» » » » Евгений Кузин - Системная теория жизни. Кибернетика живого


Авторские права

Евгений Кузин - Системная теория жизни. Кибернетика живого

Здесь можно купить и скачать "Евгений Кузин - Системная теория жизни. Кибернетика живого" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство ЛитагентРидеро78ecf724-fc53-11e3-871d-0025905a0812. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Системная теория жизни. Кибернетика живого
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Системная теория жизни. Кибернетика живого"

Описание и краткое содержание "Системная теория жизни. Кибернетика живого" читать бесплатно онлайн.



Автор, доктор наук, профессор в области кибернетики Е. С. Кузин, в своей книге рассказывает о такой проблеме, как исследование Жизни, ее принципов и законов. Автор попытался показать принципиальную, качественную разницу между понятиями «живое» и «неживое». Книга содержит бесценную информацию о системном подходе к Мирозданию как единой и целостной системе, а организацию компонентов, составляющих Мироздание, как системную организацию.






Еще более важно, что сам процесс отнесения состояния сущности к определенной градации некоторых дискретных шкал «живое/неживое» и «живое/умершее» вызывает вопрос: «А судьи кто»? Кто оценивает это состояние и почему все остальные должны принимать этот вывод как объективный, хотя он по определению субъективен? И если в практических вопросах (например, при определении умер человек или не умер) мы вынужденно прибегаем к помощи экспертов-врачей (кто-то должен принять решение!), то как можно делать на основании экспертных (сугубо субъективных!) оценок теоретические выводы?

Как это не парадоксально звучит, но единственной действительно объективной оценкой состояния по шкалам живое/неживое и живое/умершее может быть только оценка, осуществляемая самим объектом оценки, т.е. самооценка. Естественно при этом, возникает вопрос, а как нам (наблюдателям со стороны) узнать эту самооценку? Как узнать, например, ощущает ли что-то вирус или нет? Или проще: ощущает ли что-то гриб, когда мы его срезаем, или картошка, когда мы ее чистим или, наконец, камень, когда мы по нему стучим или его нагреваем? На самом деле это риторические вопросы: мы можем получить ответ только в тех случаях, когда нам и без этого ответа все ясно (так ли ясно, как нам кажется?). В неясных случаях мы этот ответ не получим. Но, самое главное, будем мы знать ответ или не будем, это ничего не меняет по существу, не меняет, ведь независимо от наших субъективных выводов объективная действительность не изменится.

Для начала рассуждений на эту тему попытаемся представить, что такое «самоощущение», и как «самоощущение» постепенно переходит в «самоосознание». Как уже было сказано выше, с точки зрения СТЖ основным критерием для оценки «живое-неживое» являются ощущения самой сущности. Ощущение – это совокупность чувств, объединяющих внутреннее и внешнее. Первое – это восприятие состояния своего организма, второе – состояние окружающей среды, при этом и то, и другое причудливым образом сливается в единое целое. Внешнее ощущение – это восприятие сущностью внешнего по отношению к ее принимающему решение аппарату сигнала, вызывающего определенную внутреннюю реакцию – связывание внутреннего и «внешнего» миров. Именно начиная от возникновения первичных ощущений сущности и можно пытаться строить градации, характеризующие «серую» зону. Ощущение начинается с дифференциации – различения сущностью двух или более градаций воспринимаемых ее органами чувств отдельных параметров окружающей среды. Сам факт наличия у сущности таких ощущений уже означает, что она не является неживой. И это важно. Но еще, более важной является следующая ступень – появление у сущности своего субъективного отношения к этим градациям, т.е. возникновения у нее при изменении градации чувства «хуже – лучше», которое является первичным основанием для возникновения у нее активности. Этот шаг принципиален, поскольку в конце-концов именно активность и пассивность качественно разделяют «жизнь» и «не жизнь». Ощущение «хуже-лучше» возникает у сущности как результат изменения текущего состояния среды ее существования. Следует напомнить, что в понятие среды существования входит не только внешняя по отношению к сущности среда, но и внутренняя среда сущности. Действительно, сущность в равной степени может ощущать дискомфорт, вызванный не только внешними, но и внутренними, причинами. То же относится и к комфортным состояниям.

Элементарное (минимально возможное) ощущение возникает при восприятии среды по одному параметру, т.е. одному физическому показателю, при выделении в этом показателе не менее двух градаций, которые сущность отличает одну от другой (например, «светло-темно»). Чем больше градаций каждого параметра различает сущность (например, разные степени темноты) и чем большее число параметров (цвет, форма, звук, вкус и многие другие, нам известные и неизвестные) ею воспринимается через соответствующие органы чувств, тем более разнообразной становится воспринимаемая ею картина мира, в котором она существует.

Следующим шагом – условием для возникновения активной деятельности сущности, является появление у нее внутреннего отношения сначала к разным значениям отдельных параметров (возможно, это происходит параллельно с первым шагом), потом к целостным совокупностям значений всех (или части) воспринимаемых ею параметров, т.е. отношения к ситуации в мире, в котором она существует. Следует подчеркнуть, что наблюдаемая со стороны реакция сущности на внешнее воздействие не является признаком того, что у нее существуют как сами ощущения, так и какое-либо отношение к ним. Ведь удлинение металлического стержня при нагревании не свидетельствует о том, что стержень «ощущает» нагревание, хотя он и реагирует на него. Существование самого явления и возможность его обнаружения – это принципиально разные вещи. При этом, хотя явление объективно, его обнаружение субъективно: кто-то что-то обнаружил, а кто-то нет, а кто-то обнаружил, но истолковал по-другому. Увы, возникает ли у сущности при каком-то роде воздействия на нее какие-либо ощущения и как она относится к этим ощущениям – это может «знать» (не очень адекватный для этого случая термин, но какой-либо другой трудно подобрать) только сама сущность. Никакое наблюдение со стороны не обеспечит получения однозначно правильного вывода о наличии или отсутствии этого чувства, не у тебя, а у кого-то другого.

Как уже говорилось, простейшее отношение сущности к ситуации в мире может быть определено через две градации – «плохо» и «хорошо». Более сложное отношение выражается через индивидуальное отношение сущности к каждой совокупности из многих градаций многих параметров, а также, что является более тонким ощущением, через индивидуальное отношение к различным совокупностям градаций многих параметров, отражающим различные возникающие в среде комплексные ситуации. Но все это свидетельствует об активности сущности только в ощущении мира: сущность только ощущает мир как нечто «плохое» или «хорошее» (более или менее плохое, более или менее хорошее), но не может или не пытается воздействовать на ситуацию, чтобы превратить ее из «плохой» в «хорошую». Но «ощущать» может только живое и потому само наличие таких ощущений позволяет говорить об определенном сдвиге при оценке по оси живое/неживое в сторону «живого». При этом ощущение «плохо» порождает мотивацию к его замещению на «хорошо», а ощущение «хорошо» – либо мотивацию к его сохранению, либо к изменению «хорошо» на «еще лучше». В результате у сущности возникает цель – превратить «плохо» в «хорошо», а «хорошо» в «еще лучше». Это позволяет говорить о сущности, как целой единице живого.

Следующая ступень жизненной активности – это выработка живой сущностью реакции на ощущение, в результате которой рождается воздействие (если особь может его осуществить) на существующую ситуацию, изменяющее ее от оценки «плохо» (если результат не удовлетворяет особь) к «лучше» и далее к «хорошо». Причем здесь можно говорить о трех возможных реакциях на оценку «плохо». Первая – самоорганизация особи, ее адаптация к среде, перестраивающая ее внутренние процессы (например, потоотделение, рост температуры тела, повышение частоты пульса и т.п.), но не влияющая на окружающую ее среду. Вторая – избегание окружающей ситуации путем перемещения в какую-либо другую точку пространства. И, наконец, третья – это активное воздействие особи на окружающий мир (или на внутренний – например, прием соответствующей пищи) с целью последовательного создания в нем все более «лучших» ситуаций, и так далее, до достижения ситуации, оцениваемой особью как «хорошо». Можно сказать, что появление у сущности стремления к достижению ситуации «хорошо» – это появление у нее желания, что является следующим качественным скачком. Появление желания (мотивация) стимулирует появление цели. А наличие у особи собственной цели делает ее равноправной среди других живых особей, независимо от «примитивности» особи, «сложности» самой цели, а также путей и методов ее достижения, которые может использовать особь.

Следующим шагом, достигаемым особью в ее положении относительно оси живое/неживое, является появление у нее не только желания, но и возможности оказания влияния на среду ее обитания, что определяет возможность осуществления ею целенаправленного поведения в среде обитания. Каждое живое существо на каждом этапе своего существования имеет собственную цель, к достижению которой оно стремится на том или ином этапе своей жизни, которую оно желает достичь, и которая определяется только ее внутренним отношением к различным ситуациям в окружающем мире. И это относится как к человеку и высшим животным, так и к растениям, инфузориям и любым мельчайшим, но живым существам, обитающим в мире. Чем более далекую цель ставит перед собой живая сущность, т.е. чем бо̀льшее число единичных шагов действий требуется совершить для достижения цели, тем более сложной организацией она должна обладать.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Системная теория жизни. Кибернетика живого"

Книги похожие на "Системная теория жизни. Кибернетика живого" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Евгений Кузин

Евгений Кузин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Евгений Кузин - Системная теория жизни. Кибернетика живого"

Отзывы читателей о книге "Системная теория жизни. Кибернетика живого", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.