная часть занятого населения считалась царскими людьми, находилась в распоряжении царя. Был установлен порядок распределения египтян, достигших полнолетия, по ремёслам и профессиям на специальных смотрах. Работники организовывались в трудовые отряды. Вёлся тщательный учёт выполняемых работ. Государственным хозяйством ведал верховный сановник, вторая по значению фигура после фараона в структуре власти.

Многие элементы картины мира, созданной в ходе древнеегипетской городской игры, легли в основу современных представлений. Древние египтяне достигли успехов в развитии математических и медицинских знаний. Ими были открыты число пи, формулы площади прямоугольника и круга, объёма шара и пирамиды, способ решения уравнения с одним неизвестным. Врачи умели делать хирургические операции, понимали законы кровообращения. Жрецы вели астрономические наблюдения, вычислили периодичность солнечных и лунных затмений. При храмах создавались школы. Грамотность высоко ценилась.

В Месопотамии на территории областей Шумер и Аккад в долинах Тигра и Евфрата в III тысячелетии до н. э. возникло около 20 городских общин (Урук, Ур, Ниппур, Киш, Лагаш, Умма и др.). Жизнедеятельность их основывалась на орошаемом земледелии, которое вели полноправные общинники – частные собственники и храмовые земледельцы, получавшие за свой труд от храмовой организации пайки или земельные наделы в пользование. Городские коллективы непрерывно воевали друг с другом за каналы и орошаемые поля.

Правило городом собрание общинников. В структуре управления насчитывалось от 80 до 130 должностей и профессий, должности передавались по наследству. Верховный жрец выбирался по результатам гадания. Первоначально он же являлся председателем совета общинников, впоследствии эти роли были разделены между разными жрецами.

Шумеры обожествляли природные явления и стихии. Разные городские общины поклонялись разным богам, так, Ур – богу луны, Ниппур – богу воздуха, Урук – богине плодородия и её родственникам. Храм, возведенный для божества, становился для горожан центром мира. Храмовые владения считались собственностью божественного покровителя.

Главным светилом в картине мира шумеров являлась луна. Ими был создан лунный календарь, в котором сутки начинались с заходом солнца, время суток делилось на тёмное, где царит луна, – неблагоприятное для человека, и светлое – благоприятное. В царстве луны, как представлялось шумерам, во мраке и холоде скитаются души умерших. Страх перед загробным миром определил ориентацию жизненных стратегий. Люди стремились, прежде всего, к долголетию. Второй по значению ценностью мыслились дети – они поддержат человека в старости и после ухода его из земной жизни будут приносить ему жертвы, чтобы сделать более лёгким посмертное существование. Третьим приоритетом считалось богатство, владение имуществом. Вещи помогали жить и рассматривались человеком как часть себя.

В любой своей деятельности месопотамские горожане руководствовались гаданиями и предсказаниями, что объяснялось их восприятием времени. Оно понималось не абстрактно, а виделось им цепью событий – уже совершившихся, хранящихся в прошлом, и ещё не произошедших, хранящихся в будущем. Такое время имело конкретные формы, с ним можно было обращаться как с вещью: дотронуться, заглянуть в него.

Шумеры, как и древние египтяне, высоко ценили образование. Они изобрели клинопись – один из первых видов письменности, создали школьную систему обучения. Школы были светскими. Продолжительность обучения, во многом строившегося на диалогах и дискуссиях, составляла 15—20 лет. Получаемые в школах знания носили утилитарный характер. Человек считался образованным, если владел письмом, умел петь, играть на музыкальных инструментах, принимать разумные и законные решения, знал жертвенные ритуалы. Грамотным было практически всё взрослое население.

Первая попытка интеграции самостоятельных игровых ансамблей шумерских городов принадлежит царю Аккада Саргону. В середине III тысячелетия до н. э. он объединил Северную Месопотамию в государство деспотического типа с преобладанием государственного хозяйства и разветвлённым бюрократическим аппаратом. Специальные чиновники от имени царя управляли отраслями хозяйства, городами и областями. Для освящения своих действий Саргон ввёл в пантеоне шумерских богов «должность» главного бога. Им стал Мардук, функцией которого было покровительство государству.

В условиях частой смены царствующих династий преемственность картины мира шумеров и аккадцев обеспечивало учение о единой божественной царственности, переходящей от царя к царю. Личность правителя считалась священной, его именем клялись, с его жизнью соотносили собственную жизнь.

В начале II тысячелетия до н. э. большую часть Двуречья объединил шестой царь Вавилона Хаммурапи, использовавший с этой целью военную силу и тактику заключения временных союзов с правителями других городов. Хаммурапи проводил политику ограничения частной хозяйственной инициативы: установил твёрдые цены на главные продукты питания, запретил частную международную торговлю, продажу земли за пределами городов. Для своих подданных царь создал свод из 282 законов. Кодекс содержал статьи, защищавшие частную собственность и устои патриархальной семьи, определял статус различных категорий населения – воинов, свободных, рабов. Наряду с правовыми нормами законодательство включало моральные императивы: не лги, не кради, не лжесвидетельствуй.

Хаммурапи предпринимались также большие усилия, чтобы зримо подчеркнуть главенство Вавилона. Внешний вид города должен был создавать образ священной столицы, «ворот бога». Улицы назывались именами богов, было построено более ста храмов Мардука и высших богов. Количество же святилищ небесных, земных и подземных богов приближалось к тысяче при том, что численность населения города составляла тогда около 200 тысяч человек.

Горожане жили на доходы от сдачи в аренду земельных участков, которые они получали за государственную службу, а также наделялись продуктами во время храмовых праздников. По объёму прав различались две категории свободных людей. Полноправные граждане состояли в общине, владели недвижимостью, занимали государственные должности. Уделом изгнанных из общины или пришлых была работа на царской земле. Рабы использовались в домашних трудах и приравнивались к младшим членам семьи.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Драматургия города"

Книги похожие на "Драматургия города" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Т. Дробышевская

Т. Дробышевская - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Т. Дробышевская - Драматургия города"

Отзывы читателей о книге "Драматургия города", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.