» » » » Виталий Тамбовцев - Основы институционального проектирования. Учебное пособие


Авторские права

Виталий Тамбовцев - Основы институционального проектирования. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "Виталий Тамбовцев - Основы институционального проектирования. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство ЛитагентЭкономический факультет МГУe39042c3-2327-11e6-9614-0cc47a545a1e, год 2008. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Виталий Тамбовцев - Основы институционального проектирования. Учебное пособие
Рейтинг:
Название:
Основы институционального проектирования. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
2008
ISBN:
978-5-16-002044-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Основы институционального проектирования. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Основы институционального проектирования. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



Учебное пособие посвящено обсуждению вопросов разработки основной части нормативных актов различного типа (законов, подзаконных актов, инструкций и т. п.), а именно – правил, исполнение которых должен обеспечить нормативный акт, с точки зрения новой институциональной теории. Предлагаются общие принципы формирования правил, преследующих определенные цели, анализируются особенности их формирования для разных типов правил.

Пособие предназначено студентам магистратуры экономических факультетов университетов. Оно будет полезно также учащимся юридических вузов, интересующимся вопросами нормотворчества.

Подготовлено при содействии НФПК – Национального фонда подготовки кадров в рамках Программы «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» инновационного проекта развития образования.






Упомянутый Регламент содержит, правда, в составе названной статьи и другое необходимое условие внесения законопроекта: в качестве приложения к представляемому тексту закона должно иметь место и «обоснование необходимости его принятия, включающее развернутую характеристику законопроекта, его целей, основных положений, места в системе действующего законодательства, а также прогноза социально-экономических и иных последствий его принятия». Однако каков минимальный набор прогнозируемых параметров, что за «иные» последствия принятия закона должны быть оценены – Регламент умалчивает. Иными словами, он сам, как определенная формальная норма, ликвидируя одни неопределенные ситуации, параллельно создает неопределенность в других областях.

Нетрудно привести примеры потенциально негативных последствий пренебрежения явной проработкой и других этапов формирования институционального проекта, однако и уже сделанные замечания ясно показывают, как представляется, конструктивность обсуждаемого принципа.

2.2. Принципы компонентной полноты проекта

Коль скоро любой реально действующий институт представляет собой некоторую массовую коллективную деятельность, естественно подойти к вопросу о его элементах с точки зрения общих представлений о структуре продуктивной деятельности. С нашей точки зрения, любая продуктивная деятельность, т. е. действия, направленные на получение какого-либо «внешнего», овеществленного результата, возможна лишь при одновременном наличии следующих компонентов [Тамбовцев, 1993, с. 8]:

• объекта воздействия или преобразования;

• средств воздействия на объект;

• субъекта деятельности;

• знаний субъекта о том, как с помощью средств изменять объект;

• целей, мотивов и стимулов действий субъекта;

• условий, форм и способов соединения перечисленных выше компонентов, размещения их в порядке, позволяющем осуществиться действиям.

Легко видеть, что названные компоненты образуют некоторую минимальную систему, т. е. обладают свойством взаимодополнительности (комплементарности): при отсутствии любого из них деятельность не осуществится, результат не будет получен.

Исходя из этого, первый принцип компонентной полноты гласит: для повышения вероятности успеха проектируемой институциональной инновации, ее разрабатываемое описание должно выключать все комплементарные компоненты соответствующей деятельности.

Тем самым, этот принцип указывает на те «технологические блоки» формируемого экономического института, которые должны стать предметом вариантной проектной проработки, применительно к конкретным целям институционального проекта.

Компонентный состав институционального проекта может быть охарактеризован и с другой точки зрения: поскольку планируется создать некоторую норму, в составе проекта должны быть представлены все ее составные части. Это требование составляет второй принцип компонентной полноты.

С точки зрения данного подхода, важнейшими составными частями института являются (I) алгоритм действий (схема взаимодействия) субъектов и (II) механизм принуждения субъектов к следованию этому алгоритму. Если разрабатываемые варианты правила содержат только какой-то один из этик блоков, или если блоки детализированы в неодинаковой степени, нетрудно предвидеть возникновение сложностей в процессе внедрения такого правила в жизнь, – сложностей, которых можно было бы избежать в случае следования разработчика приведенному второму принципу компонентной полноты институционального проекта.

Первый из названных блоков для институционального проекта, нацеленного на введение правила взаимодействия нескольких экономических агентов, должен, очевидно, включать алгоритмы действии для каждого потенциального контрагента, т. е. описание последовательности действий для индивидов, занимающих каждую из позиций в общем алгоритме соответствующего правила. Например, если речь идет о введении новых правил регистрации юридических лиц, алгоритмическая часть институционального проекта должна описывать действия и их последовательность как для заявителя, так и для регистратора.

Существенно при этом, чтобы каждому из потенциальных контрагентов были известны алгоритмы действий его партнеров. Без этого синхронизация и координация их совместного проведения оказывается затруднительной.

Второй блок – принуждения к исполнению правила – должен включать описания способов выполнения стандартных функций инфорсмента, т. е, наблюдения за поведением индивидов, выявления нарушения правил, идентификации нарушителя, принятия решения о наказании нарушителя и приведения санкции в исполнение. Нет нужды подчеркивать, что предлагаемые институциональным проектом способы выполнения указанного комплекса функций должны соответствовать друг другу.

Как отмечает Д. Норт, «создавая привила, их авторы обычно принимают во внимание возможные «издержки защиты правила», т. е. предусматривают механизмы, позволяющие установить факт нарушения правила, измерить степень нарушения (и последствия нарушения для одной из сторон обмена) и наказать нарушителя» [Норт, 1997, с, 69]. К сожалению, оценка таких действий как обычных для законодателя отнюдь не относятся к практике отечественного законодательства.

Необходимо обратить внимание и на такой важный момент: поскольку сложной деятельностью многих различных субъектов является как проектируемый институт, так и процесс его создания и «вживления» в институциональную структуру экономики, полный институциональный проект должен включать два подраздела: (а) описание компонентов института как регулярной деятельности и (б) описание действии, обеспечивающих его создание, увязку и взаимодействие с другими институтами, существующими в экономике или каком-то ее фрагменте. Иначе говоря, институциональный проект, как всякий план, должен указывать не только на то, что делать, но и на то, как делать. Тем самым, такой проект выполняет одновременно и роль компонента технологической информации в собственном втором подразделе.[9] Соответствующее требование включения в институциональный проект обоих функциональных компонентов представляет собой третий принцип компонентной полноты.

Свое практическое применение принципы компонентной полноты проекта находят на этапе разработки вариантов институционального решения. В соответствии с первым из них, каждый из разрабатываемых вариантов должен включать характеристики всех указанных выше шести компонентов деятельности, т. е. отвечать на следующие вопросы:

• Каково фактическое положение дел в той области экономической деятельности, в рамках которой предполагается «вживление» нового для нее института? Иными словами, что представляет собой объект институционального преобразования?

• Какими методами, средствами, способами можно изменить не устраивающие целеполагающего субъекта характеристики и параметры объекта преобразования? Какие именно из этих средств и способов, схем и алгоритмов взаимодействия, предполагается реализовать в рамках проекта (разрабатываемого варианта решения)?

• Кто из имеющихся в предметной области экономических агентов окажется вовлеченным в новую схему взаимодействия?

• Какая информация нужна этим агентам для включения в новую схему взаимодействия и как эта информация станет им известна, как она будет доведена до них?

• Почему намеченные к вовлечению в новую схему взаимодействия экономические агенты включатся в нее? Какие преимущества, выгоды или уменьшение негативных воздействий они приобретут от «вступления в участники» проектируемого института?

• Наконец, какие предварительные действия нужно осуществить, какие условия выполнить, чтобы «намеченные» субъекты стали действовать в соответствии с разработанной схемой (порядком)?

Упоминавшаяся в приведенных вопросах схема (алгоритм) взаимодействия экономических агентов – участников проектируемого института – представляет собой центральное звено варианта институционального решения. В ее состав входят:

• субъекты действий (конкретные индивиды или их общности, отдельные организации или их типы, группы и т. п.);

• проектируемые действия субъектов – обмены, производственные акты, действия сбережения (сохранения) ресурсов и др.;

• возникающие изменения в экономических состояниях субъектов – выгоды, потери, расширившиеся или сузившиеся возможности.

Связь данного компонента институционального проекта с его частью, описывающей механизм инфорсмента вводимого правила, осуществляется через второй и третий из указанных блоков. Ведь в число проектируемых действий субъектов, которые будут «задействованы» в рамках осуществляющегося проекта, должны быть включены и действия гаранта по мониторингу и инфорсменту правила, а выгоды и потери этих субъектов (включая индивидов, входящих в состав гаранта) существенно зависят от характера предполагаемого механизма принуждения.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Основы институционального проектирования. Учебное пособие"

Книги похожие на "Основы институционального проектирования. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виталий Тамбовцев

Виталий Тамбовцев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виталий Тамбовцев - Основы институционального проектирования. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Основы институционального проектирования. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.